Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания………………………5
1.1. Нравственное воспитание как система…………………………….….......5
1.2. Методы и формы нравственного воспитания…………………………….8
1.3. Влияние мотивационной сферы на формирование личности……....…..11
1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания…………..…….…….. 18
Глава 2. Методические разработки для нравственного воспитания
5-6 классов……………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………..…..

Файлы: 1 файл

Нравственное воспитание школьников .doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим, кто из вас самый жадный. Сейчас я вас угощу пирогом. (Воспитатель, пронося по рядам нарезанный пирог, предлагает каждому взять кусок. С первого раза победить жадность не удаётся: дети будут брать не тот, что ближе, а тот, что побольше. Упражнение можно повторить.)

Учитель: Я очень рада, что вы справились со своим «хочется» и вы совсем не жадные дети. Надеюсь, теперь вы знаете, как себя вести в гостях и принимать их.

Рекомендации. Можно устроить чаепитие.

Художественная самодеятельность на тему «Хороший поступок»

(рисование)

Цель. Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка.

Оборудование. Бумага и цветные карандаши, стенд (место для рисунков)

Ход занятия.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами организуем выставку рисунков на тему «хороший поступок».  Хорошо подумайте, что вы будете рисовать. (Дети рисуют. Затем нужно вывесить все рисунки на стенд.)

Учитель: А теперь каждый по очереди должен дать пояснения к своему рисунку. (Дети поясняют.)

Учитель: Мне все рисунки понравились, они соответствуют теме. Но мне хотелось бы выделить следующий рисунок …

 

Заключение

Во все века люди высоко ценили  нравственную  воспитанность.  Глубокие социально- экономические   преобразования,   происходящие   в   современном

обществе, заставляют  нас  размышлять  о  будущем ,  о ее  молодежи.

Нравственные  ориентиры  в  настоящее  время   претерпевают  многочисленные изменения,   зачастую   это   выражается    в    бездуховности,    безверии, агрессивности.  Поэтому  проблемы   нравственного   воспитания    школьников актуальны в наше время.

        Этой   работой   мы   подтвердили   «закономерность   нравственного воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский:  «Если  человека  учат добру - …в результате  будет  добро».  Только  воспитывать  надо  постоянно, требовательно,   настойчиво,   с   учетом   индивидуальных   и    возрастных особенностей детей.

    В  соответствии с поставленными  в начале исследования задачами  были:

    1)  показаны,  что  изменяются  ценности,  а   это   означает   падение нравственности.  Поэтому  главной  задачей  школы,  классного   руководителя является нравственное воспитание;

    2) проанализированы  ключевые понятия исследования:

     нравственное  воспитание  –  целенаправленный   двухсторонний   процесс

формирования  морального сознания, развития нравственных чувств  и  выработки

навыков и привычек нравственного поведения;

    форма  воспитания – это способ организации  воспитательного процесса;

    методы  нравственного  воспитания  выступают   как   пути   и   способы

формирования  нравственного сознания, развития моральных  чувств  и  выработки

навыков и привычек поведения;

    3) указаны основные  формы нравственного воспитания:  классный  час,

беседа,  диспут  по  вопросам  морали,  читательская  конференция  и   формы

приобщения  учащихся к искусству;

    4)  выяснили,  что методы  убеждения и методы  упражнения,   которые использовали  в  основном,  дополняют  методы  стимулирования  (поощрения  и

наказания), коррекции  поведения, игровых ситуаций, метод  дилемм  и  главный

метод воспитывающих  ситуаций. Методы нравственного воспитания  выступают   в сложном и противоречивом единстве;

    5) разработаны этические воспитательные дела, с использованием  разных

методов,  для 5-6 классов.

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что «специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание».

Целью нравственного  воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали.

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть).

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного  воспитания являются:

1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2. Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

 

Литература

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
  3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 1979.
  4. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 1998. № 9-10.
  5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998.
  6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. М., 1957, т. IV.
  7. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988.
  8. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2000.
  11. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

 

 




Информация о работе Нравственное воспитание школьников