Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:19, курсовая работа
«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания………………………5
1.1. Нравственное воспитание как система…………………………….….......5
1.2. Методы и формы нравственного воспитания…………………………….8
1.3. Влияние мотивационной сферы на формирование личности……....…..11
1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания…………..…….…….. 18
Глава 2. Методические разработки для нравственного воспитания
5-6 классов……………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………..…..
Учитель: А сейчас мы с вами посмотрим, кто из вас самый жадный. Сейчас я вас угощу пирогом. (Воспитатель, пронося по рядам нарезанный пирог, предлагает каждому взять кусок. С первого раза победить жадность не удаётся: дети будут брать не тот, что ближе, а тот, что побольше. Упражнение можно повторить.)
Учитель: Я очень рада, что вы справились со своим «хочется» и вы совсем не жадные дети. Надеюсь, теперь вы знаете, как себя вести в гостях и принимать их.
Рекомендации. Можно устроить чаепитие.
Цель. Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим. Дать возможность мысленно представить себя на месте героя рисунка.
Оборудование. Бумага и цветные карандаши, стенд (место для рисунков)
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами организуем выставку рисунков на тему «хороший поступок». Хорошо подумайте, что вы будете рисовать. (Дети рисуют. Затем нужно вывесить все рисунки на стенд.)
Учитель: А теперь каждый по очереди должен дать пояснения к своему рисунку. (Дети поясняют.)
Учитель: Мне все рисунки понравились, они соответствуют теме. Но мне хотелось бы выделить следующий рисунок …
Заключение
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном
обществе, заставляют нас размышлять о будущем , о ее молодежи.
Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В
соответствии с поставленными
в начале исследования
1) показаны, что изменяются ценности, а это означает падение нравственности. Поэтому главной задачей школы, классного руководителя является нравственное воспитание;
2) проанализированы ключевые понятия исследования:
нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс
формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки
навыков и привычек нравственного поведения;
форма
воспитания – это способ
методы нравственного воспитания выступают как пути и способы
формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки
навыков и привычек поведения;
3) указаны основные формы нравственного воспитания: классный час,
беседа, диспут по вопросам морали, читательская конференция и формы
приобщения учащихся к искусству;
4) выяснили, что методы убеждения и методы упражнения, которые использовали в основном, дополняют методы стимулирования (поощрения и
наказания), коррекции поведения, игровых ситуаций, метод дилемм и главный
метод воспитывающих ситуаций. Методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве;
5) разработаны этические воспитательные дела, с использованием разных
методов, для 5-6 классов.
Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что «специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание».
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Последнее предполагает:
1. Выработку понимания жизненной важности морали.
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть).
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития.
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.
5. Милосердие и любовь к людям.
Средствами нравственного воспитания являются:
1. Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.
2. Моральное принуждение как форма морального осуждения.
Моральное воспитание осуществляется
в тесном органическом единстве, во-первых,
с основной (профессиональной) деятельностью,
во-вторых, с воспитанием
Литература