Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 22:19, курсовая работа
«Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении».
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания………………………5
1.1. Нравственное воспитание как система…………………………….….......5
1.2. Методы и формы нравственного воспитания…………………………….8
1.3. Влияние мотивационной сферы на формирование личности……....…..11
1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания…………..…….…….. 18
Глава 2. Методические разработки для нравственного воспитания
5-6 классов……………………………………………………………..…...23
Заключение…………………………………………………………………………...26
Литература………………………………………………………………………..…..
1.4. Социальные аспекты нравственного воспитания
Развитый детский
коллектив представляет собой
необходимое условие самоутверж
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.
Это должна быть такая организация, при которой:
а) дети разных возрастов
выполняют отдельные части
б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);
г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;
д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Как инструмент воспитания детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом. Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.
Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.
Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.
В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.
В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.
Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии. Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.
Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.
Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.
Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.
Итак, формирование личности
человека-коллективиста требует
организации системы многоплано
В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.
При подготовке методических разработок мы использовали материалы психологов-педагогов Е. Ермаковой и М. Яновской
Цель. Помочь учащимся углубить их представления о товарищеском отношении к друзьям, о бескорыстии и порядочности как необходимых качествах настоящего друга.
Ход этической беседы. (Играет песня о дружбе, например «От улыбки»).
Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами поговорим о дружбе. Как вы думаете, что такое дружба? (Дети предлагают свои варианты). А как, по-вашему, какими качествами должен обладать настоящий друг? (Дети перечисляют качества). Тогда, как бы вы поступили в этой ситуации? (Детям предлагается такой рассказ).
«Сашу пригласил его любимый друг Петя на день рождения. Саша очень обрадовался, но тут же огорчился: где взять подарок? Ведь это его лучший друг, значит, и подарок должен быть самым лучший, самый дорогой. А мама утром говорила, что денег до зарплаты осталось совсем немного. Что же делать? Может быть совсем не пойти, раз нет подарка?».
(Учителем выслушиваются точки зрения учеников и вместе с ребятами анализируются).
Учитель: Правильно, ребята, что вы считаете так: не важен подарок, а дорога дружба. Итак, подведём с вами итоги по нашей беседе: дружба – это (перечисляете точки зрения учеников). Надеюсь, что у вас будет много настоящих друзей.
Цель. Сформировать представления о некоторых правилах поведения, в частности об этикете в гостях.
Оборудование. Карточки с надписями (ждём гостей, гости пришли, угощаем, главное – чтоб всем было весело), угощение (пирог, нарезанный на неравные части).
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте ребята. Вы наверно часто ходите в гости на праздник, на день рождение? А к вам в гости приходят? (Дети отвечают). Сегодня мы с вами посмотрим как нужно правильно вести себя в гостях. Для этого вы должны разделиться на 4 группы, каждой группе будет дано задание. (Ребята делятся на группы).
Учитель: Сейчас мне нужен один человек от группы, чтоб определить какое задание вы будете выполнять. (Ребёнок вытягивает карточку). Вы должны показать сценку на тему, указанную на карточке. На подготовку 10 минут.
Далее идёт показ сценок по очереди («Ждём гостей», «Гости пришли», «Угощаем», «Главное – чтобы всем было весело»).
Учитель: Итак, вы просмотрели сценки. Кто, по-вашему, допустил ошибки? Как правильно нужно было поступить?
(Дети анализируют ошибки вместе с воспитателем).