Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение особенностей нравственного воспитания подрастающего поколения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие нравственного воспитания; - рассмотреть роль и место нравственного воспитания в мировоззрении и развитии личности; - проанализировать методы формирования нравственного воспитания.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие нравственного воспитания 6 2. Место нравственного воспитания в мировоззрении 13 3. Методы формирования нравственного воспитания 18 Заключение 25 Список литературы 27
Во все века люди высоко ценили
нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические преобразования,
происходящие в современном обществе,
заставляют нас размышлять о будущем России,
о ее молодежи. В настоящее время смяты
нравственные ориентиры, подрастающее
поколение можно обвинять в бездуховности,
безверии, агрессивности. Поэтому актуальность
проблемы нравственного воспитания связана,
по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается
в подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только
знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире
маленький человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на него
как позитивного, так и негативного характера,
которые ежедневно обрушиваются на неокрепший
интеллект и чувства ребенка, на еще только
формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование
не гарантирует высокого уровня нравственной
воспитанности, ибо воспитанность - это
качество личности, определяющее в повседневном
поведении человека его отношение к другим
людям на основе уважения и доброжелательности
к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными
знаниями важно и потому, что они не только
информируют ребенка о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе,
но и дают представления о последствиях
нарушения норм или последствиях данного
поступка для окружающих людей.
Основной функцией воспитания
является формирование интеллектуальных,
эмоциональных, деловых, коммуникативных
способностей учащихся к активно - деятельностному
взаимодействию с окружающим миром.
На современном этапе общество
поглощено проблемами рыночных отношений,
нестабильностью экономики, политическими
сложностями, которые разрушают социальные
связи и нравственные устои. Это ведет
к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает
внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо
опереться на разумное и нравственное
в человеке, определить ценностные основы
собственной жизнедеятельности, обрести
чувство ответственности за сохранение
моральных основ общества. Этому поможет
нравственное воспитание.
Исследуемая проблема нашла
отражение в исследованиях таких философов
античности как: Пифагор, Демократ, Аристотель.
Пифагор говорил, что главное
для человека «наставить душу к добру
и злу».
Выдающийся мыслитель античности
Аристотель в сочинении «Политика» отмечал,
что «законодатель должен отнестись с
исключительным вниманием к воспитанию
молодежи, так как в тех государствах,
где этого нет, и сам государственный строй
терпит ущерб».
Ряд советских исследователей
таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов,
И.С. Марьенко, а так же ряд российских
ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович,
И.П. Подласый и др., освящают в своих работах
сущность основных понятий теории нравственного
воспитания, содержания, методов нравственного
воспитания.
Очень высоко оценивал нравственное
воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук,
которые должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра».
Исследуемая нами проблема
нашла отражение в фундаментальных работах
А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.
Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова
и др., в которых выявляется сущность основных
понятий теории нравственного воспитания,
указываются способы дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного
воспитания.
Ряд исследователей освещает
в своих работах проблемы подготовки будущих
учителей к нравственному воспитанию
школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А.
Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.).
Целью курсовой работы является
изучение особенностей нравственного
воспитания подрастающего поколения.
Для этого нам необходимо решить следующие
задачи:
- изучить понятие нравственного
воспитания;
- рассмотреть роль и
место нравственного воспитания
в мировоззрении и развитии
личности;
- проанализировать методы
формирования нравственного воспитания.
Структура курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения,
трех параграфов, заключения и списка
литературы.
1. Понятие нравственного воспитания
Термин «нравственность» берет
свое начало от слова нрав. По латыни нравы
звучат как moralis– мораль. «Нравы» – это
те эталоны и нормы, которыми руководствуются
люди в своем поведении, в своих повседневных
поступках. Нравы не вечные и не неизменные
категории, они воспроизводятся силой
привычки масс, поддерживаются авторитетом
общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования,
нормы, нравы получают определенное обоснование
в виде представлений о том, как надо человеку
жить, вести себя в обществе и т.д.
Мораль исторически конкретна,
она изменяется с развитием общества.
Нет морали, единой для всех времен и народов.
По мере смены общественно-экономических
формаций менялись представления о нравственности,
приличествующих нормах и нравах поведения
в общественной среде.
Л.А. Григорович дал следующее
определение ««нравственность» – это
личностная характеристика, объединяющая
такие качества и свойства, как доброта,
порядочность, дисциплинированность,
коллективизм1.
И.С. Марьенко обозначил «нравственность
– как неотъемлемую сторону личности,
обеспечивающую добровольное соблюдение
ею существующих норм, правил, принципов
поведения. Они находят выражение в отношении
к Родине, обществу, коллективу, отдельным
людям, к самому себе, труду и т.д.»2
«Нравственные нормы» –
это правила, требования, определяющие,
как человек должен поступить в той или
иной конкретной ситуации.
Нравственная норма может побуждать
ребенка к определенным поступкам и действиям,
а может и запрещать или предостерегать
от них
Воспитание – процесс целенаправленного
формирования личности. Это специально
организованное, управляемое и контролируемое
взаимодействие воспитателей и воспитанников,
конечной своей целью имеющее формирование
личности, нужной и полезной обществу.
Понятие «нравственное воспитание»
всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны
жизнедеятельности человека. Именно поэтому
выдающийся педагог современности В.А.
Сухомлинский, разработав воспитательную
систему о всестороннем развитии личности
и вполне обосновано считал, что ее системный
и образующий признак- это нравственное
воспитание.
Нравственное воспитание» –
это целенаправленное и систематическое
воздействие на сознание, чувства и поведение
воспитанников с целью формирования у
них нравственных качеств, соответствующих
требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание эффективно
осуществляется только как целостный
процесс педагогической, соответствующей
нормам общечеловеческой морали, организации
всей жизни младших подростков: деятельности,
отношений, общения с учетом их возрастных
и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса
является формирование нравственно цельной
личности, в единстве ее сознания, нравственных
чувств, совести, нравственной воли, навыков,
привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
- формирование сознания
связи с обществом;
- зависимости от общества;
- необходимости согласовывать
свое поведение с интересами
общества;
- ознакомление с нравственными
идеалами, требованиями общества;
- доказательство их правомерности
и разумности;
- превращение нравственных
знаний в нравственные убеждения,
- создание системы этих
убеждений;
- формирование устойчивых
нравственных чувств и высокой
культуры поведения, как одной
из главных проявлений уважения
человека к людям;
- формирование нравственных
привычек.
«Нравственное воспитание личности»
– сложный и многогранный процесс, включающий
педагогические и социальные явления.
Однако процесс нравственного воспитания,
в известной мере, автономен. На эту его
специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного
воспитания:
1. формирование нравственного
сознания;
2. воспитание и развитие
нравственных чувств;
3. выработка умений и
привычек нравственного поведения.
Нравственное сознание – активный
процесс отражения нравственных отношений,
состояний. Субъективной движущей силой
развития нравственного сознания является
нравственное мышление – процесс постоянного
накопления и осмысления нравственных
фактов, отношений, ситуаций, их анализ,
оценка, принятие нравственных решений,
осуществление ответственных выборов.
Нравственные переживания, мучения совести
поражаются единством чувственных состояний,
отраженных в сознании, и их осмыслением,
оценкой, нравственным мышлением.
Нравственность личности складывается
из субъективно освоенных моральных принципов,
которыми она руководствуется в системе
отношений и постоянно пульсирующего
нравственного мышления.
Нравственные чувства, сознание
и мышление являются основой и стимулом
проявления нравственной воли. Вне нравственной
воли и действенно практического отношения
к миру не существует реальной нравственности
личности. Она реализуется в единстве
нравственного чувства и сознательной
непреклонной решимости осуществить свои
нравственные убеждения в жизни.
Источник моральных привычек
– в единстве глубокой сознательности
и личной эмоциональной оценки явлений,
взаимоотношений между людьми, их моральных
качеств. Моральные привычки – это азбука
моральных идей и убеждений. Формирование
моральных привычек – это тот путь проникновению
воспитателя в духовный мир воспитанника,
без которого невозможно понимание человека
и влияние на него тончайшими средствами
– словом красотой.
Благодаря моральной привычке
нормы общественной сознательности и
общественной морали становятся духовным
приобретением личности. Без моральной
привычки невозможны самоутверждение,
самовоспитание, уважение к самому себе.
Нравственное поведение личности
имеет следующую последовательность:
- жизненная ситуация –
порождаемое ею нравственно –
чувственное переживание – нравственное
осмысление ситуации и мотивов
поведения,
- выбор и принятие решений
- волевой стимул – поступок. В
жизненной практике, особенно в
экстремальных условиях, всегда
реализуются в единстве все
названные компоненты.
Важнейшим средством нравственного
воспитания является использование созданных
в культуре на разных этапах исторического
развития нравственных идеалов, т.е. образцов
нравственного поведения, к которому стремится
человек. Как правило, нравственные идеалы
формируются в рамках гуманистического
мировоззрения как обобщенной системы
взглядов и убеждений, в которой человек
выражает свое отношение к окружающей
его природной и социальной среде и центрируется
вокруг человека. При этом отношение человека
содержит не только оценку мира как объективной
реальности, но и оценку своего места в
окружающей действительности, связей
с другими людьми.
Гуманность» – это интегральная
характеристика личности, включающая
комплекс ее свойств, выражающих отношение
человека к человеку.
Гуманность представляет собой
совокупность нравственно-психологических
свойств личности, выражающих осознанное
и сопереживаемое отношение к человеку
как к высшей ценности. Как качество личности
гуманность формируется в процессе взаимоотношений
с другими людьми: внимательности и доброжелательности;
умений понять другого человека; в способности
к сочувствию, сопереживанию; терпимости
к чужим мнениям, верованиям, поведению;
в готовности прийти на помощь другому
человеку.
Кроме гуманности в содержание
нравственного воспитания входит воспитание
сознательной дисциплины и культуры поведения.
Дисциплинированность как качество личности
характеризует ее поведение в различных
сферах жизни и деятельности и проявляется
в выдержанности, внутренней организованности,
готовности подчиняться личным и общественным
целям, установкам, нормам, принципам.
Являясь составной частью нравственности,
дисциплина основана на личной ответственности
и сознательности, она готовит к социальной
деятельности. Нравственной предпосылкой
ответственности за свои поступки является
способность личности выбирать свою линию
поведения в различных обстоятельствах.
Дисциплинированность как личностное
качество имеет разные уровни развития,
что находит свое отражение в понятии
культуры поведения. Оно включает в себя:
- культуру речи (умение
вести дискуссию, понимать юмор,
использовать выразительные языковые
средства в разных условиях
общения, владеть нормами устного
и письменного литературного
языка);
- культуру общения (формирование
навыков доверия к людям, вежливости,
внимательности в отношениях
с родными, друзьями, знакомыми и
посторонними людьми, умение дифференцировать
свое поведение в зависимости от окружающей
обстановки – дома или в общественных
местах, от цели общения – деловое, личное
и т.д.)
- культуру внешности (формирование
потребности соблюдать личную
гигиену, выбирать свой стиль, умение
управлять своими жестами, мимикой,
походкой);
- бытовую культуру (воспитание
эстетического поведения к предметам
и явлениям повседневной жизни,
рациональная организация своего
жилища, аккуратность в ведении
домашнего хозяйства и т.п.).»
По Архангельскому Н.В. содержание
нравственности заключается в следующем3:
1. В отношение к Родине
(патриотизм) – любовь к своей
стране, истории, обычаям, языку, желание
стать на ее защиту, если это
потребуется.
2. В отношение к труду
(трудолюбие) – предполагает наличие
потребности в созидательной
трудовой деятельности и ее, понимание
пользы труда для себя и
общества, наличие трудовых умений
и навыков и потребность в
их совершенствовании.