Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение особенностей нравственного воспитания подрастающего поколения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие нравственного воспитания; - рассмотреть роль и место нравственного воспитания в мировоззрении и развитии личности; - проанализировать методы формирования нравственного воспитания.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие нравственного воспитания 6 2. Место нравственного воспитания в мировоззрении 13 3. Методы формирования нравственного воспитания 18 Заключение 25 Список литературы 27
Нравственное воспитание, осуществляемое
в школе, общественных организациях, внешкольных
учреждениях и семье, обеспечивает формирование
любви к Родине, бережного отношения ко
всему многообразию собственности и творческого
отношения к труду. Его результатом является
коллективизм, здоровый индивидуализм,
внимательное отношение к человеку, требовательность
к себе, высокие нравственные чувства
патриотизма, сочетание общественных
и личных интересов.
Нравственное воспитание –
непрерывный процесс, он начинается с
рождения человека и продолжается всю
жизнь, и направленный на овладение людьми
правилами и нормами поведения.
Методы нравственного воспитания
- это пути и способы реализации. В начальной
школе также применяется метод приучения.
Детей с I класса приучают к новым правилам
и нормам общественного поведения и новому
характеру отношений с учителями и сверстниками.
Для того чтобы приучение было
действенным и эффективным, используются
в комплексе следующие приемы: указание,
что делать; определение результата - что
и зачем; показ и объяснение или только
объяснение способа действия или способа
поведения (много различных действий в
последовательности); повторность (организация
упражнений); контроль и оценка. В процессе
самообслуживания и общения педагоги
показывают детям на конкретных примерах,
как войти, поздороваться, обратиться
к взрослому или сверстнику, попросить
у него игрушку и т. д. Приучение предполагает
использование упражнений.
Упражнение в нравственном
поведении обычно включается в общий поток
жизненных ситуаций. Чтобы сформировать
стойкие привычки к определенным формам
поведения в меняющихся условиях социального
общения, чтобы можно было обобщать требования
к поведению при разных обстоятельствах,
упражнения необходимо проводить в различных
жизненных ситуациях.
Поручение - это специально
организованная взрослым ситуация для
многократных упражнений в тех или иных
формах поведения. Поручения должны быть
содержательными, значимыми для детей,
открывающими перспективу общественно
полезной деятельности. В воспитании детей
дошкольного возраста широко используются
игровые упражнения. Например, дети «обучают»
новую куклу правилам поведения в детском
саду. В результате многократных упражнений
в различных условиях у детей формируются
прочные привычки культурного общения
и поведения.
Руководство разнообразной
деятельностью детей как метод воспитания
поведения.
Мерилом нравственности являются
не слова, а поведение и поступки. Любой
вид деятельности - общение, игра, труд,
учение - важен для освоения знаний о нормах
и правилах поведения и для упражнения
в поступках и действиях. Но формирование
личности в процессе деятельности обеспечивается
лишь целенаправленным руководством ею
со стороны педагога. При этом условии
руководство деятельностью становится
методом нравственного воспитания.
Основная функция методов данной
группы - формирование нравственных представлений,
понятий и на их основе убеждений и нравственной
направленности личности.
Убеждение рассматривается
в советской педагогике как метод педагогического
воздействия на сознание, чувства и волю
воспитанников с целью формирования и
закрепления у них положительных моральных
качеств и устранения отрицательных черт
в характере и поведении. При помощи убеждения
воспитатель формирует у детей моральные
представления и понятия, руководствуясь
которыми дети вырабатывают правильные
суждения, оценочные отношения к поступкам
людей, к общественным событиям и к самому
себе, овладевают моральными нормами и
правилами поведения в быту, в обществе,
в своем коллективе. На старших этапах
возрастного развития убеждение включает
нравственное просвещение - сообщение
и усвоение политических, философских
и нравственных понятий, критическую оценку
чуждых и ошибочных идей. Назначение убеждения
- выработать у детей, подростков, юношей
глубокую убежденность, т. е. уверенность
в истинности идей и принципов коммунистической
морали и в жизненной необходимости овладения
ими. Мерилом сформированности нравственных
убеждений является практика поведения
личности. Метод убеждения реализуется
в разных формах: разъяснение, внушение,
этическая беседа, рассказы, лекции и диспуты
на этические темы, использование положительного
примера и т. д9.
Разъяснение применяется в
соответствии с возрастом детей и уровнем
развития нравственного сознания. Уже
в процессе формирования у детей дошкольного
возраста элементарных моральных представлений
и понятий о нормах и правилах поведения
применяется разъяснение. Воспитатель
не только сообщает детям правила поведения,
но и разъясняет значение каждого правила,
а также необходимость обязательного
его выполнения. Постепенно у ребенка
формируется представление об общественной
значимости его поведения. При разъяснении
воспитатель пользуется также указанием:
он рассказывает, что нужно делать и как
нужно поступать.
Разъяснение используется учителями
в процессе нравственного воспитания,
особенно в I классе, когда дети оказываются
в новой обстановке. Разъяснением необходимо
сопровождать введение новых правил, требований,
чтобы предупредить их нарушение.
Разъяснение применяется при
осуждении отрицательных действий, поступков
детей и при одобрении, поощрении, вызывая
у детей положительные переживания и чувства.
При разъяснении применяется показ способов
и образцов действий и отношений, которыми
дети должны овладеть. Особенно это необходимо
в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Разъяснение, указание, показ формируют
у детей осознание своего поведения, убежденность,
т. е. уверенность в том, что поступать
нужно именно так, а не иначе.
Внушение используется на всех
ступенях возрастного развития детей.
Особенно действенное значение этот метод
имеет в дошкольном и младшем школьном
возрасте. Впечатлительность детей этих
возрастов делает их податливыми к внушению.
Применение внушения должно
основываться на уважении к личности ребенка,
на глубокой вере в его силы и возможности.
Дети со слабой волей особенно нуждаются
в таком внушении. В них вселяют уверенность
в том, что они могут быть смелее, добрее,
что они в состоянии выполнить требования,
предъявляемые к ним воспитателем, учителем,
коллективом. Им советуют, что нужно делать
и как надо поступать, чтобы заслужить
уважение товарищей. Отдельных детей путем
внушения предостерегают от зазнайства,
хвастовства, эгоизма.
Эффективность применения данного
метода зависит от того, насколько воспитатель
и учитель опираются на жизненный опыт
детей. Внушение применяется по отношению
к группе сверстников и к отдельным детям
с учетом их индивидуальных особенностей
(застенчивость, робость, неуверенность,
беспомощность).
Разъяснение и внушение тесно
связаны с приучением к правильному поведению,
с упражнением в положительных моральных
поступках.
Это дает возможность воспитывать
устойчивые навыки и привычки нравственного
поведения, формировать осознанность
и осмысленность всех действий, отношений.
Специфическими методами формирования
морального сознания являются этические
беседы, лекции, конференции, диспуты.
Этическая беседа - это беседа на моральные
темы. Функция ее - моральное воздействие
на сознание и поведение детей с целью
формирования и развития обобщенных моральных
представлений и понятий, на основе которых
воспитывается убежденность. Большое
значение имеет этическая беседа и для
развития у детей умения правильно оценивать
свое отношение к поступкам товарищей
и к своим собственным в соответствии
с требованиями коммунистической морали.
В этических беседах в отличие
от разъяснения благодаря активным высказываниям,
суждениям самих детей и обобщению воспитателя
(учителя) формируется общественное мнение,
вырабатывается общий критерий отношения
к жизненным явлениям, к событиям общественной
жизни.
Заключение
Таким образом, нравственное
воспитание подрастающего поколения –
это направление, которое сама жизнь выдвинула
в настоящий момент в качестве приоритетного
в системе воспитания. Многие приоритеты,
сложившиеся в системе воспитания в нашей
стране в результате многовековых традиций,
в настоящий момент, просто утрачены.
Сегодняшняя пропаганда европейского
и американского образа жизни и ценностных
ориентаций работает, прежде всего, на
повышение интереса к зарубежной поп-культуре,
создание новых дешевых рынков сбыта для
ее продукции.
Либерально-демократические
преобразования несут с собой и наступление
массовой низкопробной культуры и искусства,
откровенную порнографию, культ тела без
души и возвышенных чувств. Идеализация
силы и жестокости, восхваление образа
молодого человека, свободного от всех
социальных запретов и требований общественной
морали, пропаганда свободной любви наносят
непоправимый ущерб духовному и физическому
здоровью подрастающих поколений. Идет
фактическая девальвация таких жизненных
ценностей, как гражданственность и патриотизм,
любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются
на корню нравственные ценности, возвышенные
человеческие чувства.
Формирование личности студентов
в современном обществе происходит в условиях
экономического и политического реформирования,
в силу которого существенно изменились
социокультурная жизнь подрастающего
поколения, функционирование образовательных
учреждений, средств массовой информации,
молодежных и детских общественных объединений,
религиозных организаций.
Происходящие сегодня в стране
политические и социально-экономические
изменения оказали серьезное влияние
на все стороны жизни и деятельности людей.
Сформировались новые установки и ценности,
появились непривычные критерии оценок
тех или иных фактов, процессов, явлений.
Это привело к изменению ценностных ориентаций
молодежи, деформированию ранее существовавших
убеждений и взглядов. Размытость понятий
«долг», «честь», «духовность» вносит
свой негативный вклад в морально-психологическое
состояние воспитанников.
В современных условиях очевидна
необходимость разработки и реализации
новых подходов к определению приоритетов
и основополагающих принципов гражданского,
духовно-нравственного и патриотического
воспитания. Особого внимания заслуживает
вопрос о сочетании стратегии и тактики
в его развитии, создании современных
динамичных методов воспитательной работы
с учетом целей и задач образовательных
учреждений различных типов и видов.
Список литературы
Архангельский Н.В. Нравственное
воспитание. - М.: Просвещение, 2010.
Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2010.
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2012.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2010.
Болдырев Н.И. Нравственное
воспитание школьников. - М.: Просвещение,
2012.
Воспитание личности школьника
в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 2010
Григорович Л.А. Педагогика
и психология. - М., 2011.
Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 2009. - №12. - с.56.
Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 2010.
Лихачев Б.Т. Педагогика «курс
лекций». - М., 2010.
Марьенко И.С. Нравственное
становление личности. - М., 2012.
Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 2010.
Попов Л.А. Этика. - М., 2010.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2009 г.
Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2010.
Ушинский К.Д. О нравственном
элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский
/ Сост. П.А. Лебедев. М., 2011.
Чернявская Н.Э., Цебрикова М.К.
Педагогические взгляды (монография) /
Н.Э. Чернявская. Белгород: БГИКИ, 2013.
Яновская М.Г. Нравственное
воспитание и эмоциональная сфера личности
// Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.
1 Григорович Л.А. Педагогика
и психология. - М., 2011.
2 Марьенко И.С. Нравственное
становление личности. - М., 2012.
3 Архангельский Н.В. Нравственное
воспитание. - М.: Просвещение, 2010.
4 Яновская М.Г. Нравственное
воспитание и эмоциональная сфера личности
// Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.
5 Яновская М.Г. Нравственное
воспитание и эмоциональная сфера личности
// Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.
6 Чернявская Н.Э., Цебрикова
М.К. Педагогические взгляды (монография)
/ Н.Э. Чернявская. Белгород: БГИКИ, 2013.
7 Марьенко И.С. Нравственное
становление личности. - М., 2012.
8 Уледов А.К. Нравственное воспитание.
- М.: Мысль, 2010.
9 Довгун А.И. О некоторых условиях
успешного использования методов воспитания.
// Нравственное воспитание школьников.
– 2009. - №12. - с.56.