Нравственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей нравственного воспитания подрастающего поколения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие нравственного воспитания;
- рассмотреть роль и место нравственного воспитания в мировоззрении и развитии личности;
- проанализировать методы формирования нравственного воспитания.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие нравственного воспитания 6
2. Место нравственного воспитания в мировоззрении 13
3. Методы формирования нравственного воспитания 18
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Нравственное.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Методы нравственного воспитания - это пути и способы реализации. В начальной школе также применяется метод приучения. Детей с I класса приучают к новым правилам и нормам общественного поведения и новому характеру отношений с учителями и сверстниками.

Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата - что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация упражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д. Приучение предполагает использование упражнений.

Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.

Поручение - это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Поручения должны быть содержательными, значимыми для детей, открывающими перспективу общественно полезной деятельности. В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.

Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.

Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности - общение, игра, труд, учение - важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.

Основная функция методов данной группы - формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности.

Убеждение рассматривается в советской педагогике как метод педагогического воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в характере и поведении. При помощи убеждения воспитатель формирует у детей моральные представления и понятия, руководствуясь которыми дети вырабатывают правильные суждения, оценочные отношения к поступкам людей, к общественным событиям и к самому себе, овладевают моральными нормами и правилами поведения в быту, в обществе, в своем коллективе. На старших этапах возрастного развития убеждение включает нравственное просвещение - сообщение и усвоение политических, философских и нравственных понятий, критическую оценку чуждых и ошибочных идей. Назначение убеждения - выработать у детей, подростков, юношей глубокую убежденность, т. е. уверенность в истинности идей и принципов коммунистической морали и в жизненной необходимости овладения ими. Мерилом сформированности нравственных убеждений является практика поведения личности. Метод убеждения реализуется в разных формах: разъяснение, внушение, этическая беседа, рассказы, лекции и диспуты на этические темы, использование положительного примера и т. д9.

Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Воспитатель не только сообщает детям правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, а также необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делать и как нужно поступать.

Разъяснение используется учителями в процессе нравственного воспитания, особенно в I классе, когда дети оказываются в новой обстановке. Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение.

Разъяснение применяется при осуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Особенно это необходимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Особенно действенное значение этот метод имеет в дошкольном и младшем школьном возрасте. Впечатлительность детей этих возрастов делает их податливыми к внушению.

Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.

Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько воспитатель и учитель опираются на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).

Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.

Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность и осмысленность всех действий, отношений.

Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты. Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция ее - моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умения правильно оценивать свое отношение к поступкам товарищей и к своим собственным в соответствии с требованиями коммунистической морали.

В этических беседах в отличие от разъяснения благодаря активным высказываниям, суждениям самих детей и обобщению воспитателя (учителя) формируется общественное мнение, вырабатывается общий критерий отношения к жизненным явлениям, к событиям общественной жизни.

 

Заключение

 

Таким образом, нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

Сегодняшняя пропаганда европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Формирование личности студентов в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанников.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.

 

Список литературы

 

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2010.
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2012.
  6. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 2010
  7. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2011.
  8. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 2009. - №12. - с.56.
  9. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 2010.
  10. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 2010.
  11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 2012.
  12. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
  13. Подласый И.П. Педагогика. - М., 2010.
  14. Попов Л.А. Этика. - М., 2010.
  15. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2009 г.
  16. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2010.
  17. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский / Сост. П.А. Лебедев. М., 2011.
  18. Чернявская Н.Э., Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н.Э. Чернявская. Белгород: БГИКИ, 2013.
  19. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.

 

1 Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2011.

2 Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 2012.

3 Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2010.

4 Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.

5 Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2013. - № 4 – с.24-29.

6 Чернявская Н.Э., Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н.Э. Чернявская. Белгород: БГИКИ, 2013.

7 Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 2012.

8 Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 2010.

9 Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 2009. - №12. - с.56.

 


Информация о работе Нравственное воспитание школьников