Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является изучение особенностей нравственного воспитания подрастающего поколения. Для этого нам необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие нравственного воспитания; - рассмотреть роль и место нравственного воспитания в мировоззрении и развитии личности; - проанализировать методы формирования нравственного воспитания.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие нравственного воспитания 6 2. Место нравственного воспитания в мировоззрении 13 3. Методы формирования нравственного воспитания 18 Заключение 25 Список литературы 27
3. В отношение к обществу
(коллективизм) – умение согласовывать
свои желания с желаниями других,
умение координировать свои усилия
с усилиями других, умение подчинятся
и умение руководить.
4. В отношение к себе
– уважение себя при уважении
других, высокое сознание общественного
долга, честность и правдивость,
нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбии и
гуманности.
Результатом нравственного
воспитания является нравственная воспитанность.
Она материализуется в общественно ценных
свойствах и качествах личности, проявляется
в отношениях, деятельности, общении. О
нравственной воспитанности свидетельствует
глубина нравственного чувства, способность
к эмоциональному переживанию, мучениям
совести, страданию, стыду и сочувствию.
Она характеризуется зрелостью нравственного
сознания: моральной образованностью,
способностью анализировать, судить о
явлениях жизни с позиций нравственного
идеала, давать им самостоятельную оценку.
Нравственная воспитанность
– это устойчивость положительных привычек
и привычных норм поведения, культура
отношений и общения в условиях здорового
детского коллектива. О нравственной воспитанности
говорит также наличие сильной воли, способность
осуществлять нравственно - волевой контроль
и самоконтроль, регуляцию поведения.
Она проявляется в активной жизненной
позиции, единстве слова и дела, гражданском
мужестве и решимости в сложных жизненных
ситуациях оставаться верным своим убеждениям,
самому себе.
Нравственным следует считать
такого человека, для которого нормы, правила
и требования выступают как его собственные
взгляды и убеждения, как привычные формы
поведения. Говоря точнее, в своем истинном
значении нравственность не имеет ничего
общего с послушно-механическим исполнением,
вынужденным только внешними требованиями
установленных в обществе моральных норм
и правил.
2. Место нравственного
воспитания в мировоззрении
Исходным в воспитании мировоззрения
учащихся является положение о том, что
в структуре мировоззрения определяющую
роль играет взаимосвязь научной истины,
взглядов и убеждений. Отсюда следует,
что основой, фундаментом, на котором базируется
научное мировоззрение, являются научные
знания. Чтобы быть в состоянии выражать
свое отношение к тем или иным явлениям
действительности, чтобы что-то оценивать
или быть в чем-то убежденным, надо, прежде
всего, иметь необходимые знания. Вот почему
в процессе формирования мировоззрения
первостепенное значение имеет овладение
учащимися глубокими и прочными знаниями
основ наук. Чем осмысленнее и прочнее
знания, тем обстоятельнее школьник анализирует
факты, чем глубже проникает его мысль
в сущность научных понятий, законов и
идей, тем шире становятся педагогические
возможности для выработки научного мировоззрения.
Но из положения о взаимосвязи
научной истины, взглядов и убеждений
отнюдь не следует, что усвоение знаний
автоматически ведет к выработке научного
мировоззрения. Как отмечено выше, знания
могут носить описательно-констатирующий
характер и не оказывать существенного
влияния на взгляды и правильное восприятие
личностью явлений и событий окружающей
жизни. Нужны специальные педагогические
усилия и осуществление специфической
системы воспитательной работы в процессе
урочных и внеклассных занятий, которые
способствовали бы переводу знаний в личностные
взгляды и убеждения и оказывали действенное
влияние на формирование у школьников
научного мировоззрения4.
Одним из важных для учителя
является вопрос о критериях сформированности
мировоззрения учащихся. В научной литературе
имеются разные подходы к разработке этих
критериев. Однако большинство исследователей
считают, что при определении уровня сформированности
мировоззрения следует исходить из самой
его сущности, содержания и структуры.
В связи с этим при оценке ; уровня сформированности
мировоззрения школьников необходимо
учитывать следующие показатели:
- знание учащимися важнейших
понятий, законов, теоретических обобщений,
имеющих определяющее значение для понимания
научной сущности процессов развития
природы и общества и выработки мировоззрения;
- устойчивость взглядов и убеждений
учащихся, которые сказываются при оценке
всех явлений и событий окружающей жизни;
- проявление учащимися своей
мировоззренческой позиции в конкретных
общественных делах, в своей деятельности
и поведении.
Конечно, в реальной жизни не
так легко и просто определить уровень
сформированности такого сложного личностного
образования, каким является мировоззрение.
Но использование указанных критериев
в какой-то мере может способствовать
решению этой задачи.
Нравственное воспитание, молодежи
является неоспоримой и важнейшей целью
всякого общества. Недостатки и упущения
в нравственном воспитании наносят обществу
такой невозвратимый и невосполнимый
урон, что при недостатках другого характера
(например, телесного или этического) большего
вреда обществу нанести невозможно. Духовные
болезни становятся неизлечимыми и более
пагубными, чем болезни тела. От чьих-то
болезней тела никто больше не страдает,
кроме самого больного, а от духовно больного
страдают многие. И не дай Бог, если таковым
окажется руководитель государственного
масштаба, тогда пострадают целые народы.
В истории таких имен можно было бы насчитать
немалое количество.
Одной из основных задач проектирования
и формирования личности наряду с интеллектуальным
развитием является нравственное воспитание
молодого поколения. Нравственность должна
стоять впереди и вести за собой интеллект.
Как писал Аристотель, человек
без нравственных устоев оказывается
существом самым нечестивым и диким. Наше
общество уже находится на грани дикой
нравственной деградации научно-грамотной
молодежи. Нет нужды приводить ужасающие
факты, широко охватившие огромные просторы
нашей страны. Требуется срочная помощь
молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить
ценности своего существования: свою историческую
миссию, свою социальную роль?
Исследователи психологических
аспектов нравственного сознания и поведения
обычно занимаются изложением принципов
и категорий общей психологии. Современное
состояние науки требует, чтобы мы развивали
нравственно-психологические категории.
Высшие формы нравственного
поведения стимулируются не только требованиями
общественного мнения, а также совестью
и нравственными убеждениями. Совесть
- это способность ребенка осуществлять
нравственные обязанности, производить
самоконтроль и самооценку совершаемых
поступков. Совесть выражается во внутреннем
восприятии недопустимости определенных
желаний, которые не нуждаются в доказательствах.
Нравственность и общественная
психика находятся в диалектическом единстве.
При этом нравственная сторона личности
не терпит влияния со стороны, поэтому
выполняет регуляторные функции в общественном
и эмоциональном поведении личности. Нравственная
система нуждается в особых социально-психологических
механизмах, которые обеспечивают индивидуальное
социальное поведение. В этих условиях
нравственные нормы приобретают роль
мотивационных факторов поведения5.
Вся нравственность человека
детерминирована общественно-историческими,
социально-культурными и этнопсихологическими
условиями. Нравология как наука призвана
раскрывать зависимость формирования
нравственных свойств личности от указанных
условий.
Воспитание - это, прежде всего
проектирование способов отношений к
людям и к самому себе, а также отношений
к труду, к вещам, к природе, к обществу
в целом. Личность есть совокупность собственных
отношений к окружающему миру. При характеристике
человека его отношение к другим является
определяющим фактором.
Выполнение отдельными людьми
нравственных требований контролируется
всеми членами определенного сообщества,
например детского сада, ученического
класса, трудового коллектива, жителей
деревни и т.п. Общепринятые нравственные
нормы поведения поддерживаются как разумные
и целесообразные с помощью различных
форм общественного сознания - нравственных
принципов, идеалов, табу, понятий добра
и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют
систему нравственных воззрений человека
и превращаются в смысл его жизни и чувство
долга, который осознается индивидом как
мотив своего поведения, то есть становится
психологическим механизмом нравственности.
Мотив – собственный, внутренний побудитель
к совершению благородного поступка, это
источник чувства ответственности - главного
критерия степени нравственного развития6.
Нравственность человека с
детского возраста складывается из его
добродетельных поступков, которые затем
закрепляются в его сознании, что отражается
в нравственной культуре личности.
Под воздействием воспитания,
накопления жизненного опыта, нравологического
просвещения личность в своем сознании
концентрирует достижения нравственной
культуры общества, в результате человек
в традиционных ситуациях поступает сообразно
нравственным нормам, а с другой стороны,
в свои действия включает творческие элементы
сознания - нравственный разум, интуицию,
что способствует принятию благовоспитанного
решения в проблемных ситуациях. Так происходит
развитие нравственности через достижение
оптимального сочетания уже известных
типических, традиционных норм поведения
и новых, творческих элементов.
Для того чтобы определить цель
воспитания, сначала необходимо ясно представить
его предмет. Что же такое подлинный предмет
воспитания? Ответив лишь на этот вопрос,
мы сможем ответить, какое же воспитание
лучше и целесообразнее. Одно является
бесспорным предметом воспитания - это
добросовестное и благородное выполнение
своих обязанностей перед родителями
и школой, перед своим народом и страной.
Долг воспитания перед государством выражается
в подготовке полезных граждан. Поэтому
важная цель воспитания – это выращивание
благополучных детей для государства.
Однако в этой формулировке есть один
недостаток. Дело в том, что воспитание
ребенка предполагает не только подготовку
полезных граждан для общества.
3. Методы формирования
нравственного воспитания
Методы нравственного воспитания
- это своеобразный инструмент в руках
учителя, воспитателя. Они выполняют функции
организации процесса нравственного развития
и совершенствования личности, управление
этим процессом. При помощи методов нравственного
воспитания осуществляется целенаправленное
воздействие на учащихся, организуется
и направляется их жизнедеятельность,
обогащается их нравственный опыт.
Формы организации и методы
нравственного воспитания изменяются
от индивидуальных особенностей детей.
Воспитательная работа проводится не
только со всем классом, но и принимает
индивидуальные формы. Конечная цель работы
с коллективом – воспитание личности
каждого ребенка. Этой цели подчиняется
вся воспитательная система. Создание
коллектива это не самоцель, а лишь наиболее
эффективный и действенный путь формирования
личности.
И.С. Марьенко назвал такие группы
методов воспитания, как методы приучения
и упражнения, стимулирования, торможения,
самовоспитания, руководства, объяснительно
- репродуктивные и проблемно-ситуативные.
В процессе нравственного воспитания
широко применяются такие методы как:
упражнение и убеждение7.
Упражнение - обеспечивает выработку
и закрепление необходимых навыков и привычек,
претворение навыков и привычек на практике.
Убеждение - направлено на формирование
этических понятий, на разъяснение нравственных
принципов, на выработку этических идеалов.
Для активизации нравственного
развития личности и проверки ее зрелости,
установления единства убеждений и поведения
используется метод проблемно-ситуационный.
Этот метод побуждает личность систематизировать
ранее усвоенные нравственные знания
и соотносить их с избранными формами
поведения как конечного результата решения
поставленной проблемы. Метод интенсифицирует
протекание процесса мышления, вызывает
переживания, мобилизует волю.
Самостоятельное решение нравственных
проблем, в различных жизненных ситуациях
позволяет устанавливать связь между
поступками и качествами личности, прослеживать
характер ее развития, определять перспективу
в становлении личности, формировать положительные
мотивы, обобщать нравственные знания
и умения. Этот метод включает следующие
приемы: постановку нравственных задач,
создание коллизий и ситуаций, задания
на самостоятельное продолжение и окончание
нравственной задачи по решенному началу.
Уледов А.К. выделяет три группы
методов8:
- методы формирования
сознания (рассказ, объяснение, разъяснение,
лекция, этическая беседа, увещевание,
внушение, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности
и формирования опыта поведения
(упражнение, поручение, воспитывающие
ситуации);
- методы стимулирования
(соревнование, поощрение, наказание).
В процессе нравственного воспитания
применяются и такие вспомогательные
методы как поощрение и наказание. Они
служат для одобрения положительного
и разбор отрицательных поступков и действий.
К методам нравственного воспитания относится
так же личный пример, который оказывает
огромное влияние на сознание и поведение,
на формирование морального облика.
В системе основных методов
воспитательного воздействия как составная
часть, средство и прием используется
положительный пример. В педагогической
литературе он рассматривается как самостоятельный
метод и как компонент- методов формирования
нравственного сознания и поведения.
Нравственное воспитание эффективно
тогда, когда его следствием становится
нравственное самовоспитание и самосовершенствование.
Самовоспитание представляет собой целенаправленное
воздействие индивида на самого себя с
целью выработки желаемых черт характера.
Самосовершенствование - процесс
углубления общего нравственного состояния
личности, возвышение всего образа жизни,
поднятия его на ступень более высокого
качества.