Нравственное воспитание в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Нравственное воспитание – это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе. Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 2.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)

Введение

Нравственное воспитание – это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе. Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

И чтобы потом не жалеть, необходимо сделать правильный выбор, и здесь не обойтись без интуиции. Но интуиция это не просто шестое чувство, она не возникает на пустом месте, в её основе лежат заложенные в человеке знания, опыт, мораль. Так вот взращивание морали или нравственное воспитание человека – это формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношениях к другому человеку или к обществу. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает Л.Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года.

Ряд русских ученых таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, И.Ф. Харламов и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указывают способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На протяжении всей своей жизни Лев Николаевич Толстой обращался к широкому спектру педагогических проблем, вопросам семейного воспитания. Блестящие по форме, его педагогические размышления полны глубоких и мудрых откровений. С именем Толстого связаны традиции естественного свободного воспитания, идеи природосообразности, ненасильственной гуманной педагогике. Толстой стоял у истоков формирования, утверждающегося в настоящее время, взгляда, что духовные образования личности - это фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира, но не был понят современниками. По мнению Толстого, религия и нравственность являются основой образования. "Педагог должен прежде всего заниматься воспитанием детей и только уже затем обучением." Такой вывод был сделан Толстым на основе его уверенности в существовании носителя Абсолютного знания - Бога. Это знание и должен был воспитать учитель в ученике.  Л.Н. Толстой считает, что религия есть установленное человеком между собой и вечным бесконечным миром или началом и первопричиной его известное отношение. Если религия есть установленное отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность есть указание и разъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или другого отношения человека к миру.

Нравственность не может быть независима от религии, потому что она не только есть последствие религии, т. е. того отношения, в котором человек признает себя к миру, но она включена уже в религии. Всякая религия есть ответ на вопрос: каков смысл моей жизни? Нравственность заключена в даваемом религией объяснении жизни и потому никак не может быть отделена от религии. Христианская этика - та, которую мы сознаем вследствие нашего религиозного миросозерцания,- требует не только жертвы личности для совокупности личностей, но требует отречения от своей личности и от совокупности личностей для служения богу.

Мнение многих мыслителей, состоит в том, что нравственность существует самостоятельно, а религия помогает осуществлять нравственное воспитание. Толстой высказывает противоположную точку зрения. Он говорит: «Тепло происходит от солнца; печи же производят тепло только тогда, когда в печи положены дрова, т. е. работа солнца. Точно так же и нравственность происходит от религии. Социальные же формы жизни производят нравственность только тогда, когда в эти формы жизни вложены последствия религиозного воздействия на людей -- нравственность».

Л.Н. Толстой утверждает, «что люди, считающиеся среди нас самыми образованными в сущности, люди самые невежественные, знающие множество того, что никому не нужно знать, и не знающие того, что, прежде всего, нужно знать всякому человеку».

Происходит это удивительное и печальное явление от того, что в нашем, называемом христианским, мире не только опущен, но отрицается тот главный предмет преподавания, без которого не может быть осмысленного приобретения каких бы то ни было знаний. Опущена и отрицается необходимость религиозного и нравственного преподавания, т. е. передачи молодым поколениям учащихся тех, с самых древних времен, данных мудрейшими людьми мира, ответов на неизбежно стоящие перед каждым человеком вопросы: первый -- что я такое, какое отношение мое, моей отдельной жизни ко всему бесконечному миру; и второй -- как мне сообразно с этим моим отношением к миру жить, что делать и чего не делать.

Ответы же на эти два вопроса - религиозное учение, общее всем людям, и вытекающее из него учение нравственности, тоже одинаковое для всех народов, ответы эти, долженствующие составлять главный предмет всякого образования, воспитания и обучения, отсутствуют совершенно в образовании христианских народов.

Только при таком разумном, религиозно-нравственном учении, поставленном в основу образования, может быть разумное, и не вредное людям, а разумное образование. При отсутствии же такой разумной основы образования не может и быть ничего другого, как только то, что и есть теперь, -- нагромождение пустых, случайных, ненужных знаний, называемых наукой, которые не только не полезны, но приносят величайший вред людям, скрывая от них необходимость одних нужных человеку знаний. Нравится нам это или не нравится, разумное образование возможно только при постановке в основу его учения о религии и нравственности.

И потому Толстой полагает, «что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям и учащимся взрослым, - это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?».

В статье «Беседы с детьми по нравственным вопросам» Толстой описывает свое представление о возможностях внесения в основы системы образование обучения религиозным и, как следствие, нравственным принципам бытия. Он предлагает преподавать детям нравственность следующим образом: «собрав выраженные разными мыслителями нравственные истины и изложив их доступным детям в возрасте около десяти лет языком, я разделил их на отделы и каждый день читал детям по одной мысли из одного очерка отдела и, прочтя, просил их повторить своими словами прочитанное, разъясняя непонятное и отвечая на вопросы, вызванные чтением.

Главные отделы следующие: 1) Бог. 2) Жизнь в воле Бога. 3) Человек - сын Бога. 4) Разум. 5) Любовь. 6) Совершенствование. 7) Усилие. 8) Мысли- 9) Слова. 10) Поступки - дела. 11) Соблазны внутренние. 12) Соблазны внешние. 13) Смирение. 14) Самоотречение. 15) Непротивление. 16) Жизнь в настоящем. 17) Смерть. 18) Жизнь - благо.19) Вера.»

Таких нравственных истин у Толстого набралось более семисот.

Итак, по мнению Толстого, нравственность зависима от религии, которые в совокупности являются основой образования. Задача образования состоит в развитии в человеке гуманистических задатков. Школа должна стать школой жизни человека и одновременно с этим работать на перспективу духовного развития. Именно такую возможность пропагандирует в своем учении Лев Николаевич Толстой.

 

В педагогическом наследии Н.И. Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Ставший знаменитым принцип Пирогова о воспитании в человеке прежде всего человека с большой буквы, выдвижение на первый план нравственных достоинств человека, гуманизм, уважение к человеческой личности независимо от классовой и национальной принадлежности, стремление построить систему образования на единой научной основе, имеющей непрерывную связь, начиная от низшей и кончая высшей школой, так, чтобы одно учебное заведение служило базой для другого и вместе с тем представляло из себя определенную ступень подготовки к практической жизни, обусловили популярность деятельности Пирогова в области просвещения. Идеи Пирогова были подхвачены и творчески развиты выдающимися педагогами того времени - К. Д. Ушинским, Н. X. Весселем, В. Я. Стоюниным и др. Они имели и более широкое влияние, способствуя формированию поколения русской интеллигенции 60-х гг., преданного идеям гуманизма и демократизма.

Обратившись к педагогическим вопросам, Пирогов прежде всего по-новому сформулировал главную цель воспитания - формирование высоконравственной человеческой личности. Стремление человека решить вопрос о смысле и цели своей жизни Пирогов рассматривал как «вопрос жизни», как «самый существенный атрибут духовной натуры человека». Путь самопознания и самосовершенствования труден. Задача системы воспитания и образования - помочь человеку на этом пути. Этот путь не скор, но он является единственно надежным в достижении истинного нравственного прогресса человечества. «Первое и главное условие прогресса есть твердая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности», считал Пирогов. Поэтому общество и государство для собственного же блага обязаны «помогать достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребенка. Таким образом, вопросы воспитания ставились Пироговым во главу совершенствования всей общественной жизни, непосредственно связывались с мировоззренческими вопросами. Как отмечал К. Д. Ушинский, «Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа - «вопрос жизни».

Опираясь на наблюдения и жизненный опыт, Пирогов со всей определенностью подчеркнул своеобразие психологии ребенка. «Я не сомневаюсь, - писал он, - что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего». Взрослые, не учитывая этого, спешат внушить ребенку свои понятия, свои взгляды, не сообразуясь с особенностями детской психики. Пирогов выдвинул требование изучения внутреннего мира ребенка и уважения к нему. «И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законы нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей».

Чтобы найти действительный путь воспитания ребенка, надо прежде всего изучить закономерности духовного развития ребенка. Эту задачу Пирогов считал первостепенной и неотложной.

В связи с этим Пирогов обратил внимание на необходимость систематического наблюдения за ребенком. При этом он подчеркивал, что наблюдения за ребенком и воспитание его надо начинать с самого раннего детства, так как склонности и влечения ребенка проявляются очень рано. В качестве средства изучения ребенка, особенно в раннем детстве, он рекомендовал наблюдение за его играми и развлечениями. «Игры, забавы и занятия в этом возрасте, - подчеркивал он, - должны быть уже весьма внушительны для зоркого наблюдателя; на них можно основать немаловероятную прогностику».

Важное значение для правильной постановки педагогического процесса, считал Н. И. Пирогов, имеет индивидуальный подход, знание особенностей личности каждого учащегося. Вместе с тем он ясно сознавал трудности, порой невозможность тщательно вникнуть в индивидуальные свойства каждого, понимал, что большинство рядовых педагогов не обладают глубокими знаниями и опытом. Многое как в осуществлении индивидуального подхода, так и в достижении педагогического успеха в целом зависит от свойств личности самого педагога, от его зрелости и мастерства.

Подытоживая рассмотрение вопроса о влиянии учебной деятельности на развитие способностей учащихся, Пирогов особо отличал роль четырех основных факторов, обусловливающих ее успех, - личность ученика, личность учителя, индивидуальный подход и свойства учебного предмета. «Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени развития учеников и самих учителей, - вот в чем заключается главное дело педагогического искусства», - заключал он.

В свете этих принципиальных положений Н. И. Пирогов подходил к решению и более частных проблем воспитания. Это относится, например, к такому средству воспитания, как наказание. В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.

Однако он не был до конца последовательным в этом вопросе. В следующем, 1859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, на практике считал, однако, невозможным обойтись без нее и лишь советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.

Существенно важным он считал обратить внимание на то, что улучшение нравственности и уменьшение числа преступлений в обществе зависит в первую очередь от распространения убеждения, что ни одно преступление не останется безнаказанным. Но наказание, подчеркивал Пирогов, должно строго соответствовать сущности и характеру проступка. Прежде чем определить меру наказания, необходимо постараться выяснить причины и мотивы проступка, обстоятельства, при которых он был совершен. Мера наказания должна быть понятной наказуемому, должна привести его к осознанию своей вины и вызвать чувство справедливости наказания. В противном случае эта мера окажется бездейственной. Пробуждение внутренних нравственных сил человека, развитие чувства законности, правды, чести, стремления к нравственному совершенствованию — в этом видел Пирогов воспитательную цель наказания и его роль в нравственном воспитании. «Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания» .

Информация о работе Нравственное воспитание в отечественной педагогике