Нравственное воспитание в отечественной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Нравственное воспитание – это воспитание, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество и ни один человек, живущий в обществе. Оно не теряет своей актуальности, наоборот, сегодня его значение особенно высоко. Мы живем в век контрастов, искушений, каждый день перед нами стоит выбор: куда пойти, что делать и делать ли вообще, как обращаться с близкими, друзьями и совсем незнакомыми людьми, чего бы нового попробовать.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа 2.docx

— 45.48 Кб (Скачать файл)

Макаренко создал такую модель гражданского воспитания личности, которая позволила за 3-4 года получить позитивный результат. Выпускники колонии становились образованными, грамотными, трудолюбивыми, интересными людьми, патриотами своего  отечества, настоящими гражданами, стремящиеся к дальнейшему самообразование.

У А.С. Макаренко морально-нравственное воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Участие в коллективном труде, - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда». По мнению Макаренко, любовь к труду рождается там, где ребят учат в заурядной работе находить то, что превращает ее в дело служения людям. (6, 75)

В педагогической системе А.С. Макаренко серьезное место занимает вопрос о соотношении трудового и морально-нравственного воспитания. Ведь люди в процессе своего труда всегда проявляют творчество, смекалку, деловитость, оперативность и т.д., т.е. такие качества, которые в нашей стране приобрели нравственное значение и одобряются обществом, иными словами, поддаются моральной оценке.

Исходя из такого понимания труда, А.С. Макаренко называет следующие, связанные с трудом, новые моральные качества людей: отсутствие склонности к «обособлению», техническое творчество, появление таланта хозяина, организатора, руководителя, жажда знаний, культуры, монолитность воли в действиях, морально-политическое единство, чувство дружбы, единство слова и дела, оперативность, деловитость, соблюдение моральных норм не только тогда, когда человек живет и работает в коллективе, но и тогда, когда он не находится непосредственно под его влиянием.

Эффективными методами дисциплинирования личности Макаренко считал:

    • выговор на собрании и выговор перед строем
    • соревнование

Проблему дисциплины Макаренко рассматривал в контексте всего воспитательного процесса. Дисциплина - это результат всей работы и всех её методов.

Итак, организация воспитательного процесса в детских учреждениях, которыми руководил Макаренко, была направлена на создание  воспитательной среды (коллектива), способной воспитать достойного гражданина. Педагог подходил к характеристике личности несовершеннолетнего правонарушителя, учитывая его социальный опыт и мотивацию поступков и учитывая стремления, напряжения, принципы и взгляды в области требований к личности, которые существовали в то время в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания…могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…

Воспитание - всегда большой труд для педагога. А нравственное воспитание - один из самых сложных видов этого труда, требующий кропотливости, постоянных затрат времени и душевных сил, специальных знаний и мастерства. И хотя нравственное воспитание осуществляется в рамках общей педагогической деятельности, неотделимо от нее, от учителя требуется особое умение преднамеренно усиливать связь различных сторон жизни учащихся с моральными нормами и требованиями, ненавязчиво, тонко и тактично привлекать к ним внимание воспитанников. Только так он сумеет постепенно раскрыть перед ними сущность этих норм и важнейшие каналы их реализации, нацелить и приучить учащихся к их выполнению в каждодневной деятельности и поведении. Можно сколько угодно говорить о морали, о ее значении и красоте, но, если слова не будут органически вплетаться в жизненную практику учащихся, у них не выработается способность и готовность постоянно следовать этим нормам и требованиям-то, что мы называем нравственным обликом личности.

Нравственное воспитание - не только сложный, но и длительный процесс. В период активного формирования личности заметны лишь отдельные симптомы отклонений от тех или иных канонов нравственного поведения.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований.

Необходимо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

 

 

 

 


Информация о работе Нравственное воспитание в отечественной педагогике