Нравственно-патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
В ходе исследования были поставлены задачи:
Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат патриот воспитание.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

 

Объем предлагаемой детям  информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать  название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены  на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все  это создано для удобства людей.

 

Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион  помогают детям познакомиться с  функциями и устройством различных  учреждений микрорайона, формируют  у дошкольников представления о  разнообразных потребностях людей  и о том, кто и как заботится  о жителях поселка [10].

 

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих  родителей, дедушек и бабушек  об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся  с ребятами знаниями об известных  людях микрорайона, на специальных  занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам [6].

 

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или  статей с историей дома, в котором  живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов  домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

 

Большим интересом детьми совместно с родителями может  быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при  помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через  дорогу, достопримечательности. При  этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила  безопасного поведения на улице [8].

 

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется  — это район и город в  целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней  улиц, а также в честь кого они  названы. Ему объясняют, что у  каждого человека есть родной дом  и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии  по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое  значение приобретает знакомство детей  с народными промыслами края, народными  умельцами. Особенно ценным является участие  родителей и других близких родственниках  в этих экскурсиях, это придает  знаниям о родном городе актуальность и непосредственность [10].

 

Кроме этого, на данном этапе  нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории  родного города, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения  названий улиц и площадей.

 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет  пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек  и бабушек, участников Великой Отечественной  войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие  важные понятия, как «долг перед  Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг»  и т.д. Важно подвести ребенка  к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены  в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].

 

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими  городами России, со столицей нашей  Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

 

 

Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с  историей и культурой родного  города при взаимодействии с родителями

 

 

2.1Методология и принципы  построения работы

 

 

Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах.

 

Системный подход – важнейшее  условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен  на разных уровнях:

 

Окружающий мир – как  система взаимодействия человека с  миром природы, с социальным миром  и предметным миром;

 

Усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего  мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного  ландшафта (системообразующий фактор – деятельность человека);

 

Усвоение детьми системных  знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

 

Диалектический подход –  обеспечивает формирование у детей  начальных форм диалектического  рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении  и развитии, в их взаимосвязях и  взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее  понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического  характера, отражающие взаимосвязь  культур в разные исторические эпохи.

 

Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и  искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи  с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного  «педагогического фильтра», способствующего  отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему  поколению. Это нашло отражение  как в создании предметно-развивающей  среды, так и в содержании работы с детьми.

 

В соответствии с этими  подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено  на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком  масштабе [10].

 

Овладевая таким подходом к познанию окружающего мира, дети пытаются найти причину того или  иного явления (в том числе  и исторического), установить взаимосвязь  прошлого, настоящего и будущего. В  соответствии с этим был определен  один из основных критериев отбора знаний исторического характера  для дошкольников, образно названный  «принцип айсберга». Степень глубины  таких знаний обусловлена соответствующей  наглядной представленностью достопримечательностей определяет необходимость исторического  экскурса в прошлое. Исходя из этого  мы посчитали важным познакомить  детей с историей возникновения  Калининского района., биографиями  замечательных людей, прославивших наш район, в честь которых  были воздвигнуты памятники (………).

 

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей  с родным краем были положены конкретные принципы.

 

Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).

 

Уникальность места –  как выразитель краеведческого подхода  в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как  универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической  уникальности края, связи с предшествующими  поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и  культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

 

Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова) – установление соотношений между  информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной  картины мира [4]. Единство содержания и методов.

 

Динамика преемственности  связей – на каждой возрастной ступени  она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика  изменения социального опыта  детей разного дошкольного возраста.

 

Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга»  и т.д.

 

 

2.2 Воспитание нравственно-патриотических  чувств у детей дошкольного  возраста через ознакомление  с историей и культурой родного  города при взаимодействии с  родителями

 

 

Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у  детей дошкольного возраста

Цель Форма взаимодействия

Сентябрь, «Моя семья»

Средняя группа 

1.Знакомить дошкольников  с терминами и отношениями  родства.

 

2. Воспитывать у ребенка  любви и привязанности к своей  семье. Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы 

1. Знакомить детей с  понятием «родословная», учить  детей принципам составления  восходящей родословной («от себя».

 

2.Воспитывать интерес  к своим корням, родословной. Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа 

1.Продолжать знакомство  детей с родным городом, закрепить  знание домашнего адреса и  адреса детского сада.

 

2.Воспитывать интерес  к родному району. Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы 

1.Продолжать знакомить  с районом, где находится детский  сад, его особенности и достопримечательности.

 

2. Познакомить с историей  возникновения Калининского района.

 

3.Воспитывать уважение  к труду взрослых по благоустройству  района. 

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

 

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа 

1.Познакомить детей с  особенностями расположения города, расширить представление о значении  рек и мостов в жизни города.

 

2.Прививать интерес к  профессиям, связанным с водным  транспортом. 

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

 

Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.

 

Подготовить фоторепортаж с  отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.

Старшие группы 

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения  и названия площади.

 

2. Познакомить с биографией  знаменитости района.

 

3. Уточнить знания о  том, как в городе увековечена  память о тех, кто его прославил. 

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь  с историей которых познакомились.

 

Экскурсии к памятнику.

 

Подготовить презентацию  с отчетом об экскурсии с материалами  об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа 

1. Углубить представления  детей о транспорте города, научить  классифицировать транспорт по  назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).

 

2. Познакомить детей с  транспортом на маршруте от  дома к детскому саду. С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».

Старшие группы 

1. Познакомить с промышленностью  города (тяжелой, пищевой).

 

2. Научить дифференцировать  продукцию предприятия (тяжелой,  легкой, пищевой промышленности).

 

3.Развивать интерес к  труду взрослых, связанному с  промышленным производством. 

Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия  тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

 

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа 

1. Научить дифференцировать  здания по назначению (детские  сады, школы, магазины, больницы, театры  и т.д.).

 

2. Познакомить с разными  формами архитектурных сооружений (многоэтажные дома, особняки, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры и  спорта и т.д.).

 

3. Научить взаимосвязи  между назначением здания и  его архитектурой. 

Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.

 

Старшие группы 

1.Закрепить представления  детей об архитектуре современных  зданий.

 

2.Познакомить с главным  памятником архитектуры района.

 

3.Воспитывать интерес  и уважение к труду людей  строительных профессий. Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

Февраль, «Воинская слава  России»

Средняя группа 

1. Познакомить детей с  памятником защитникам Отечества  района.

 

2. Сформировать представление  об армии (о родах войск,  о службе в мирное время).

 

3. Познакомить с российским  флагом.

 

4.Воспитывать уважение  к защитникам Отечества и гордость  за страну. 

Праздничный концерт для  защитников Отечества, подготовить  газету с именными поздравлениями.

Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание