Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:04, курсовая работа
Цель нашего исследования – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
В ходе исследования были поставлены задачи:
Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.
Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы
Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Целевые экскурсии в магазин,
школу, библиотеку, на почту, стадион
помогают детям познакомиться с
функциями и устройством
При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам [6].
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [8].
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и непосредственность [10].
Кроме этого, на данном этапе
нравственно-патриотического
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах.
Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях:
Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;
Усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор – деятельность человека);
Усвоение детьми системных знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.
Диалектический подход – обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Н. Поддьяков, Н.Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.
Культурологический подход – подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.
В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе [10].
Овладевая таким подходом
к познанию окружающего мира, дети
пытаются найти причину того или
иного явления (в том числе
и исторического), установить взаимосвязь
прошлого, настоящего и будущего. В
соответствии с этим был определен
один из основных критериев отбора
знаний исторического характера
для дошкольников, образно названный
«принцип айсберга». Степень глубины
таких знаний обусловлена соответствующей
наглядной представленностью
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.
Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.).
Уникальность места – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова)
– установление соотношений между
информацией естественно-
Динамика преемственности
связей – на каждой возрастной ступени
она означает отбор наиболее актуальных
знаний и их постепенное усложнение,
при этом учитывается специфика
изменения социального опыта
детей разного дошкольного
Комплексность – содержание
концентрируется в темах-
2.2 Воспитание нравственно-
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Цель Форма взаимодействия
Сентябрь, «Моя семья»
Средняя группа
1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.
2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье. Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями
Старшие группы
1. Знакомить детей с
понятием «родословная», учить
детей принципам составления
восходящей родословной («от
2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании
Октябрь, «Мой город»
Средняя группа
1.Продолжать знакомство
детей с родным городом,
2.Воспитывать интерес к родному району. Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.
Старшие группы
1.Продолжать знакомить
с районом, где находится
2. Познакомить с историей
возникновения Калининского
3.Воспитывать уважение
к труду взрослых по
Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.
Совместный выход на работу
по благоустройству родного
Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»
Средняя группа
1.Познакомить детей с
особенностями расположения
2.Прививать интерес к профессиям, связанным с водным транспортом.
Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.
Экскурсия с родителями по реке на экскурсионном водном транспорте.
Подготовить фоторепортаж с отчетом об экскурсии для показа на родительском собрании группы.
Старшие группы
1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.
2. Познакомить с биографией знаменитости района.
3. Уточнить знания о
том, как в городе увековечена
память о тех, кто его
Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.
Экскурсии к памятнику.
Подготовить презентацию
с отчетом об экскурсии с материалами
об истории возникновения
Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»
Средняя группа
1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению, среде передвижения (наземный, водный, воздушный).
2. Познакомить детей с транспортом на маршруте от дома к детскому саду. С помощью родителей сделать интерактивную презентацию «Маршрут от дома к детскому саду».
Старшие группы
1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой).
2. Научить дифференцировать
продукцию предприятия (
3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством.
Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.
Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.
Январь, «Архитектура нашего города»
Средняя группа
1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).
2. Познакомить с разными
формами архитектурных
3. Научить взаимосвязи между назначением здания и его архитектурой.
Подготовить репортаж с воскресной прогулки с видами разных домов, особняков, кинотеатров и т.д. родного района.
Старшие группы
1.Закрепить представления
детей об архитектуре
2.Познакомить с главным памятником архитектуры района.
3.Воспитывать интерес
и уважение к труду людей
строительных профессий.
Февраль, «Воинская слава России»
Средняя группа
1. Познакомить детей с
памятником защитникам
2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).
3. Познакомить с российским флагом.
4.Воспитывать уважение
к защитникам Отечества и
Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.