Нравственно-патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования – определить особенности взаимодействия с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
В ходе исследования были поставлены задачи:
Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
Рассмотреть формы взаимодействия ДОУ с родителями, в том числе в процессе воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическое исследование проблемы воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств у детей
1.2 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
1.3 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Глава II. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
2.1 Методология и принципы построения работы
2.2 Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат патриот воспитание.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

 

Открытые занятия с  родителями, проходившими и служащими  в настоящее время в Вооруженных  Силах РФ.

 

Экскурсия с возложением  венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы 

1.Закрепить представления  детей об особенностях службы  солдат в мирное время.

 

2.Познакомить с памятниками  защитникам Отечества.

 

3.Познакомить с историей  российского флага.

 

4. Воспитывать уважение  к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги  соотечественников. 

Праздничный концерт для  защитников Отечества, подготовить  газету с именными поздравлениями.

 

Открытые занятия с  родителями, проходившими и служащими  в настоящее время в Вооруженных  Силах РФ.

 

Экскурсия с возложением  венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа 

1. Продолжать знакомство  детей с народными промыслами  России.

 

2. Научить различать их  и сравнивать.

 

3. Воспитывать интерес  к народным промыслам родного  края. Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы 

1. Закрепить знания детей  о народных промыслах.

 

2.Познакомить с историей  возникновения народных промыслов,  воспитывать к ним интерес. 

 

Апрель, «Природа родного  края»

Средняя группа 

1. Продолжать знакомство  детей с природой ближайшего  окружения.

 

2. Научить различать реки  и озера в разные времена  года; знакомить с правилами поведения  на воде.

 

3.Научить понимать и  ценить красоту природы родного  края. С помощью родителей подготовить и провести беседу-презентацию по обучению детей правилам поведения на воде.

Старшие группы 

1.Продолжать знакомство  детей с местом отдыха –  парковой зоной, с особенностями  ландшафта.

 

2.Расширить и уточнить  представления детей о водных  просторах города, о водном транспорте, научить сравнивать реки, озера,  моря.

 

3.Воспитывать чувство  уважения к труду людей, которые  заботятся о красоте мест отдыха  в городе.

 

4.Дать представление о  неповторимой красоте просторов  родного города. 

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

 

 

Оформление газеты «Природа родного края» с материалами  по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии.

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа 

1. Продолжать знакомство  детей с достопримечательностями  города, района.

 

2. Познакомить с гербом  города Санкт-Петербурга.

 

3. Развивать чувство любви  к родному городу. Экскурсия по достопримечательностям района, фоторепортаж с экскурсии

Старшие группы 

1.Познакомить детей с  памятниками героям Великой Отечественной  войны в Калининском районе.

 

2.Познакомить с историей  государственного герба России.

 

3.Дать знания о том,  как люди чтят память о героях, защищавших Родину в годы Великой  Отечественной войны. 

Экскурсия к памятнику  героям Великой Отечественной войны  в Калининском районе.

 

Семейная викторина «  Памятники нашего города».

 

 

 

Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического  воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании  учебного года. Естественно, что для  сопоставимости диагностических показателей  их набор должен оставаться в течение  эксперимента неизменным. Методика обработки  и интерпретации результатов  на протяжении всего периода исследовательской  работы тоже не должна меняться.

 

В экспериментальной программе  патриотического воспитания детей  дошкольного возраста Пименовой  Л.В. даны показатели развития, позволяющие  определить его общий уровень  в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов  детской деятельности. Результатом  работы можно считать возросший  уровень знаний детей о своем  городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни  своего микрорайона, своей малой  родины.

 

 

Заключение

 

 

В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические  аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и  культурой родного города.

 

Было выяснено, что единого  подхода к определению «нравственное  воспитание» не существует, но большинство  современных педагогов тактируют  это понятие как систематическое  воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям  конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного  образовательного учреждения и включает в себя воспитание у ребенка любви  и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений  о стране, развитие чувств ответственности  и гордости за достижения страны, чувство  уважения к другим народам.

 

Работа по тому направлению  ведется последовательно, от более  близкого, знакомого (семья, детский  сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.

 

Именно потому, что семья  ребенка является ключевым звеном направления  нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой  концепции взаимодействия семьи  и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что  за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

 

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский  сад устанавливает тесную связь  с семьёй. Необходимость подключения  семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется  особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые  не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая  направленность и др. Всё это создаёт  благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский  сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

 

Взаимодействие семьи  и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации  усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

 

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет  пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни  членов семьи необходимо проводить  работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято  назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как  Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

 

Задача ДОУ – приобщить  родителей к педагогическому  процессу, расширить сферу участия  родителей в организации жизни  дошкольника в ДОУ, создавая условия  для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

 

Предложенная программа  взаимодействия работы специалистов ДОУ  и родителей, направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств у  детей дошкольного возраста через  ознакомление с историей и культурой  родного города.

 

Основные принципы построения программы:

 

Энциклопедичность;

 

Уникальность места;

 

Интеграции знаний;

 

Единства содержания и  методов;

 

Динамика преемственности  связей;

 

Комплексности.

 

Содержание программы  концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История Санкт-Петербурга»  и т.д., содержит разнообразие форм взаимодействия с родителями (от прямого непосредственного, до косвенного участия родителей).

 

 

Список литературы

 

 

Белоногова Г., Хитрова  Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

 

Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000

 

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985

 

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под  ред. А.М. Виноградовой., М., 1991

 

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

 

Жариков А.Д. Растите детей  патриотами. М., 1980

 

Жуковская Р.И., Виноградова  Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990

 

Знакомим детей с малой  Родиной. Полякова Т. В. ap2004.alledu/document/380/839

 

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

 

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

 

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для  студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

 

Методика контактного  взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo

 

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

 

Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998

 

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

 

Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004

 

 Размещено на


Информация о работе Нравственно-патриотическое воспитание