Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:54, доклад
Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Программа преподавания по семи модулям основана на принципе гуманизации образовательного процесса, содержит творческую направленность. Основой обучения является когнитивное развитие (англ.) всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» содержит конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для себя ученик добывает и конструирует сам.
О новых подходах в преподавании и обучении
(из опыта преподавания Программы по семи модулям Кембриджского университета)
Разум, однажды расширивший
свои границы,
никогда не вернётся в прежние.
А. Энштейн
Учитель призван совершать чудеса. Их ждут от него ученики. И это происходит, если смоделированы такие условия, при которых личность ребёнка получает наибольшее развитие.
Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого понимания, взаимодействию с уже имеющимися.
Задачи, стоящие перед учительством сегодня, предполагают развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь».
Программа преподавания по семи модулям основана на принципе гуманизации образовательного процесса, содержит творческую направленность. Основой обучения является когнитивное развитие (англ.) всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» содержит конструктивистские подходы, основанные на идеях когнитивной психологии, то есть знания для себя ученик добывает и конструирует сам. Это возможно при создании демократической атмосферы в классе, когда ученики проявляют инициативу в обучении, когда у них есть возможность в учебной деятельности общаться друг с другом, принимать решения, смело высказывать их.
Согласно исследованиям Джона Хэтти[5], 50 % знаний учащихся зависит от них самих, 30 % от преподавания. Значит, учитель, как рулевой, должен управлять процессом обучения, чтобы ученики изучали, знали, применяли.
Беседа является неотъемлемой частью обучения учащихся. Н. Мерсер[6]различает три типа беседы:диспутивная, кумулятивная, исследовательская. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения.
Важное значение имеет постановка вопросов, употребление глаголов, выражающих:
1 Оценку чего-либо: судить, ценить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять, осуждать…
2 Синтез чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, переопределять, предлагать, создавать…
3 Анализ чего-либо: отличать, дифференцировать, рассчитывать, оспаривать, относить, сравнивать, экспериментировать, противопоставлять, изучать…
4 Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, очерчивать, применять, использовать, заниматься…
5 Понимание темы: пересматривать, идентифицировать, обсуждать, располагать, признавать, объяснять, рассказывать, прояснять…
6 Знание темы: вспоминать, определять, утверждать, перечислять, повторять, называть, рассказывать, представлять, находить…
Эта таблица должна быть настольной у учителя, ибо такая постановка вопросов будит мышление, вызывает ассоциативные связи.
Немаловажным фактором при диалоге является умение учителя давать время на обдумывание от 3 до 7 секунд и выслушивать учеников.
Диалог даёт возможность говорить конструктивно, вызывает интерес к исследованиям, развивает любознательность, помогает формировать знания, поддерживает креативное мышление, углубляет мышление посредством разговора и размышлений, даёт возможность учиться друг у друга, уважать и ценить мнение других.
Программа 7 модулей основана на ключевой идее - обучение через диалог. Так, чтобы ознакомить учащихся с текстом по литературе, я разделила содержание повести на 5 отрывков, несколько сократила их, но так, чтобы смысл остался ясен. Передо мной встала задача за 45 минут работы вызвать у учащихся живой интерес к книге, организовать взаимообучение в группах, научить выбирать главное в прочитанном, передавать знания другим. Пойти традиционным путём - это учителю совместно с читающими учениками прокомментировать содержание, обратив внимание на ключевые эпизоды. А как же другие? Так и не прочтут? И мне удалось найти выход, применив метод Жигсо критического мышления. После ознакомления с текстом предложено творческое задание – нарисовать рекламу книги. Ребята, взаимодействуя в группе, за 10 минут создали красочные рекламы.
Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я обнаружила следующее: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 62 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении, они ценят помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.
Задания на уроках регламентируются временем, за что отвечает в группе хронометражист, руководит работой консультант, заполняя листок достижений. А еще важно соблюдать правила групповой работы, ненавязчиво напоминать учащимся какой-либо пункт. Учителю меньше говорить, больше слушать, наблюдать, учиться молчать во время выполнения заданий учениками. Не стоит перегружать урок различными стратегиями, а следовать принципу целесообразности.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» тесно связан с модулем «Обучение критическому мышлению». В рамках обучения критическое мышление включает сбор информации, систему доказательств, выводы, применение идей на практике. Основой данного метода является креативность
Небольшой процент учеников владеет навыками мышления на высоком уровне, позволяющем свободно выражать свои мысли. С этой точки зрения является ценным применение стратегий критического мышления, основанного на диалоге и конструктивной аргументированной речи.
Обучение критическому мышлению осуществляется в диалоговой части уроков, когда ученики по-своему осмысливают эпизоды прочитанного, обмениваются мнениями, в рефлективной, когда защищают маршрутные карты, выполняют творческие задания. На уровне мышления реализуются процессы анализа и синтеза информации, её воспроизведение в различных формах. Стратегии критического мышления обеспечивают быструю включаемость в работу, повышение интереса к обучению, развитие творческих способностей.
Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям направляет наше внимание на модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание - оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения.
Во время уроков консультанты осуществляют формативное оценивание, заключающее в себе этапы работы на уроке. Лист достижений отражает этапы работы на уроке.
№ |
ФИО ученика |
отвечал |
грамотность |
Давал идею |
диктант |
проверка |
оценка |
Учащиеся приобретают навык взаимооценивания, без труда ориентируются в определении доли участия в работе каждого ученика, проявляя принципиальность и в то же время дружеское участие.
По итогам заполненных анкет 52 % учеников отмечают, что многое запомнили на уроках, 52 % стали внимательнее, 43 % не боятся ошибок, более 50 % учеников отметили возросшие способности в обучении.
Обучение и преподавание в школе, согласно программе семи модулей, немыслимо без использования информационно-коммуникативных технологий.
Кроме педагогических знаний, учитель должен владеть ещё и технологическими, знаниями о вспомогательных средствах преподавания: использование интерактивной доски, тестирование на компьютерах, использование электронной почты, видео. Использование ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию обучения. Педагог К.Д.Ушинский утверждал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации».
Приоритеты ИКТ неоспоримы: это и развитие мышления, логики, саморегуляция индивидуальной и культура познавательной деятельности, экономия времени, автоматизация процессов.
Применение на практике новых подходов в преподавании и обучении, критического мышления, системы формативного и суммативного оценивания, использование ИКТ оказывает непосредственное влияние на развитие способностей учащихся. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» тоже включён в систему курсовой подготовки по семи модулям, в «Руководство для учителя»[13], содержащее ключевые идеи.
А.Хилтон[14]заметила, что
одарённые дети не
Модуль «Управление и лидерство в обучении» предполагает дальнейшую рефлексию учителей по внедрению на практике «Программы семи модулей».
Американский поэт Уолт Уитмен относительно роли личности в обществе сказал следующее: «Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир». Завершая своё размышление о «Программе семи модулей», в который раз убеждаюсь, что «учитель – вечный ученик своей профессии», по словам Д Дьюи[9]. Учителю необходимо возрождаться, потому что он находится в постоянном взаимодействии с молодежью и должен шагать в ногу со временем. И данные приёмы и методы обучения дают ему возможность намного улучшить педагогическую практику обучения, отойти от стереотипов, стать лидером в педагогическом сообществе.
Информация о работе О новых подходах в преподавании и обучении