О современных программах дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:32, реферат

Описание работы

Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Содержание работы

1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)

3.Заключение.
16
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат здоровье.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Введение.

3

2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.                                                                                                                

2.1    Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в          области сохранения и укрепления здоровья ребенка.                            

2.1.1       Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.

              ВасильевойМ.А. и др. 

2.1.2      Программа «Радуга»

2.1.3      Программа «Из детства в отрочество»

2.1.4      Программа «Детство»

2.1.5      Программа «Истоки»

    1. Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.            
      1. Программа  «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
      2. Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
      3. Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
      4. Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
      5. Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»  (Змановский Ю.Ф.)

5

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

3.Заключение.

16

Литература.

17


 

 

 

 

 

 

Введение.

      Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. К сожалению, на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья  детей в разных регионах Российской Федерации. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза [2,3].

     Закон РФ «Об образовании» в ст.64, п.1 определил  важнейшую задачу дошкольного образования «… сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»[9,97].

     Здоровье ребенка, его социально-психологическое благополучие, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития дошкольника.

     Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОО, важная роль принадлежит образовательной программе, которая в настоящее время, согласно ст. 12 п.6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  «разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования» [9, 24].

     Согласно этому же Закону об образовании «примерная образовательная программа должна пройти экспертизу, по результатам которой она включается в реестр примерных основных образовательных программ» [9,24]. Порядок разработки примерных программ, порядок их экспертизы и включения в реестр примерных программ в настоящее время разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации.

     В связи  с чем, определен переходный период на ФГОС дошкольного образования  до 1 января 2016 года.

    Поскольку, на сегодняшний день нет ни одной примерной основной образовательной программы дошкольного образования, включенной в реестр, т. е. имеющей официальный статус примерной, дошкольные образовательные организации должны корректировать свою образовательную программу на основе ФГОС,  использовать в образовательном процессе вариативные комплексные программы дошкольного образования, по которым они работают сегодня.

    Исходным ориентиром при выборе любой образовательной программы (основной, дополнительной) следует считать наличие в ней условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка» а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.

     Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.

     К сожалению, анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.

  Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

  Поэтому задачей данного исследования является анализ рекомендуемых образовательных программ в дошкольных учреждениях для выявления направлений совершенствования работы педагога, связанных с организацией и содержанием здоровьеориентированной деятельности.

  Основным методом получения информации явился анализ документальных материалов (примерные образовательные программы ДОУ).

  Внеаудиторная самостоятельная  работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части рассматриваются виды образовательных программ ДОУ  и, далее, представлен анализ комплексных и парциальных программ в области здоровья. В рамках объема  данного исследования не представляется возможным  проанализировать все существующие образовательные программы, рекомендуемые  к реализации в ДОУ, поэтому автор оставил за собой право выборочного подхода к существующим программам и представил анализу 5 комплексных (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. ВасильевойМ.А. и др. ; Программа «Радуга»; Программа «Из детства в отрочество»; Программа «Детство»; Программа «Истоки») и 5 парциальных программ ( Программа  «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева);Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.); Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.); Программа «Здравствуй!»   (Лазарев М.Л.); Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»   (Змановский Ю.Ф.)).

 

 

 

2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.

 

     На сегодняшний день разработано множество программ по сохранению и укреплению здоровья в дошкольных учреждениях, в том числе авторских и каждое из них имеет свои особенности.

      Все программы можно разделить на комплексные и парциальные.

  • Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
  • Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

     Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Кроме того, в специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.

Рассмотрим их более подробно.

 

2.1    Анализ комплексных образовательных  программ ДОУ в области сохранения  и укрепления здоровья ребенка.

 

2.1.1 «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой.

     В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.[5,5]

    Программа отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей. В основе программы лежат принцип развивающего обучения и положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Развитие в рамках данной программы — результат успешного воспитания и обучения детей. Программа учитывает принцип культуросообразности, реализующей учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, рассматривает образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. [5,3]

     Программа составлена по возрастным группам и охватывает ранний возраст (от рождения до 2-х лет), младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет), средний возраст (до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

Для каждой возрастной группы четко обозначены задачи физического воспитания, определен примерный режим дня в холодный и теплый период, в который могут вноситься изменения в зависимости от местных условий. Подробно представлены разделы «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В соответствии с содержанием этих разделов, в детском саду должно быть предусмотрено создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, обеспечение заботливого ухода за детьми, пребывание их на свежем воздухе, проведение утренней гимнастики и закаливающих мероприятий, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и правильной осанки.

     Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» помогают педагогическим работникам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. В этом пособии даны подробные рекомендации по реализации режима дня, обеспечению полноценного развития ребенка, с чередованием умственных и физических нагрузок, по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, описаны методы проведения занятий по физической культуре: утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных досугов и праздников, также рассказано об организации самостоятельной деятельности детей.

     Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

 

2.1.2      Программа «Радуга»

     Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.

   В данной программе [6] уделяется большое внимание «охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни». Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении детей систематически обучают способам самостоятельного выполнения культурно-гигиенических и бытовых действий; формируют у них навыки самообслуживания и личной гигиены; воспитывают чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Например: «четко соблюдать режим дня. Закреплять у детей осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам. Повышать требования к качеству самостоятельно выполненных детьми культурно-гигиенических действий. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Использовать комплекс средств закаливания в разном их сочетании. Вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. Обеспечивать преемственность семьи, детского сада и школы по закреплению у детей привычки к здоровому образу жизни»[6].

Информация о работе О современных программах дошкольных образовательных учреждений