Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:32, реферат
Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)
3.Заключение.
16
Литература.
1.Введение. |
3 |
2. О современных программах
дошкольных образовательных учреждений. 2.1 Анализ комплексных образовательных
программ ДОУ в
области сохранения и укрепления здоровья
ребенка. 2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. ВасильевойМ.А. и др. 2.1.2 Программа «Радуга» 2.1.3 Программа «Из детства в отрочество» 2.1.4 Программа «Детство» 2.1.5 Программа «Истоки»
|
5
5
10 |
3.Заключение. |
16 |
Литература. |
17 |
Введение.
Здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. К сожалению, на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза [2,3].
Закон РФ «Об образовании» в ст.64, п.1 определил важнейшую задачу дошкольного образования «… сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста»[9,97].
Здоровье ребенка, его социально-психологическое благополучие, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения является создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития дошкольника.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОО, важная роль принадлежит образовательной программе, которая в настоящее время, согласно ст. 12 п.6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования» [9, 24].
Согласно этому же Закону об образовании «примерная образовательная программа должна пройти экспертизу, по результатам которой она включается в реестр примерных основных образовательных программ» [9,24]. Порядок разработки примерных программ, порядок их экспертизы и включения в реестр примерных программ в настоящее время разрабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации.
В связи с чем, определен переходный период на ФГОС дошкольного образования до 1 января 2016 года.
Поскольку, на сегодняшний день нет ни одной примерной основной образовательной программы дошкольного образования, включенной в реестр, т. е. имеющей официальный статус примерной, дошкольные образовательные организации должны корректировать свою образовательную программу на основе ФГОС, использовать в образовательном процессе вариативные комплексные программы дошкольного образования, по которым они работают сегодня.
Исходным ориентиром при выборе любой образовательной программы (основной, дополнительной) следует считать наличие в ней условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка» а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.
Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются его педагоги.
К сожалению, анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.
Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
Поэтому задачей данного исследования является анализ рекомендуемых образовательных программ в дошкольных учреждениях для выявления направлений совершенствования работы педагога, связанных с организацией и содержанием здоровьеориентированной деятельности.
Основным методом получения информации явился анализ документальных материалов (примерные образовательные программы ДОУ).
Внеаудиторная самостоятельная работа состоит из введения, основной части и заключения. В основной части рассматриваются виды образовательных программ ДОУ и, далее, представлен анализ комплексных и парциальных программ в области здоровья. В рамках объема данного исследования не представляется возможным проанализировать все существующие образовательные программы, рекомендуемые к реализации в ДОУ, поэтому автор оставил за собой право выборочного подхода к существующим программам и представил анализу 5 комплексных (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. ВасильевойМ.А. и др. ; Программа «Радуга»; Программа «Из детства в отрочество»; Программа «Детство»; Программа «Истоки») и 5 парциальных программ ( Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева);Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.); Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.); Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.); Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)).
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
На сегодняшний день разработано множество программ по сохранению и укреплению здоровья в дошкольных учреждениях, в том числе авторских и каждое из них имеет свои особенности.
Все программы можно разделить на комплексные и парциальные.
Любая современная комплексная программа дошкольного образования обязательно включает раздел, освещающий педагогическую работу по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Кроме того, в специализированных (парциальных) и дополнительных программах, которые усиливают, обогащают ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ, достаточно широко и подробно представлены задачи, содержание и методы работы по данному направлению.
Рассмотрим их более подробно.
2.1
Анализ комплексных
2.1.1 «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой.
В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.[5,5]
Программа отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей. В основе программы лежат принцип развивающего обучения и положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Развитие в рамках данной программы — результат успешного воспитания и обучения детей. Программа учитывает принцип культуросообразности, реализующей учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, рассматривает образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. [5,3]
Программа составлена по возрастным группам и охватывает ранний возраст (от рождения до 2-х лет), младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет), средний возраст (до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Для каждой возрастной группы четко обозначены задачи физического воспитания, определен примерный режим дня в холодный и теплый период, в который могут вноситься изменения в зависимости от местных условий. Подробно представлены разделы «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Воспитание культурно-гигиенических навыков». В соответствии с содержанием этих разделов, в детском саду должно быть предусмотрено создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, обеспечение заботливого ухода за детьми, пребывание их на свежем воздухе, проведение утренней гимнастики и закаливающих мероприятий, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и правильной осанки.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» помогают педагогическим работникам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. В этом пособии даны подробные рекомендации по реализации режима дня, обеспечению полноценного развития ребенка, с чередованием умственных и физических нагрузок, по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, описаны методы проведения занятий по физической культуре: утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных досугов и праздников, также рассказано об организации самостоятельной деятельности детей.
Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
2.1.2 Программа «Радуга»
Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.
В данной программе [6] уделяется большое внимание «охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни». Оздоровительные мероприятия рекомендуется проводить не только в соответствии с возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка. Во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении детей систематически обучают способам самостоятельного выполнения культурно-гигиенических и бытовых действий; формируют у них навыки самообслуживания и личной гигиены; воспитывают чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Например: «четко соблюдать режим дня. Закреплять у детей осознанное отношение к режиму дня и культурно-гигиеническим нормам и правилам. Повышать требования к качеству самостоятельно выполненных детьми культурно-гигиенических действий. Развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Использовать комплекс средств закаливания в разном их сочетании. Вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности. Углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих. Сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни. Обеспечивать преемственность семьи, детского сада и школы по закреплению у детей привычки к здоровому образу жизни»[6].
Информация о работе О современных программах дошкольных образовательных учреждений