О современных программах дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:32, реферат

Описание работы

Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Содержание работы

1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)

3.Заключение.
16
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат здоровье.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

     В III разделе — «Движения» представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.

     В IV раздел — «Вредные привычки» включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.

     В V разделе — «Береги себя» представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.

     В VI разделе — «Я — хороший человек» перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми. [?]

     Программа имеет четкую структуру, и каждый раздел программы подробно описан. Определены задачи физического воспитания. Подробно представлены в таблицах данные физического развития и физиометрические показатели, тесты для оценки резервных возможностей и физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществлять диагностику физического развития и физической подготовленности детей.

2.2.4   Программа «Здравствуй!» (Автор: М.Л. Лазарев).

     Цель программы— помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.

     Программа построена на идеях науки о здоровье — валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.

     Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов.

     В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Программа состоит из четырех частей.

     В первой части программы («Теория валеологии») автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку — санологию (от лат. sano — лечу и sanitas — здоровье) — это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья — восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.

     Во второй части программы («Практика валеологии»)подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.

     На материале третьей части программы («Музыкальная валеология»)происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.

Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение — «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы.

 

2.2.5  Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».

Автор: Ю.Ф. Змановский.

Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

Основные отличительные особенности программы:

1) Комплексный подход, включающий  различные компоненты, совокупность  которых объединена в понятии  «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно  индивидуально-дифференцированный  характер.

2) Наличие физиологического обоснования  в каждом разделе программы  наряду с учетом закономерностей  возрастной психологии, педагогической  психологии и спортивной медицины.

3) Данная программа может применяться  в любом ДОУ благодаря простоте  большинства рекомендуемых средств  и методов, отсутствию необходимости  в приобретении дорогостоящей  аппаратуры, необязательности высокого  уровня профессиональной подготовки  персонала, но при обязательном  добросовестном выполнении рекомендаций.

4) В ряде разделов программы  предусмотрен учет климатогеографических  и экологических особенностей  региона.

В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.

Программа состоит из шести разделов.

В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья.

Во втором разделе представлена рациональная организация двигательной деятельности. Принципиальным отличием от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста является преобладание циклических упражнений (прежде всего беговых упражнений) и их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.). В этом разделе представлены основные требования к занятиям, способы организации детей на занятии, вариативное содержание занятий, включающее несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений. [3,50]

В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным — обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию.

Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции.

В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.

В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально-дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций.

 

Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной.

Большое количество программ в области здоровья, рекомендуемых для  ДОУ, ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

Исходя из анализа представленных нами программ, как комплексных, так и парциальных можно отметить, что исходным ориентиром следует считать наличие в них условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка, а также, адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.

Думается, нет недоброкачественных и формальных программ, а существует формализм педагогов, нежелание глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по здоровьесбережению дошкольников значительно снижает качество и эффективность их. Только при соблюдении всех требований к содержанию программ, через решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно -гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни - произойдет формирование общей культуры здоровья у малышей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

  1. Алиева Т.И. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка – дошкольника. Алиева Т.И., Антонова Т.В, Арнаутова Е.П. М., 2003.- 313с.
  2. Здоровье. Опыт освоения образовательной области. –Волгоград: «Учитель»,2014.-62с.
  3. Из детства — в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/                
  4. Логинова В.И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. Логинова В.И. СПб., 2002.- 227с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой и др.; 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 208 с.
  6. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др.; 2-е изд., доп. и перераб. - М: Просвещение, 2011. - 111 с.
  7. Савченко Н.А. Основные направления развития современных систем образования (Электронный ресурс). Режим доступа: http//www.ioso. ru/distant/library/publication/polat.html. - 25.04.2008
  8. Сушкова И.В. Социально – личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. Сушкова И.В. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
  9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».-М.:2013.-208с.
  10. Федина Н.В. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Н. В. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – с. 13-5. 5.

 


Информация о работе О современных программах дошкольных образовательных учреждений