Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:32, реферат
Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)
3.Заключение.
16
Литература.
2.1.3
Программа «Из детства в
Представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 1 до 7 лет и подготовку их к школе.
В данной программе определены два взаимосвязанных направления – «Здоровье» и «Развитие».
Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка (5 критериев здоровья), а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.
Режим организуется в соответствии с особенностями биоритма («жаворонки», «совы»), длительность сна определяется индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребенка, придерживается определенный алгоритм приема пищи, которому следует ребенок и дома;
В программе озвучены
В данной программе прослеживается принцип индивидуального подхода. В данном случае он раскрыт полно, содержательно. В каждом разделе программы мы можем проследить наличие данного принципа.
Понятие «индивидуальности» автор в своей программе не раскрывает подробно, не дает конкретного определения, но указывает на то, что малыш в конкретной семье является личностью, индивидуальностью. Каждый ребенок требует определенного подхода к себе. Поступая в ДОУ, педагог должен создать наиболее благоприятные условия, чтобы адаптационный период прошел без особых трудностей, а в дальнейшем и условия для полноценного развития. Важную роль в данном вопросе занимают родители, так как именно они наиболее близки своему ребенку, знают особенности поведения, предпочтения. Сотрудничество родителя с педагогами позволит лучше понять сущность каждого ребенку, наметить план мероприятий, построить добрые отношения.
Для учета особенностей развития ребенка педагог заполняет бланки учета, и др.
Преимущества данной программы:
В то же время, считаю, что при
работе по данной программе
могут возникнуть и ряд
2.1.4 Программа «Детство» (Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева).
«Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[4]
Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.
Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.
Основной интерес в программе представляет
раздел «Растим детей здоровыми, крепкими,
жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-
1) Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).
2) Овладение основами двигательной культуры (3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).
В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.[4,13]
Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.
Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «...на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы...», какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре— «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать... в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться...».[4,14]
В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи - Дансе».
Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
2.1.5 Программа «Истоки» (Автор: М.А.Рунова).
В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».
В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.[8,83]
Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста.
В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.[9,84]
Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).
Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
2.2 Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
2.2.1
Программа «Основы
Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.
2.2.2 Программа « Здоровье» ( В.Г. Алямовская).
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.[10]
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1) Физическое здоровье — программа «Группы здоровья».
2) Психологическое
благополучие — программа «
3) Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».
4) Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».[10]
Автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
.
2.2.3 Программа «Здоровье с детства» (Автор: Т.С. Казаковцева).
Цель программы — разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.
В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:
1) «Растить здоровым»— для детей младшего дошкольного возраста. Цель — обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.
2) «Учусь
быть здоровым»— для детей
старшего дошкольного возраста.
Цель — укрепить здоровье
В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровительной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов.
В I разделе — «Я — человек »представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я — человек».
Во II разделе — «Правила гигиены» описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.
Информация о работе О современных программах дошкольных образовательных учреждений