О современных программах дошкольных образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 20:32, реферат

Описание работы

Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.

Содержание работы

1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)

3.Заключение.
16
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат здоровье.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

 

2.1.3      Программа «Из детства в отрочество» - так назвал свою программу авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой.

     Представляет собой первую попытку в современной медицинской и психолого-педагогической науке создать комплексную программу для родителей и педагогов, направленную на укрепление здоровья, развитие детей от 1 до 7 лет и подготовку их к школе.

     В данной программе определены два взаимосвязанных направления – «Здоровье» и «Развитие».

     Первое направление программы — «Здоровье» — обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие. Родителям предоставляется возможность вместе с педагогами и медицинскими работниками детского сада вначале изучить и оценить здоровье каждого ребенка (5 критериев здоровья), а затем выбрать индивидуальную тактику для его формирования.

     Режим организуется в соответствии с особенностями биоритма («жаворонки», «совы»), длительность сна определяется индивидуальными проявлениями деятельности мозга ребенка, придерживается определенный алгоритм приема пищи, которому следует ребенок и дома;

     В программе озвучены мероприятия  по специальному закаливанию в условиях семьи для каждого индивидуально [3].

     В данной программе прослеживается принцип индивидуального подхода. В данном случае он раскрыт полно, содержательно. В каждом разделе программы мы можем проследить наличие данного принципа.

     Понятие «индивидуальности» автор в своей программе не раскрывает подробно, не дает конкретного определения, но указывает на то, что малыш в конкретной семье является личностью, индивидуальностью. Каждый ребенок требует определенного подхода к себе. Поступая в ДОУ, педагог должен создать наиболее благоприятные условия, чтобы адаптационный период прошел без особых трудностей, а в дальнейшем и условия для полноценного развития. Важную роль в данном вопросе занимают родители, так как именно они наиболее близки своему ребенку, знают особенности поведения, предпочтения. Сотрудничество родителя с педагогами позволит лучше понять сущность каждого ребенку, наметить план мероприятий, построить добрые отношения.

     Для учета особенностей развития ребенка педагог заполняет бланки учета, и др.

Преимущества данной программы:

  • Согласованная работа педагогов ДОУ и родителей воспитанников, возможность обмена информацией о конкретном ребенке;
  • Наличие необходимых материалов, которые обеспечивают целостность педагогического процесса;
  • Возможность глубже понять психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

     В то же время, считаю, что при  работе по данной программе  могут возникнуть и ряд трудностей:

  • Большие затраты материальных средств на необходимый материал.
  • Большое количество времени родители должны затратить на сотрудничество с ДОУ;
  • Трудности в реализации индивидуального подхода при большой наполняемости группы.
  • Возможность глубже понять родителями психологические особенности ребенка в данный возрастной период.

 

2.1.4 Программа «Детство» (Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева).

      «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[4]

         Программа «Детство» — результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст — период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.

Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.

      Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:

1) Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3—4 года жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей 5-7 года жизни).

2) Овладение основами двигательной культуры (3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).

     В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.[4,13]

     Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей — необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.

     Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «...на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы...», какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре— «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать... в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться...».[4,14]

     В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи - Дансе».

     Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.

 

2.1.5      Программа «Истоки» (Автор: М.А.Рунова).

 

     В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».

В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.[8,83]

     Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста.

     В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигиенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.[9,84]

     Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с   общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).

     Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

2.2  Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.

2.2.1  Программа «Основы безопасности  детей дошкольного возраста»  (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни. Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города». Содержание программы оставляет за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. Рекомендована Министерством образования РФ.

 

2.2.2   Программа « Здоровье» ( В.Г. Алямовская).

Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.[10]

Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:

1) Физическое  здоровье — программа «Группы  здоровья».

2) Психологическое  благополучие — программа «Комфорт».

3) Духовное  здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

4) Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».[10]

        

   Автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

.

2.2.3    Программа «Здоровье с детства» (Автор: Т.С. Казаковцева).

     Цель программы — разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.

     В программе выделены следующие психологические возрасты: младший (3—5 лет) и старший (5—7 лет) дошкольный возраст. Соответственно в программе выделены два раздела:

1) «Растить  здоровым»— для детей младшего дошкольного возраста. Цель — обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья.

2) «Учусь  быть здоровым»— для детей  старшего дошкольного возраста. Цель — укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое  развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом  совершенстве, формировать привычки  и потребность в здоровом образе  жизни.

    В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровительной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов.

     В I разделе — «Я — человек »представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я — человек».

    Во II разделе — «Правила гигиены» описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.

Информация о работе О современных программах дошкольных образовательных учреждений