Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.

Файлы: 1 файл

Обеспечение национальной безопасности в сфере науки.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

 


Ученицы 10а  Храмовой Анны

                        Реферат

Обеспечение национальной безопасности в сфере  науки, технологий и образования


 

Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних  угроз и в конечном итоге существенно  влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается  ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере  науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения  по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией  отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.

Основные вызовы и угрозы

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, отмечается, что основными направлениями  обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий  реализации конституционных прав и  свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной  целостности и суверенитета государства. В разделе IV Стратегии “Обеспечение национальной безопасности” выделен  специальный подраздел, посвященный  национальной безопасности в сфере  науки, технологий и образования. Это  не случайно.

В современных условиях национальная безопасность обеспечивается не в последнюю  очередь повышением научно-технологической  составляющей функционирования всех ее сфер, развитием интеллектуального  капитала, высоким уровнем конкурентоспособности. Пограничная безопасность, т. е. противодействие  экономической, демографической, культурно-религиозной  экспансии и международной организованной преступности, также основывается на усилении интеллектуальной и научно-информационной поддержки соответствующих видов  деятельности. В проекте Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу справедливо отмечается, что “приоритетное развитие науки и технологий содействует реализации других приоритетов устойчивого развития: повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, здравоохранение, культура, экология живых систем и рациональное природопользование, стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, а также основных приоритетов национальной безопасности: национальная оборона, государственная и общественная безопасность”1.

Достигать передовых позиций  по всем стратегическим приоритетам  национальной безопасности для России в высшей степени важно. Главная  задача, которую в этой области  должны решать наука, технологии и образование  заключается в обеспечении поступательного  социально-экономического развития страны. Для этого требуется постоянно  проводить мониторинг мирового уровня развития всех областей жизни, в первую очередь науки и технологий как  основы всех прочих направлений развития. Кроме того, необходимость выявления  угроз национальной безопасности ставит перед наукой важнейшую задачу оценки степени их опасности. Необходимо создание и постоянное совершенствование  системы индикаторов национальной безопасности и определение пороговых  значений для каждого из выбранных  показателей – с тем, чтобы  своевременное предотвращение угроз  не требовало излишних средств и  при этом обеспечивало все аспекты  безопасности страны.

Что касается науки, то она в современном  обществе призвана быть:

существенным фактором повышения  качества жизни, развития образования, здравоохранения, культуры и т.п.;

*важнейшим фактом обеспечения  безопасности государства;

*источником технологического  обновления и экономического  роста;

*основой для создания  и поддержания глобальной конкурентоспособности  национальной экономики; платформой  для построения национальной  инновационной системы;

*базой для формирования  эффективной социально-экономической  и научно-технологической политики.

К сожалению, российская наука  не может в полной мере выполнять  эти задачи государственной важности в связи со значительными инфраструктурными  проблемами. К данным проблемам можно  отнести:

*хроническое недофинансирование  исследований и разработок за  последние 20 лет;

*значительное сокращение  числа исследователей, старение  научных кадров;

*деградацию прикладного  сектора науки, в значительной  степени разрушенного в 90-х  годах пошлого столетия;

* относительно низкую (за  единичными исключениями) научную  активность российских вузов;

*девальвацию в обществе  авторитета научных знаний.

Основная же системная  проблема развития научно-технической, инновационной и образовательной  сфер заключается в том, что темпы  их развития и структура не в полной мере отвечают потребностям системы  обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны  экономики на передовые технологии и квалифицированные кадры. При  этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные  научные результаты мирового уровня не находят применения вследствие общей  низкой отечественной восприимчивости к инновациям. Такое положение делает все более значительными угрозы, связанные с деформацией научно-технологического потенциала:

угрозы глобального характера - отставание в военно-технической стратегии, снижение уровня научно-технологической и экологической безопасности, внешний технологический диктат, консервация топливно-сырьевой ориентации экономики;

угрозы экономического характера - нарастание проблем в развитии ТЭК, авиакосмического комплекса, других секторов машиностроения, застой в традиционных секторах, прогрессирующая деградация сферы услуг;

угрозы перспективного характера - отставание в процессах информатизации и перехода к новому технологическому укладу, дестабилизация общества в региональном и социальном разрезах, широкое использование устаревших и экологически опасных технологий, распространение информационных и социальных продуктов, направленных на размывание национально-культурного пространства;

угрозы гуманитарно-психологического характера – распространение антинаучных представлений, потеря преемственности поколений, уменьшение значимости культурных ценностей, рост степени агрессивности в обществе, размывание научно-образовательного фундамента и уменьшение интеллектуального слоя нации.

Назрела острая необходимость  выработки мер по своевременному предотвращению вышеперечисленных  угроз и выявлению связанных  с ними рисков, в чем значимую роль призваны сыграть развитие национальной инновационной системы (НИС) и усиление внимания государства к фундаментальной  науке.

На пути формирования НИС  в нашей стране встают серьезные  проблемы, связанные со структурой экономики и отношениями собственности. Если деятельность обособленных инновационных  звеньев мало затрагивает интересы крупного российского бизнеса и, более того, обслуживает его определенные нужды, то становление полноценного инновационного комплекса неизбежно  понизит значение топливно-сырьевых отраслей, являющихся главной вотчиной олигархических групп. В то же время  необходимо отметить и оптимистичные  факторы с точки зрения перспектив российской НИС. Несмотря на кризисные  условия, наша научно-инновационная  сфера продолжает воспроизводить исследовательский  продукт мирового уровня. Подавляющее  же большинство технологических  нововведений так или иначе содержат результаты фундаментальных исследований, хотя временной лаг здесь может колебаться от десятков месяцев до десятков лет. Общепризнан также факт цикличности инновационного процесса, задаваемой не только колебаниями конъюнктуры, но и импульсами из познавательной сферы. Закономерности научно-инновационного цикла не могут быть поняты без учета специфической динамики науки и ее фундаментальной составляющей.

Если ориентированные  фундаментальные исследования и  прикладная наука представляют интерес как для бизнеса, так и для государства, то “чистая” фундаментальная наука из-за достаточно длительного периода доведения результатов исследований до коммерческого использования, как правило, не представляет интереса для бизнеса, и в силу этого её развитие зависит исключительно от проводимой государственной политики. Поэтому важна роль государства, как в обеспечении прямой финансовой поддержки науки, так и в стимулировании непрерывного “перелива” знаний и технологий в экономику. Таким образом, именно на государстве лежит бремя разработки институтов и механизмов, которые поддерживают развитие науки и одновременно создают условия для повышения ее экономической отдачи. Государству необходимо принимать меры, направленные на повышение инновационной активности и динамичное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики, решение задач модернизации в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, которые должны позволить занять ей достойное место в мировой инновационной экономике, основанной на знаниях. Понятно, что данные меры невозможно реализовать без существенных финансовых вложений.

По данным Министерства экономического развития РФ прямые расходы на инновационное  развитие в 2011 г. в нашей стране должны составить 480,5 млрд руб., в том числе на развитие фундаментальной и прикладной науки – 144,0 млрд руб., на развитие высокотехнологичных отраслей – 282,8 млрд руб., на развитие информационного общества – 53,7 млрд руб. В 2012 г. объем расходов вырастет до 519,8 млрд  руб. (135,8; 327,3 и 56,7 млрд руб. соответственно), в 2013 году – до 577,2 млрд руб. (123,0; 399,2 и 55,0 млрд руб. соответственно). Эти цифры могли бы внушать уважение, если бы не сравнение с зарубежными странами: в 2010 г. расходы США на исследования и разработки превысили 400 млрд долл., расходы стран Европейского Союза – 270 млрд долл., расходы Японии и Китая – по 150 млрд долл.

В этой связи отметим, что  продуктивность российского научного комплекса почти в точности соответствует  его внутренним затратам. Иными словами  наши исследователи выдают научной  продукции ровно столько, сколько  согласно международному стандарту  позволяет финансирование отечественной  науки. В связи с этим проблему повышения результативности научных  исследований необходимо рассматривать  во взаимосвязи с выделяемыми  ресурсами, что, в свою очередь, требует  усилий, направленных на увеличение результативности всей совокупности финансируемых из бюджета научных исследований и  разработок за счет перераспределения  ресурсов в пользу наиболее эффективных  научно-технических программ и сокращения или полного отказа от финансирования программ, имеющих низкую результативность2.

Кроме финансов многое, как  известно, решают кадры. По абсолютным масштабам кадрового потенциала сферы науки и технологий Россия занимает одно из ведущих мест в  мире, уступая лишь Китаю, Японии и  США. Однако по относительному показателю численности персонала, выполнявшего научные исследования и разработки, в расчете на 10 000 занятых в  экономике Россия (127 чел.) входит лишь во вторую десятку. Численность исследователей на 10 000 занятых в экономике России составляет 66 человек, что ниже среднего значения по странам – членам ОЭСР (76 чел.), но несколько выше, чем в  среднем по странам – членам ЕС-27 (64 чел.).

Наиболее острой проблемой  в российской науке остается старение научных кадров. В настоящее время  средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук – 62 года. Менее  трети (31,8%) российских исследователей относятся к возрастной группе до 40 лет, половина из которых моложе 30 лет; каждый второй исследователь –  старше 50 лет, а каждый четвертый  – старше 60 лет.

Для решения “возрастной  проблемы” в сфере исследований и разработок, на наш взгляд, необходимо:

-обеспечение работы научных  организаций на современном оборудовании  с соответствующей информационной  поддержкой;

-выделение дополнительных  ставок для приема молодежи;

-формирование и закрепление  привлекательного статуса научного  работника, создание перспектив  для научного и административного  роста молодых ученых.

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники

В целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших  задач модернизации и технологического развития экономики Правительством РФ проводится работа по корректировке  приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в  Российской Федерации (далее – приоритетные направления) и перечня критических  технологий Российской Федерации (далее  – перечень критических технологий). Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 340 утверждены Правила  формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в  Российской Федерации и перечня  критических технологий Российской Федерации.

Основной целью формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений и перечня критических  технологий является уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной  системы, исходя из интересов национальной безопасности России и тенденций  мирового научного, технологического и инновационного развития, среднесрочных  задач социально-экономического развития страны с учетом необходимости формирования и развития НИС, разработки и реализации важнейших государственных программ и проектов.

Приоритетные направления  и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом Российской Федерации, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, долгосрочным прогнозом  технологического развития Российской Федерации до 2025 года, а также  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года.

В 2009 г. было сформировано восемь приоритетных направлений и 27 критических  технологий, которые являются наиболее перспективными с позиций технологического и инновационного развития, а также  определяющими ориентирами совершенствования  отечественного научно-технического комплекса  с учетом среднесрочных социально-экономических  задач развития страны.

Сформированные приоритеты выглядят следующим образом:

1. Индустрия наносистем.

2. Информационно-телекоммуникационные  системы.

3. Науки о жизни. 

Информация о работе Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования