Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:50, реферат
Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.
Ученицы 10а Храмовой Анны
Реферат
Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования
Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.
В Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации
до 2020 года, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537, отмечается, что основными направлениями
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации являются стратегические
национальные приоритеты, которыми определяются
задачи важнейших социальных, политических
и экономических преобразований
для создания безопасных условий
реализации конституционных прав и
свобод граждан Российской Федерации,
осуществления устойчивого
В современных условиях национальная
безопасность обеспечивается не в последнюю
очередь повышением научно-технологической
составляющей функционирования всех ее
сфер, развитием интеллектуального
капитала, высоким уровнем
Достигать передовых позиций
по всем стратегическим приоритетам
национальной безопасности для России
в высшей степени важно. Главная
задача, которую в этой области
должны решать наука, технологии и образование
заключается в обеспечении
существенным фактором повышения качества жизни, развития образования, здравоохранения, культуры и т.п.;
*важнейшим фактом обеспечения безопасности государства;
*источником технологического обновления и экономического роста;
*основой для создания
и поддержания глобальной
*базой для формирования
эффективной социально-
К сожалению, российская наука
не может в полной мере выполнять
эти задачи государственной важности
в связи со значительными
*хроническое
*значительное сокращение числа исследователей, старение научных кадров;
*деградацию прикладного сектора науки, в значительной степени разрушенного в 90-х годах пошлого столетия;
* относительно низкую (за единичными исключениями) научную активность российских вузов;
*девальвацию в обществе авторитета научных знаний.
Основная же системная
проблема развития научно-технической,
инновационной и
угрозы глобального характера - отставание в военно-технической стратегии, снижение уровня научно-технологической и экологической безопасности, внешний технологический диктат, консервация топливно-сырьевой ориентации экономики;
угрозы экономического характера - нарастание проблем в развитии ТЭК, авиакосмического комплекса, других секторов машиностроения, застой в традиционных секторах, прогрессирующая деградация сферы услуг;
угрозы перспективного характера - отставание в процессах информатизации и перехода к новому технологическому укладу, дестабилизация общества в региональном и социальном разрезах, широкое использование устаревших и экологически опасных технологий, распространение информационных и социальных продуктов, направленных на размывание национально-культурного пространства;
угрозы гуманитарно-
Назрела острая необходимость выработки мер по своевременному предотвращению вышеперечисленных угроз и выявлению связанных с ними рисков, в чем значимую роль призваны сыграть развитие национальной инновационной системы (НИС) и усиление внимания государства к фундаментальной науке.
На пути формирования НИС
в нашей стране встают серьезные
проблемы, связанные со структурой
экономики и отношениями
Если ориентированные фундаментальные исследования и прикладная наука представляют интерес как для бизнеса, так и для государства, то “чистая” фундаментальная наука из-за достаточно длительного периода доведения результатов исследований до коммерческого использования, как правило, не представляет интереса для бизнеса, и в силу этого её развитие зависит исключительно от проводимой государственной политики. Поэтому важна роль государства, как в обеспечении прямой финансовой поддержки науки, так и в стимулировании непрерывного “перелива” знаний и технологий в экономику. Таким образом, именно на государстве лежит бремя разработки институтов и механизмов, которые поддерживают развитие науки и одновременно создают условия для повышения ее экономической отдачи. Государству необходимо принимать меры, направленные на повышение инновационной активности и динамичное развитие высокотехнологичных секторов национальной экономики, решение задач модернизации в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, которые должны позволить занять ей достойное место в мировой инновационной экономике, основанной на знаниях. Понятно, что данные меры невозможно реализовать без существенных финансовых вложений.
По данным Министерства экономического развития РФ прямые расходы на инновационное развитие в 2011 г. в нашей стране должны составить 480,5 млрд руб., в том числе на развитие фундаментальной и прикладной науки – 144,0 млрд руб., на развитие высокотехнологичных отраслей – 282,8 млрд руб., на развитие информационного общества – 53,7 млрд руб. В 2012 г. объем расходов вырастет до 519,8 млрд руб. (135,8; 327,3 и 56,7 млрд руб. соответственно), в 2013 году – до 577,2 млрд руб. (123,0; 399,2 и 55,0 млрд руб. соответственно). Эти цифры могли бы внушать уважение, если бы не сравнение с зарубежными странами: в 2010 г. расходы США на исследования и разработки превысили 400 млрд долл., расходы стран Европейского Союза – 270 млрд долл., расходы Японии и Китая – по 150 млрд долл.
В этой связи отметим, что продуктивность российского научного комплекса почти в точности соответствует его внутренним затратам. Иными словами наши исследователи выдают научной продукции ровно столько, сколько согласно международному стандарту позволяет финансирование отечественной науки. В связи с этим проблему повышения результативности научных исследований необходимо рассматривать во взаимосвязи с выделяемыми ресурсами, что, в свою очередь, требует усилий, направленных на увеличение результативности всей совокупности финансируемых из бюджета научных исследований и разработок за счет перераспределения ресурсов в пользу наиболее эффективных научно-технических программ и сокращения или полного отказа от финансирования программ, имеющих низкую результативность2.
Кроме финансов многое, как известно, решают кадры. По абсолютным масштабам кадрового потенциала сферы науки и технологий Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, Японии и США. Однако по относительному показателю численности персонала, выполнявшего научные исследования и разработки, в расчете на 10 000 занятых в экономике Россия (127 чел.) входит лишь во вторую десятку. Численность исследователей на 10 000 занятых в экономике России составляет 66 человек, что ниже среднего значения по странам – членам ОЭСР (76 чел.), но несколько выше, чем в среднем по странам – членам ЕС-27 (64 чел.).
Наиболее острой проблемой в российской науке остается старение научных кадров. В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов наук – 62 года. Менее трети (31,8%) российских исследователей относятся к возрастной группе до 40 лет, половина из которых моложе 30 лет; каждый второй исследователь – старше 50 лет, а каждый четвертый – старше 60 лет.
Для решения “возрастной проблемы” в сфере исследований и разработок, на наш взгляд, необходимо:
-обеспечение работы научных
организаций на современном
-выделение дополнительных ставок для приема молодежи;
-формирование и закрепление
привлекательного статуса
В целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших задач модернизации и технологического развития экономики Правительством РФ проводится работа по корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации (далее – приоритетные направления) и перечня критических технологий Российской Федерации (далее – перечень критических технологий). Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. № 340 утверждены Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации.
Основной целью формирования,
корректировки и реализации приоритетных
направлений и перечня
Приоритетные направления
и перечень критических технологий
взаимосвязаны с приоритетами модернизации
национальной экономики, определенных
Президентом Российской Федерации,
Концепцией долгосрочного социально-
В 2009 г. было сформировано восемь
приоритетных направлений и 27 критических
технологий, которые являются наиболее
перспективными с позиций технологического
и инновационного развития, а также
определяющими ориентирами
1. Индустрия наносистем.
2. Информационно-
3. Науки о жизни.
Информация о работе Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования