Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.

Файлы: 1 файл

Обеспечение национальной безопасности в сфере науки.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

4. Рациональное природопользование.

5. Транспортные и космические  системы. 

6. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

7. Перспективные виды вооружений, военной и специальной техники. 

8. Безопасность и противодействие  терроризму.

В июле 2011 г. Указом Президента РФ эти приоритеты были еще раз  подтверждены.

 

Реализация приоритетного  направления “Индустрия наносистем” позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальной безопасности, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.

Реализация приоритетного  направления “Информационно-телекоммуникационные системы” позволит создать современную  национальную информационную инфраструктуру, построенную на базе новых видов  отечественных производств высокого технологичного уровня, что позволит России выйти на внешние рынки, а  также активизировать процессы импортозамещения.

Реализация приоритетного  направления “Науки о жизни” позволит разработать и создать новые  лекарственные средства и методы лечения и диагностики, что, в  свою очередь, приведет к снижению уровня заболеваемости, смертности, инвалидизации, к сокращению периода выздоровления пациентов, а также к повышению продолжительности и качества жизни.

Реализация приоритетного  направления “Рациональное природопользование”  позволит повысить уровень и качество жизни населения за счет снижения риска аварий и катастроф, увеличение уровня экологической безопасности, восстановления и рационального  использования ресурсов.

Реализация приоритетного  направления “Транспортные и  космические системы” позволит повысить эффективность и безопасность использования  ракетно-космической и транспортной техники (в том числе авиационной и морской), увеличить экономичность перевозок за счет снижения расхода топлива, создать новые экологичные виды транспорта; способствовать созданию инновационной продукции, не имеющей мировых аналогов, и усилению позиции России на мировых рынках.

Реализация приоритетного  направления “Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика” позволит повысить экономический и оборонный потенциал страны за счет обеспечения устойчивого энергоснабжения объектов, повышения энергоэффективности, снижения энергопотерь при транспортировке, снижения загрязнения окружающей среды.

Реализация приоритетных направлений “Перспективные виды вооружений, военной и специальной техники” и “Безопасность и противодействие  терроризму” позволит осуществлять государственную политику в области  национальной обороны, государственной  и общественной безопасности, устойчивого  развития страны в условиях обострения внутренних и внешних угроз.

К сожалению, в число приоритетных направлений опять не вошла фундаментальная  наука (первый и последний раз  это было в 1996 г.), что представляется неправомерным с учетом места  и роли фундаментальной науки  в формировании национальной инновационной  системы.

Во-первых, фундаментальная  наука обобщает в единое целое  знания, получаемые и используемые в различных точках пространства НИС. Без этого фундамента не работали бы интеграционные и координационные  механизмы НИС. Во-вторых, именно фундаментальная  наука обеспечивает преемственность  в развитии НИС, аккумулируя в  себе как практический опыт, так и национальные традиции в инновационной сфере. При отсутствии такого “депозитария” система лишается своего едва ли не главного созидательного ресурса. В-третьих, фундаментальная наука выступает противовесом фрагментарности и дилетантизму, которые обусловлены конкретными, иногда достаточно меркантильными, целями отдельных секторов и институциональных подразделений инновационной системы. Иными словами, фундаментальная наука является своеобразным “чистильщиком” на пути различных псевдоученых и изобретателей-шарлатанов. В-четвертых, именно интернациональная по своей сути фундаментальная наука в значительной степени определяет специализацию национальных инновационных систем и развивает их конструктивные особенности, способствующие сосуществованию на базе взаимного обмена ресурсами.

С учетом сказанного представляется необходимым при дальнейшей корректировке  приоритетных направлений развития науки, технологий и техники включить в их число и фундаментальную  науку, которая является основой как для формирования национальной инновационной системы, так и для решения задач национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Как показывает мировой опыт, выработка приоритетных направлений  развития науки и инноваций должна происходить с непосредственным участием научного сообщества и с  учетом выявленных государством потребностей общества. Фактически при определении  направлений государственной научно-технической  политики не обеспечиваются условия  гласности, не проводится общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов. Более того, сами ученые пока не заинтересованы принимать участие в этой работе, поскольку не видят связи между  государственными приоритетами и реальным финансированием своих научных  организаций и коллективов. Механизм учета государственных приоритетов  при разработке федерального бюджета  не прозрачен. Весьма вероятно, что  при распределении большей части  финансовых средств эти приоритеты вообще никак не учитываются. В силу этого соответствующие перечни  еще не являются реальным инструментом проведения государственной политики в области науки.

При дальнейшей корректировке  приоритетных направлений развития науки и техники, по нашему мнению, необходимо также учитывать следующее. России необходим прорыв на международный  рынок наукоемкой продукции, что  одновременно защитит ее внутренний рынок и остановит процесс  деградации научного, интеллектуального  и производственного потенциала. Это по силам только государству, так как ни одна, даже очень крупная, компания не в состоянии самостоятельно выйти на внешний рынок наукоемкой продукции и закрепиться на нем, потому что нужно постоянно обновлять  продукцию и нести значительные затраты на сети сервисного обслуживания.

На долю семи высокоразвитых стран приходятся 80-90% всей наукоемкой продукции и весь ее экспорт, ориентированный  на макротехнологии. В глобальном масштабе насчитывается 50 макротехнологий, под которыми понимается совокупность всех технологических процессов (ИР, подготовка производства, сервисная поддержка проектов) по созданию определенного рода продукции с заданными параметрами, из которых 22 макротехнологии контролируют США, 8-10 - Германия, 7 - Япония и по 3-5 Великобритания и Франция.

Исходя из наличия в  России огромных мощностей в области  машиностроения и металлообработки (включая предприятия ВПК), сырьевой базы и высококвалифицированных  кадров (особенно в сфере науки  и образования), а также учитывая геополитические интересы России, можно сформулировать ряд национальных приоритетов России в области макротехнологий. Россия на период до 2025 г. могла бы поставить задачу приоритетного развития по 12-16 макротехнологиям. Причем до 2015 г. основными макротехнологиями могли бы быть 6-7 из них, по которым наш суммарный уровень знаний сегодня приближается к мировому, если не превосходит его (авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение). Если указанные макротехнологии удастся сделать конкурентными, то Россия на рынке наукоемкой продукции способна подняться с 0,3% до 10-12% занимаемой на нем доли, что только за счет экспорта дало бы до 140-180 млрд долларов в год. Ключевыми факторами успеха здесь будут конкурентные качество, цена, соответствующее сервисное обеспечение продукта и услуг. Реализация такого рода политики обеспечит не только социальный спрос на науку, образование и создание новых технологий, но и национальную безопасность в этой сфере.

 Академическая наука и обеспечение  национальной безопасности

Основной творческий потенциал  фундаментальных исследований сконцентрирован  у нас в стране в государственных  академиях наук, ведущих университетах  и отраслевых институтах, где, несмотря на понесённые существенные потери, ещё  сохраняется возможность проведения на современном уровне широкого спектра  исследований и разработок. Результаты фундаментальных научных исследований составляют основу многих важнейших  государственных решений. Не случайно на ежегодных научных сессиях  Российской академии наук, проводимых с участием представителей других государственных  академий наук, а также федеральных  органов государственной власти, обсуждаются принципиально важные для развития государства проблемы, впоследствии получающие свою практическую реализацию.

Государственные академии наук занимают центральное место в  системе фундаментальных исследований. На них приходится около 81 % бюджетных  ассигнований на фундаментальные исследования. Главной функцией академического сектора  науки является расширенное воспроизводство  знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному  и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса страны как  мировой научной державы. В государственных  академиях наук за годы рыночных реформ в целом удалось сохранить  высококвалифицированные кадры, объединенные в научные школы – носители лучших традиций отечественной науки, инфраструктуру, обеспечивающую организацию  и координацию научных исследований, материально-технический потенциал, международные научные связи. Академический  сектор науки является важнейшим  механизмом развития и передачи из поколения в поколение интеллектуального  и культурного потенциала нации.

В настоящее время существует точка зрения об академической науке  как о пережитке прошлого, идет противопоставление ее всему научному сообществу. Кроме того, имеются  предложения о реформировании государственных  академий наук, предполагающем вариант  “шоковой терапии” с участием внешних  управляющих. С позиций обеспечения  национальной безопасности эти предложения  представляются совершенно недопустимыми.

Действительно, имеются неэффективные  академические институты и недобросовестные научные сотрудники, но это отнюдь не значит, что неэффективна вся  система. Конечно, необходимо расширение конкурентной среды в научных  организациях академического сектора  науки, в том числе за счет оптимизации  соотношения сметного, программно-целевого и конкурсного финансирования, совершенствования  всего порядка работы государственных  академий наук. На это, в частности, направлены положения недавно принятого  Федерального закона от 6 ноября 2011 г. № 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций”. Речь, в том числе, идет о введении новой системы финансирования, в соответствии с которой государственные академии наук будут теперь получать субсидии на выполнение государственных заданий и оказание услуг. Для академических организаций госзаданием станет Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук. Субсидии также предоставляются на финансовое обеспечение программ и мероприятий государственных академий наук по развитию и укреплению материально-технической базы, необходимой для организации и проведения научных исследований, в том числе по закупке за рубежом уникального высокотехнологичного оборудования, и иные цели, связанные с текущей работой.

В аспекте научной деятельности ведущая роль государственных академий наук представляется неоспоримой. Кроме  того, в их сторону смещается центр  тяжести и в сфере создания инноваций. К этому подталкивают общемировые тенденции использования  результатов фундаментальных исследований, существенный рост их практической значимости. В последние годы размывается  грань между фундаментальной  и прикладной наукой. Результаты фундаментальной  науки быстро внедряются в промышленность и социальную сферу. Сокращается  время реализации результатов фундаментальных  исследований – от открытий новых  явлений до разработки и внедрения  технологий на их основе. По оценкам, уже  примерно 10% новой коммерческой продукции  и технологий опираются на самые  последние результаты фундаментальных  исследований. В итоге фундаментальные  исследования становятся непосредственным источником инноваций и прорывных  технологий, способствуют росту экономики  за счет инновационного фактора.

Кроме того, во всем мире растет убежденность в том, что создание современных технологий и успешная борьба за мировые рынки возможны лишь на базе собственной (национальной) науки, особенно фундаментальной, поскольку  заимствование технологий приводит к технологическому отставанию страны.

Помимо изменения характера  фундаментальных исследований к  активизации инновационной деятельности государственных академий наук вынуждают  и структурные проблемы сферы  исследований иразработок в нашей стране. В связи с утратой прикладной науки академические организации начинают выполнять прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки по заказам предпринимательского сектора и региональных органов власти для реализации их результатов в производстве и социальной сфере. В институтах государственных академий наук сосредоточен мощный инновационный потенциал в виде объектов интеллектуальной собственности. Этот потенциал составляет твердую основу развития инновационной деятельности, в том числе создания малых предприятий в целях практического использования научных результатов.

Имеющиеся разработки охватывают весь перечень действующих в настоящее  время приоритетных направлений  развития науки, технологий и техники  в Российской Федерации. Более 2/3 объектов интеллектуальной собственности относятся  к категории принципиально новых  и почти половина – не имеет  зарубежных аналогов. Имеется целый  спектр уникальных разработок по таким  критическим технологиям, как нанотехнологии и наноматериалы; клеточные технологии; технологии биоинженерии; геномные технологии создания лекарственных средств; технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов; базовые промышленные технологии и др. Значительная часть разработок практически готова к использованию.

Информация о работе Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования