Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:50, реферат
Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.
Наличие серьезного интеллектуального потенциала академического сектора науки является реальной основой для развития инновационной деятельности в соответствии со стратегическими направлениями технологического прорыва, сформулированными Президентом Российской Федерации. Высокий уровень исследований и разработок позволит создать и укрепить преимущества России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках.
В настоящее время в
противовес развитию академической
науки имеются тенденции
По нашему мнению, неправомерно
само противопоставление образования
и науки, так как отечественная
история показывает, что их высокий
уровень обеспечивается взаимными
тесными контактами. И это наглядно
демонстрировали и
С прекращением в 2005 г. действия
ФЦП “Интеграция науки и
Сокращение объемов
В последние годы накоплен
опыт создания учебных заведений (подразделений
ведущих университетов) на базе научных
организаций Российской академии наук.
Так были созданы Государственный
академический университет
Необходимо развитие всестороннего взаимодействия академической и вузовской науки и максимальное использование (с учетом того состояния, в котором находится наш сектор прикладной науки) их потенциала. Академические учреждения, ведущие вузы, государственные научные центры являются сейчас основными субъектами НИС; они способны как самостоятельно, в том числе при поддержке проектов бюджетными научными фондами, так и в кооперации осуществлять комплекс фундаментальных и прикладных исследований, создавая необходимые научно-технические заделы.
Представляется, что академический
сектор науки (при проведении адекватной
требованиям времени
Создание своеобразного
инновационного пояса вокруг фундаментальной
науки позволит наладить системные
взаимодействия не только в области
трансформации научных идей в
передовые технологии, но и обеспечить
воспроизводство ресурсной базы
НИС – кадровой, материально-технической,
финансовой. Все это в итоге
может гарантировать достижение
стратегических целей обеспечения
национальной безопасности в сфере
науки, технологий и образования
– во-первых, развитие государственных
научных и научно-
В целом для решения проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, необходимо осуществление взвешенной государственной политики в данной сфере. Эта политика должна включать в себя:
*адекватное финансовое и ресурсное обеспечение науки (прежде всего фундаментальной), образования и создания новых технологий;
*создание целостной системы управления научно-инновационным циклом, сопряженной с механизмами бюджетного финансирования и косвенного стимулирования;
*формирование инновационного спроса на отечественные результаты исследований и разработок;
*использование научной экспертизы при разработке и реализации государственных программ и проектов;
*всемерную поддержку престижа науки и образования, их положения в обществе как основ мировоззрения и познания;
*формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и образования.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере науки предполагает также:
*усиление внимания государства к фундаментальной науке (в частности включение ее в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники), укрепление академического сектора, его переоснащение и создание условий для нормального воспроизводства кадрового потенциала;
* возрождение отечественной прикладной науки, в том числе на основе использования эффективных форм государственно-частного партнерства в инновационной сфере, различных методов стимулирования трансфера научных результатов в производство (государственные закупки, налоговые льготы, лизинг, поддержка малого и среднего наукоемкого бизнеса и т.п.);
*становление вузовской науки как новой мощной составляющей национальной инновационной системы, усиление вклада научно-исследовательской базы вузов в удовлетворение спроса экономики на квалифицированные кадры;
*активизацию междисциплинарных, межотраслевых и межсекторальных исследований, консолидацию научного сообщества как значимой социальной силы, углубление внутренней и внешней кооперации в научно-инновационной сфере.
Реализация указанных предложений позволит, на наш взгляд, обеспечить национальную безопасность в сфере науки, технологий и образования, создать надежные барьеры на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих переходу России к новому технологическому укладу.
Литература
*Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
*Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект).
*Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций”.
*Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 340).
* http://www.snto.ru/page.php?
Информация о работе Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования