Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:50, реферат

Описание работы

Состояние науки, технологий и образования в стране во многом определяет защищенность национальных интересов от внутренних и внешних угроз и в конечном итоге существенно влияет на уровень национальной безопасности. В данной статье рассматривается ряд проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования, осуществлением взвешенной государственной политики в этой области. Даются предложения по созданию надежных барьеров на пути угроз, связанных с деформацией отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих инновационному развитию российской экономики.

Файлы: 1 файл

Обеспечение национальной безопасности в сфере науки.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

 

Наличие серьезного интеллектуального  потенциала академического сектора  науки является реальной основой  для развития инновационной деятельности в соответствии со стратегическими  направлениями технологического прорыва, сформулированными Президентом  Российской Федерации. Высокий уровень  исследований и разработок позволит создать и укрепить преимущества России в научно-технологической  конкуренции на мировых рынках.

В настоящее время в  противовес развитию академической  науки имеются тенденции перенесения  центра тяжести фундаментальных  исследований в сферу образования  в соответствии с западной моделью  организации науки. Однако в ближайшее  время сектор высшего образования, скорее всего, не сможет составить конкуренцию  академической науке, так как  значительно уступает по квалификационному  составу, опыту и навыкам исследовательской  работы персонала, а также по технической  оснащенности. Вместе с тем, развитие научных исследований в вузах  имеет важное положительное значение, так как приобщает студентов  к исследовательской деятельности. Приобретение ими навыков работы на современном оборудовании способствует формированию высококвалифицированных  специалистов, в том числе и  для научной сферы.

По нашему мнению, неправомерно само противопоставление образования  и науки, так как отечественная  история показывает, что их высокий  уровень обеспечивается взаимными  тесными контактами. И это наглядно демонстрировали и демонстрируют  достижения лучших по мировым меркам отечественных вузов – исследовательских  университетов (МФТИ, МИФИ, МГУ и  др.), основанные на взаимосвязи с  профильными научными учреждениями.

С прекращением в 2005 г. действия ФЦП “Интеграция науки и высшего  образования” темпы интеграционных процессов науки и образования  существенно замедлились. Попытки  решить эту проблему за счет увеличения объёмов финансирования научных  исследований в высшей школе далеко не всегда приводят к успеху. Более  того, известны случаи, когда вузы, занимавшие прежде передовые позиции, теряют свои преимущества именно в результате утраты связей с ведущими научными организациями  и предприятиями наукоёмкой промышленности.

Сокращение объемов финансирования сказывается на масштабах образовательной  деятельности государственных академий наук и не позволяет в полной мере обеспечить решение кадровой проблемы, прежде всего, подготовку специалистов для работы в сфере фундаментальных  исследований. Одним из путей решения  могло бы стать создание нескольких академических исследовательских  университетов, по аналогии с уже  созданными федеральными исследовательскими университетами, а также расширение участия академических институтов в реализации образовательных программ Минобрнауки РФ.

В последние годы накоплен опыт создания учебных заведений (подразделений  ведущих университетов) на базе научных  организаций Российской академии наук. Так были созданы Государственный  академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Пущинский государственный  университет, Московская школа экономики (МШЭ - факультет МГУ) и др. Особое место в этом ряду занимает Академический  физико-технологический университет, учрежденный РАН и входящий в  состав Санкт-Петербургского научного центра РАН. Основными задачами этого  университета являются реализация образовательных  программ высшего и профессионального  образования, проведение фундаментальных  и прикладных исследований, а также  опытно-конструкторских работ.

 

Необходимо развитие всестороннего  взаимодействия академической и  вузовской науки и максимальное использование (с учетом того состояния, в котором находится наш сектор прикладной науки) их потенциала. Академические  учреждения, ведущие вузы, государственные  научные центры являются сейчас основными  субъектами НИС; они способны как  самостоятельно, в том числе при  поддержке проектов бюджетными научными фондами, так и в кооперации осуществлять комплекс фундаментальных и прикладных исследований, создавая необходимые  научно-технические заделы.

Представляется, что академический  сектор науки (при проведении адекватной требованиям времени модернизации, исключающей вариант “шоковой терапии”) сохранит позиции ведущего центра, аккумулирующего потенциал российской фундаментальной науки. Одновременно будет набирать силу и вузовский  исследовательский сегмент, который  займет адекватную нишу на фронте научного поиска, в частности, на направлениях, требующих высокой степени гибкости, интенсивного привлечения молодых  кадров, обкатки новых научных  концепций и т.п. Прикладные исследования и разработки стратегического значения будут проводиться главным образом  в национальных исследовательских  центрах.

Создание своеобразного  инновационного пояса вокруг фундаментальной  науки позволит наладить системные  взаимодействия не только в области  трансформации научных идей в  передовые технологии, но и обеспечить воспроизводство ресурсной базы НИС – кадровой, материально-технической, финансовой. Все это в итоге  может гарантировать достижение стратегических целей обеспечения  национальной безопасности в сфере  науки, технологий и образования  – во-первых, развитие государственных  научных и научно-технологических  организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации  научных исследований и развития национальной инновационной системы; во-вторых, повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального  образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

В целом для решения  проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности в сфере  науки, технологий и образования, необходимо осуществление взвешенной государственной  политики в данной сфере. Эта политика должна включать в себя:

*адекватное финансовое и ресурсное обеспечение науки (прежде всего фундаментальной), образования и создания новых технологий;

*создание целостной системы управления научно-инновационным циклом, сопряженной с механизмами бюджетного финансирования и косвенного стимулирования;

*формирование инновационного спроса на отечественные результаты исследований и разработок;

*использование научной экспертизы при разработке и реализации государственных программ и проектов;

*всемерную поддержку престижа науки и образования, их положения в обществе как основ мировоззрения и познания;

*формирование механизмов эффективного взаимодействия науки и образования.

Решение задач обеспечения  национальной безопасности в сфере  науки предполагает также:

*усиление внимания государства к фундаментальной науке (в частности включение ее в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники), укрепление академического сектора, его переоснащение и создание условий для нормального воспроизводства кадрового потенциала;

* возрождение отечественной прикладной науки, в том числе на основе использования эффективных форм государственно-частного партнерства в инновационной сфере, различных методов стимулирования трансфера научных результатов в производство (государственные закупки, налоговые льготы, лизинг, поддержка малого и среднего наукоемкого бизнеса и т.п.);

*становление вузовской науки как новой мощной составляющей национальной инновационной системы, усиление вклада научно-исследовательской базы вузов в удовлетворение спроса экономики на квалифицированные кадры;

*активизацию междисциплинарных, межотраслевых и межсекторальных исследований, консолидацию научного сообщества как значимой социальной силы, углубление внутренней и внешней кооперации в научно-инновационной сфере.

Реализация указанных  предложений позволит, на наш взгляд, обеспечить национальную безопасность в сфере науки, технологий и образования, создать надежные барьеры на пути угроз, связанных с деформацией  отечественного научно-технологического потенциала и препятствующих переходу России к новому технологическому укладу.

Литература

*Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

*Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект).

*Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 291-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций”.

*Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 340).

* http://www.snto.ru/page.php?parent_id=140


Информация о работе Обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования