Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:52, контрольная работа
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – один из выдающихся педагогов-мыслителей, впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования (материнская школа → школа родного языка → гимназия (латинская школа) → академия). Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой дети одного и того же возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя при четком распределении всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения, должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели.
I.Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………..
3
1.Дидактические взгляды Яна Амоса Коменского……………………
4
1.1.Этапы познания………………………………………………………
4
1.2.Принцип природосообразности……………………………………
5
1.3.Школа, ее назначение………………………………………………..
6
2.Классно-урочная система……………………………………………..
9
Заключение……………………………………………………………….
16
Используемая литература……………………………………………….
17
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра
Специальность «Педагогика и психология».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине История образования и педагогической мысли.
На тему: «Обоснование и разработка Я.А.Коменским
классно-урочной системы».
Работа выполнена студентом
4 курса, группы №94-Б,
специальности педагогика и психология
М. Н. В.,
шифр - ####
Научный руководитель
Кандидат психологических наук
Корсикова Елена Николаевна
Ярославль
2011г.
Содержание.
I.Теоретическая часть |
|
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Дидактические
взгляды Яна Амоса Коменского…… |
4 |
1.1.Этапы познания……………………………… |
4 |
1.2.Принцип |
5 |
1.3.Школа, ее назначение……………………………………………….. |
6 |
2.Классно-урочная система…………………………………………….. |
9 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Используемая литература………………………………………………. |
17 |
Введение.
Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – один из выдающихся педагогов-мыслителей, впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования (материнская школа → школа родного языка → гимназия (латинская школа) → академия). Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой дети одного и того же возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя при четком распределении всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения, должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Все это поразительно напоминает общую организацию обучения в школах многих стран мира, сохранявшуюся на протяжении трех с лишним столетий.[2]
Ян Амос Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Его метод обучения был достаточно прост и в целом характеризовался рядом признаков, которые сам великий педагог изложил в ряде правил и основоположений, раскрытых в многочисленных его сочинениях, прежде всего в «Великой дидактике».[2]
Главный педагогический труд Яна Амоса Коменского назван «Великая дидактика». В содержание понятия «дидактика» автор включал вопросы не только образования и обучения, но и деятельности учителя, организации школы, различные аспекты воспитания – нравственного, трудового, религиозного и т.д. [2] Свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию. [5] В целом дидактика Яна Амоса охватывает практически все проблемы, которые являются предметом рассмотрения в рамках современной педагогики.[2]
В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество, которые явились фундаментом его педагогической теории.[5]
От рождения человек не имеет никаких знаний и идей, разум его представляет собою чистую доску («tabula rasa»), на которой еще ничего не написано, но со временем будет написано. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Наш мозг (это мастерская мыслей) сравнивается с воском, на котором оттискивается печать... мозг, отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир». Ум человека отличается «такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну», уму нет предела («Великая дидактика»). [5]
Процесс познания начинается с ощущения, так как нет ничего в уме, чего раньше не было бы в ощущениях. Следующая ступень познания — умственная переработка материала, полученного из ощущений, когда разум путем анализа и синтеза осуществляет обобщение и абстракцию. Затем разум «подвергает испытанию собственные и чужие представления о вещах». Знания становятся истинными и полезными, если они осуществляются в практике и так перерастают в мудрость. [5]
Ступени познания: [5]
Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский намечает такую последовательность: человек, прежде всего, должен знать то, что-либо существует (ознакомление), далее — что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и наконец, знать, как использовать своем знание. Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теории, 2) практике. [5]
Этим путем можно воспитать в человеке мудрость, а мудрость есть искусство жизни, т.е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья. [5]
Принцип
природосообразности положен Ко
Коменский являлся истинным демократом, борющимся за то, чтобы все люди — богатые и бедные — имели возможность развить свои природные способности, стать гармоническими личностями. [5]
Демократизм, гуманизм, народность — важнейшие черты педагогической теории Яна Амоса Коменского. [5]
Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».[5]
Но для того
чтобы школа стала такой
Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ. [5]
«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:
1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
3. Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
5. Юношество
должно получить образование
не кажущееся, а истинное, не
поверхностное, а
6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким». [5]
Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
1) материнская школа — для детства (до 6 лет);
2) школа родного языка,
элементарная школа — для
3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);
4) академия — для зрелости (до 24 лет).
1) Первой ступенью воспитания и образования детей от рождения до 6 лет должна быть материнская школа – воспитание в семье под руководством матери. Интуитивно являясь тонким психологом, проникшим в мир детских интересов, переживаний и возможностей, Ян Амос видел главную задачу воспитания детей этого возраста в развитии их органов чувств, обогащении представлений об окружающей жизни, в развитии речи и первоначальных ручных умений. Детально все эти вопросы были рассмотрены Коменским уже в одном из его ранних педагогических сочинений – «Материнской школе», благодаря которому он с полным основанием рассматривается как родоначальник методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста в современном смысле этого понятия.[2]
2) За материнской школой у Коменского следует школа родного языка для всех мальчиков и девочек от 6 до 12 лет независимо от сословной принадлежности. В отличие от многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке – языке католической церкви и схоластической учености – эта школа должна была, пользуясь родным языком, сообщать знания о вещах окружающего детей мира, совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Коменскому, является средством укрепления и сохранения нации как таковой. [2]
В отличие от всех существовавших в эпоху Яна Амоса Коменского школ эта школа должна была сообщать учащимся широкий круг достаточно систематизированных, реальных знаний по арифметике, географии, истории, экономической жизни и государственному устройству, знакомить с различными ремеслами и, конечно, осуществлять религиозное воспитание на основе чтения текстов Священного писания, переведенных на родной язык. Для каждого года из шести лет обучения в школе родного языка Коменский предполагал написать особый учебник. Несколько учебников он написал, но все они погибли во время пожара в г. Лешно в 1656 г., да и сама идея создания школы родного языка лишь частично была реализована Коменским при организации школ в г. Шарош-Патаке (Венгрия). [2]
3) Третья ступень школьного образования, по Я.А. Коменскому, гимназия или латинская школа, должна была открываться в каждом городе, будучи предназначенной для юношей 12– 18 лет, проявивших склонность к занятиям наукой уже в школе родного языка. На первый взгляд латинская школа Коменского похожа на традиционную латинскую школу, существовавшую на протяжении нескольких веков: в ее учебном плане внешне по-прежнему сохранялось изучение традиционных «семи свободных искусств». Однако при внимательном рассмотрении в нем обнаруживается ряд принципиальных новшеств, которые сближают эту школу с общеобразовательной школой Нового времени. Здесь наряду с латинским языком, языком науки, большое место отводилось изучению реальных предметов – математики, физики, естествознания; как самостоятельные отрасли знания фигурировали история, этика, предусматривалось изучение новых языков. Лишь потом, венчая весь курс общего образования, должны были изучаться риторика и диалектика. Именно для этого типа школы Ян Амос разработал целостную систему учебников – «Преддверие», «Открытая дверь языков», «Зал», «Школа-игра», которые принесли ему широкую известность еще при жизни. [2]
4) Завершающую ступень школьного образования в системе Коменского составляли академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18–24 лет, проявивших особые умственные дарования. Внешне академии, которые, по замыслу Коменского, должны были открываться в каждом государстве или крупной провинции, опять же напоминают существовавшие с XII столетия университеты с обычными факультетами. Однако и на этом этапе образования, не раскрывая в деталях его содержание, Ян Амос имел в виду сообщение студентам обобщенных достижений наук. [2]
Таким образом, Ян Амос практически впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования. [2]
Информация о работе Обоснование и разработка Я.А.Коменским классно-урочной системы