Обоснование и разработка Я.А.Коменским классно-урочной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – один из выдающихся педагогов-мыслителей, впервые в истории предложил стройную систему взаимосвязанных школ, позволяющую юношеству начиная с раннего детства достигать высот научного образования (материнская школа → школа родного языка → гимназия (латинская школа) → академия). Вместе с этим он разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой дети одного и того же возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя при четком распределении всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения, должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели.

Содержание работы

I.Теоретическая часть

Введение…………………………………………………………………..
3
1.Дидактические взгляды Яна Амоса Коменского……………………
4
1.1.Этапы познания………………………………………………………
4
1.2.Принцип природосообразности……………………………………
5
1.3.Школа, ее назначение………………………………………………..
6
2.Классно-урочная система……………………………………………..
9
Заключение……………………………………………………………….
16
Используемая литература……………………………………………….
17

Файлы: 1 файл

история образования и пед.мысли.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Новое решение  предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Каменский нашел иную форму организации обучения – классно-урочная система. [5]

Суть классно-урочной  системы заключается в следующем:

  • учащиеся приблизительно одного возраста и уровня  подготовки составляют класс, который сохраняет постоянный состав на весь период школьного обучения;
  • класс работает по единым годовому плану и программе согласно постоянному расписанию;
  • дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
  • основной единицей занятия является урок;
  • урок посвящен одному учебному предмету, теме, а учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.[6]

Занятия необходимо проводить ежедневно по 4—6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты». [5]

Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето,..» и т.д. [5]

Коменский рекомендует  заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.

В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению: [5]

1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.

3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Одним из важнейших  звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы: [5]

  1. наглядность;
  2. последовательность и систематичность;
  3. прочность усвоения учебного материала;
  4. самостоятельность и активность.

Коменский в  основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать,  эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский. [3]

Он понимал  наглядность широко, не только как  зрительную, но и как привлечение  всех органов чувств к лучшему  и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия  чувствами:  видимое для  восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием;   подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами,    пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». [3]

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в  случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками. [3]

Велика заслуга  Коменского в разработке наглядности  как одного из важнейших дидактических  принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся  уже к тому времени некоторый  практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками. [3]

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности  обучения  Коменский противопоставил  требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать    наизусть, кроме  того, что хорошо понято рассудком. Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в  повседневной  жизни».   При   изучении  явлений  следует, доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». [3]

Коменский настаивал  на систематичности обучения. Он указывал на  необходимость доводить учащихся до понимания    связи между  явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался  учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от   фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. [3]

Большое значение, по  Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала    было    подготовлено   I предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так ученик должен уметь правильно выразить усвоенное    и применить это на деле. [3]

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое  требование посильности обучения для  учащихся. Детям следует давать для  обучения только то, что доступно их возрасту.   Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. [3]

Выдвинув дидактическое  требование прочности усвоения учащимися  учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться   «в   связи».   Каждая   тема   должна резюмироваться в кратких, точных правилах. [3]

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других. [3]

  1. Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок, ведь «чтобы быстро попасть туда, куда хотят прийти, не столько необходимо бежать, сколько не отставать». Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок. [5]

Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:

от более  общего к более частному;

от более  легкого — к более трудному;

от известного — к неизвестному;

от более  близкого — к далекому.

Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для  обучения дан Коменским в его  учебниках. [5]

  1. Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения (repetitio est mater studiorum). Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку. [5]

Коменский считает  упражнения полезными тогда, когда  материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия. [5]

  1. Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности: «Тому, что следует выполнить, нужно учиться на деле». В то же время «правила должны поддерживать и закреплять практику».[5]

«Пусть в школах, — рекомендует Коменский, — учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».[5]

Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в  четверти и в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.

Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. [5]

Все, что изучается, должно приниматься учеником, как  полезное для него, «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит пользу...». [5]

Самостоятельность ученика развивается тогда, когда  он проникается серьезной любовью  к предмету, а возбудить эту  любовь предстоит учителю. Так как «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им. [5]

 

Заключение.

Я.А. Коменский  необычайно современен. И это видит  всякий, кто обращается к его педагогическому  наследию. Ему принадлежит заслуга  привнесения в педагогическую мысль  кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Коменский наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.[1]

Жизнестойкость, современность педагогических идей Я.А. Коменского объясняется прежде всего их высочайшим демократизмом  и гуманизмом. Они составили стройную систему, утверждающую великую преобразующую миссию воспитания. В идеях Коменского заложена громадная сила созидания. Его наследие помогает преодолеть косность, догматизм в воспитании, развивать духовных силы ребенка.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература.

  1. Джуринский А.Н.     История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.,
  2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.,
  3. Коменский Я.А.     Великая дидактика / Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939 г.,
  4. Константинов Н.А. и др.     История педагогики:  Учебник для студентов пед. ин-тов  / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.  – 5-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1982 г.,
  5. Латышина Д.И.     История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005 г.,
  6. Теория и технологии обучения: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.

Информация о работе Обоснование и разработка Я.А.Коменским классно-урочной системы