Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 21:37, доклад
Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).
Никитина Олеся
Усачева Мина
33 группа; ИППО
Модуль 2. Задание 1. Опорный конспект
Образование и воспитание Киевской Руси и русском государстве до конца 17 века
Главным источником воспитания и обучения для всех сословий была семья, где дети могли получить элементарное образование. Церковь же контролировала семейное воспитание, которое, прежде всего, было религиозным. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.
Появление первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так и увеличением числа грамотных людей. Дело в том, что в городах стали появляться церкви, в которых скапливались книги, а их нужно было уметь читать. Поэтому в первую очередь началось массовое обучение будущих священнослужителей. По мнению историков первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь св. Ильи на Подоле в Киев (10 в.).
Начальное обучение осуществляли мастера грамоты, которые занимались с детьми всех сословий. Они обучали детей письму, счету и чтению подобно тому, как мастера учили подмастерьев. Таким образом, для Руси было характерно то, что система начального образования выглядела не как совокупность регулярных учебных занятий, а как определенные формы общественно-педагогической практики. В качестве учебных пособий доступных всем использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв.
Первая дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать. После этого начался быстрый расцвет педагогических и религиозных мыслей. Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием. Обучение начиналось с 7 лет, было индивидуальным, несмотря на то, что дети сидели вместе и платным.
Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена на проблемы воспитания, идеалы и формы которого содержались в ряде произведений: «Пчела» (были собраны морально-этические правила жизни), «Домострой» (содержал советы, запреты, которые следует соблюдать для воспитания добродетелей). Особое значение придавалось патриотическому воспитанию.
После собрания Стоглавого собора (1551 г.) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети. Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.
К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.
В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Во второй половине 17 века определились 4 основные подхода к воспитанию и обучению:
В этот же период появляются учебные заведения повышенного образование, программы которых были выстроены по западному образцу, с обязательным обучением латинскому и греческому языкам. Греческие монахи, братья Иоанникия и Софрония Лидухов, прибыли в Москву в 1685 г. и открыли школу в Богоявленском монастыре, где преподавались греческий, латинский, итальянский языки. Программа напоминала программу латинской городской школы и помимо языков включала в себя: диалектику, философию, логику, физику, грамматику, риторику, богословие, юриспруденцию и другие светские науки.
Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей.
Информация о работе Образование и воспитание Киевской Руси и русском государстве до конца 17 века