Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:39, контрольная работа
В свете современных реформ образования, происходящих в настоящее время в России, и направленных, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро встал вопрос о качественном преобразовании как средней, так и высшей школы. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства - важнейшая задача высшей школы. Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества.
1. Введение
2. Образование как общечеловеческая ценность
3. Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
4. Единство образования и самообразования
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Содержание
Введение
В свете современных реформ образования, происходящих в настоящее время в России, и направленных, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро встал вопрос о качественном преобразовании как средней, так и высшей школы. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства - важнейшая задача высшей школы. Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества.
В связи с этим следует подчеркнуть, что в педагогическом процессе меняются задачи и функции студентов. Образование человека не может полностью успевать за новыми открытиями и теориями, отвечать требованиям вуза, производства, если оно не будет опираться на самостоятельность самой личности. Сформулированная задача сводится к тому, чтобы стимулировать и давать возможность студентам интенсивно, целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять.
Эффективность и результативность учебной деятельности студентов во многом базируется на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей.
Таким образом,
в данной работе будут рассмотрены
особенности образования
1.
Образование как
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Следует подчеркнуть,
что рассмотрение образования как
единства обучения и воспитания обеспечивает
культурную преемственность поколений
и готовность человека к выполнению
социальных и профессиональных ролей.
В этом случае индивид осваивает
систематизированную
Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Особенность культурно-исторической преемственности образования заключается в том, что социально ценные качества личности формируются и развиваются не стихийно, а целенаправленно. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют от государства и общества соответствующей организации целостной образовательной среды. К тому же в образовании непосредственное бытие человека соединяется с достигнутым уровнем культуры общества, осмысляется и упорядочивается в системе нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т.п. Однако, развивающаяся личность способна самостоятельно приобретать и перестраивать опыт, знания и навыки деятельности, выработанные обществом в результате его эволюционного развития.
Классификация
видов образовательной практики
осуществляется по критериям формируемых
и развиваемых в ее системе
знаний, навыков и умений (общее
или профессиональное образование)
и по уровням сложности
Главные идеи
образования соотносятся с
Важно отметить,
что в современной
В современном
образовании необходимо соотносить
педагогическое руководство человеком
с его активностью и
Обучение и
воспитание - стороны единого процесса
образования. В то же время обучение
предполагает усвоение знаний, умений
и навыков, позволяющих тому, кто
обучает, и тому, кто обучается, говорить
на одном языке объективных
Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но собственно образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творческих установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.
Отвечая различной
возрастной структуре потребностей
и способностей, содержание образования
разворачивается от преимущественно
эмоционально переживаемых представлений
к активно осваиваемой системе
знаний о мире и отношений с
людьми, которая расширяется в учебно-воспитательном
процессе концентрически и линейно. Педагогически
обоснованные отбор и представление такого
материала проводятся по критериям полноты
и системности видов деятельности, необходимых
для развития интеллектуально-
В перспективе
развития человека содержание образования
призвано обеспечить полноценное «проживание»
отдельных возрастных этапов (детства,
отрочества, юношества, зрелости и др.),
психологически обоснованную последовательность
усвоения компонентов культуры и
видов деятельности, а также для
развития различных способностей в
целях самоопределения
2. Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
образование социальный ценность самообразование
Проблема места
и роли образования в обществе
обусловлена самой человеческой
природой. В живой природе человек
сам по себе является феноменом, это
признается большинством философских
учений, в том числе и совсем
не гуманистической
Образование
- это способ вхождения человека
в мир науки и культуры. Необходимо
учитывать, что образование всегда
функционирует в рамках определенной
культуры, оно вписано в ту или
иную систему культуры. Феномены культуры
искусственны, ибо они созданы
из природного материала человеческими
индивидами для удовлетворения их духовных
потребностей. К таким феноменам
культуры относится и образование,
которое занимает определенное место
в системе культуры, причем его
роль зависит от ценностей и идеалов
конкретной культуры. В процессе образования
человек осваивает духовные ценности.
Культура выступает предпосылкой и
результатом образования
Язык и мышление - две большие сложные системы, определяющие поведение как конкретного индивида, так и различных групп людей. В целом, существование человека проходит не только в объективно существующем физическом мире, но и в искусственно сотворенной им так называемой ноосфере - мире, созданном сознательной деятельностью рода человеческого. Обобщая понятие, можно сказать, что человек живет в искусственно созданном им мире культуры, при этом осознавая себя индивидуумом.
Низкий уровень образованности или культуры народа вовсе не подразумевает отсутствие системы образования. Каждый народ, как известно, не только имеет детей, но и формирует их внутренний мир (или старается это делать) по своим взглядам и убеждениям, так как он считает нужным. Общественные педагогические взгляды и убеждения - материя довольно высокая и сложная - неизбежно создаются условиями внешней среды или природы, среди которых проживает данный народ, социальными условиями и, в частности, религией. Правда педагогические народные взгляды могут быть неясны для самого народа в данное время, он может даже на начальном этапе развития быть не в состоянии их сформулировать; но при всем этом они у него есть.
Ценностная
характеристика образования представляет
собой три взаимосвязанных
Сейчас уже
очевидно, что образование в
В подобных условиях
от государства требовалось наряду
с решением текущих социально-
Мероприятия,
направленные на укрепление и развитие
элемента государственной ценности
образования в нашей стране, начиная
с 1991 г., планомерно не проводились, либо
были пущены на самотек, что немногим
лучше. Критиковавшийся в эпоху
перестройки «остаточный
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность