Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:39, контрольная работа
В свете современных реформ образования, происходящих в настоящее время в России, и направленных, прежде всего, на оптимизацию учебного процесса, остро встал вопрос о качественном преобразовании как средней, так и высшей школы. Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям науки, техники, производства - важнейшая задача высшей школы. Она призвана готовить высококвалифицированных специалистов, имеющих практические навыки в специальных областях, обладающих способностями работать в коллективе, самостоятельно находить решения поставленных задач, прогнозировать и динамично реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования современного цивилизованного общества.
1. Введение
2. Образование как общечеловеческая ценность
3. Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
4. Единство образования и самообразования
5. Заключение
6. Список использованной литературы
К сожалению, приходится осознавать, что многое из этого находится за пределами интересов власть имущих. Подобная, хоть и не слишком радостная, но зато объективная реальность позволяет нам сместить акценты и обратиться к анализу его общественной значимости.
Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.
Педагогический процесс проходит в определенных организационных формах, которые могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Привлекаются самые разнообразные средства образования - учебные и методические тексты, наглядные пособия, различные технические средства обучения.
Образовательный
процесс специфичен своей направленностью.
И в своем содержательном и
в организационном аспекте он
зависит от поставленных целей и
ожидаемых результатов
Например, в
последние десять лет в связи
с интенсивным развитием
Педагогическая
технология - это отнюдь не только технология
информационная, компьютерная, основанная
на использовании новейших технических
достижений. На технологическом, фактически
алгоритмическом, уровне могут и
должны решаться самые различные
целевые, содержательно-процессуальные
и контрольно-оценочные
Именно на
уровне философии образования должен
быть задан вопрос: «Что есть педагогика?»
И здесь же должен быть получен
на него ответ: педагогика - наука, коль
скоро речь идет об обосновании, проектировании
и конструировании оптимальных
педагогических (учебно-воспитательных)
систем, которыми будет руководствоваться
педагог-практик в своей
При таком
подходе существенно
Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.
Качество, результат
образования, таким образом, следует
оценивать как на индивидуально-личностном
уровне, с учетом реальных образовательных
приобретений личности, так и на
общественно-государственном и
В этом смысле
чрезвычайно важной представляется
проблема стандартизации ожидаемых
и желательных результатов
Таким образом, очевидно, что образование являлось и является важнейшим и неотъемлемым элементом любого человеческого общества в период всей истории его развития.
Зародившись
параллельно с генезисом
В системе
представленных здесь трех начал, обуславливающих
индивидуальное или общественное самосознание,
и заключается феноменальность
образования как социально-
3.
Единство образования и
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:
1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2.Как самостоятельное
приобретение человеком
В любом из
этих подходов в основе самообразования
находится непосредственный личный
интерес занимающегося в
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и политическое самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов, концертов и фонозаписей, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имело целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного уровня.
Многие крупные
деятели науки, литературы, искусства,
общественных организаций помогали
другим в решении этой задачи: создавали
народные библиотеки, читальни, народные
дома и др. Например, в 1863-1866 гг. в
Петербурге издавался учебно-литературный
журнал «Самообразование». В 1893 г. в
Москве была создана комиссия по организации
домашнего чтения при ученом отделе
Общества распространения технических
знаний, которая разработала
С 20-х гг. прошедшего
столетия организованная и систематическая
работа проводилась главным образом
в области политического
В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.
В условиях научно-технической революции (с 50-х гг. XX в.) широкое развитие получили системы образования взрослых и повышения квалификации. Эту потребность усиливает и развитие средств массовой информации. Их развитие, с одной стороны, обогащает процесс самообразования, а с другой - делает человека причастным к совершающимся в мире событиям, вызывает потребность разобраться в них.
Начало XXI в. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования - направленностью на развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании навыков самообразования играет школа различных уровней, которая рассматривает его как обязательный компонент современного обучения. Оно также может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал, а может быть и автономно по отношению к обучению, включаясь в изучение новых, не представленных в учебном заведении курсов. В этом случае самообразование, обогащая учение, находит в нем поддержку, апробируя самостоятельно полученные знания, систематизирует их.
В то же время
обучение дает возможность обогатить
самообразование коллективным поиском,
снять некоторые трудности
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в средних специальных и высших образовательных учреждениях. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в исследовательских работах и др.
Самообразование в последние годы рассматривается как составная часть системы непрерывного образования, выступающего связующим звеном между базовым образованием (общим и профессиональным) и периодическим повышением квалификации или переподготовки специалистов.
Заключение
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Главные идеи
образования соотносятся с
Образование по своей сути является деятельностью, процессом. Более точно - процессом движения от целей к результату, процессом субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися, когда учащийся, студент, слушатель по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в полноправного соучастника, иными словами, в субъект педагогической взаимодеятельности.
Важно подчеркнуть, что результат образования, а точнее, результат функционирования образовательной сферы, может и должен оцениваться опосредованно, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного, экологического, демократического, правового, ментального состояния и потенциала социума, государства, цивилизации в целом.
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах:
Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность