Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришли из греческого языка. Так, например, "педагогом" греки называли раба, водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.

Файлы: 1 файл

образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Что такое педагогика? Обратимся  к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают  этому слову. Многие термины в  области педагогики пришли из греческого языка. Так, например, "педагогом" греки называли раба, водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в  области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.

"Педагогика" слово греческого происхождения, буквально оно переводится как "детовождение" или искусство воспитания и вначале понималось как наука о воспитании и обучении подрастающего поколения. С годами это определение уточнялось, корректировалось, но суть его сохранилась до сих пор, хотя и носит расширенный характер.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого  существования и не являлся предметом специального изучения. Потребность передавать опыт из поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями человека, на самом раннем этапе возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. Он изложил свои основные идеи в труде "Великая дидактика", который получил мировое признание. Сегодня "дидактика" (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.

Цель данной работы: дать понятие  и охарактеризовать основные педагогические категории.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 25 страниц.

1. Из истории педагогики

Каждое поколение  людей решает три важнейшие задачи:

-во-первых, освоить опыт предыдущих поколений;

-во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт;

-в-третьих, передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение  овладевало опытом предков, обогащало  его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного  усвоения младшими поколениями социального  опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную  сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой  первоначально создание различного рода обобщений практического и  духовного опыта, а затем и  разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась  в недрах философии, в трудах таких  древнегреческих философов, как  Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В  этот период появляется и термин "педагогика", который впоследствии закрепился в  качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также  и многие другие педагогические понятия  и термины, например "школа", что  означает досуг, "гимназия" - общественная школа физического развития и  др.

В начале ХVII века педагогика была вычленена  из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем  Фрэнсисом Бэконом (1561-1626 гг.). В 1623 году он издал свой трактат "О достоинстве  и увеличении наук", в котором  в качестве отдельной отрасли  знания назвал педагогику как науку  о "руководстве чтением".

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был  закреплен трудами и авторитетом  выдающегося чешского педагога Яна  Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Он создал знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы  теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей.

 

Вслед за Коменским в  историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших  представителей, как:

-Джон Локк (1632-1704 гг.) в Англии;

-Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) во Франции;

-Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;

-Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег в Германии и др.

 

Активно разрабатывались  идеи обучения и воспитания в русской  педагогике:

-широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;

-в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;

-большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В. Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;

-значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.П. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, К.Н. Вентцеля и др.

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика категорий  педагогики

Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку  со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных  условиях им является процесс направленного  развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или более кратко - это  воспитание человека как особая функция  общества.

Тем самым педагогика предстает  как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного  педагогического процесса. В период становления педагогики как науки  были определены три фундаментальные  категории воспитание, образование, обучение.

В современной педагогике к категориям также принято относить понятия: педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

 

Основными категориями  педагогики являются:

-развитие;

-воспитание;

-образование;

0обучение.

 

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого личность приобретает качества и свойства в соответствии с интересами общества. Процесс воспитания имеет цель и результат, которые всегда прогнозируются обществом. Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая свой собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Обучение - процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

 

Основу обучения составляют: знания, умения, навыки.

Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.                                            Знания представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности и общей культуры.                                                                                                                Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные ценности.

 

Образование выступает  как процесс, система и результат.

Процесс - предполагает организацию различных видов деятельности, направленных на приобретение знаний, умений, навыков и социального опыта.

Система - это совокупность учебно-воспитательных учреждений в рамках которых осуществляется воспитание человека.

Результат - объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладевает обучаемый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Важнейшие педагогические категории

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято  называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие  понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют  ведущую роль, они пронизывают  все научное знание и как бы связывают его в целостную  систему. К основным педагогическим категориям относятся развитие, образование, обучение, воспитание. Рассмотрим такие  категории как образование, воспитание, обучение и развитие.

3.1 Образование

Образование - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру.

Образование, процесс педагогически  организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.

Два аспекта образования: как общественное явление и как педагогический процесс. Как явление: с точки  зрения общественных функций образование - средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим  поколениям. В таком качестве, как  общественное явление, образование  становится объектом изучения науки  об обществе - социологии. По отношению  к человеку, которого обучают и  воспитывают, образование - это средство развития его личности, психологическую  структуру которой изучает психология. Педагогические же науки рассматривают  целостную учебно-воспитательную, т.е. образовательную деятельность. Поскольку  речь идет об образовательном процессе, получается что педагогический процесс  выступает как смена состояний  системы именно этой деятельности. В ней реализуются цели и задачи образования.

В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и  готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании  индивид осваивает систематизированную  совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ, ожиданиям.

Образование в соответствии с интересами и способностями личности - одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения  человека делают образование предметом  интереса не только индивида, но также  общества и государства, которые  активно влияют на образование, поддерживая  те или иные образовательные институты, определённые модели воспитательного  процесса.

Особенность культурной преемственности  в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются  и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность современного квалифицированного труда  и сложность осваиваемых пластов  культуры требуют соответствующей  организации образования.

Известно, что слово образование  как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 году. В русском языке в том  же значении применил Н.И. Новиков. Со второй половины 19-го века понятие образование  рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души. В  научно-педагогической среде постепенно складывается мнение, что образование - это не только состояние (образованность), но и совокупность педагогической работы, посредством которой достигается  образование.

До периода 50-х годов образование  в советской педагогике рассматривалось  как совокупность знаний, умений и  навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-х уже как  процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка  этого понятия принята 20-й генеральной  конференцией Юнеско в 1978 году, где  записано, что это процесс и  результат совершенствования способностей и поведения личности при которой  она достигает зрелости и индивидуального  роста. Таким образом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческой общественности утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова - процесс  и результат.

Следует отметить, что с научно-педагогической точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная  в НИИ Высшего образования  Ю.Г. Фокиным. "Образование-это система  обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом  системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для  успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом  в качестве определенного уровня развития индивида".

При этом автор под социализацией  понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально  значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных  качеств личности, необходимых для  достижения успеха в определенном обществе (социуме).

Информация о работе Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории