Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришли из греческого языка. Так, например, "педагогом" греки называли раба, водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.

Файлы: 1 файл

образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Современная педагогическая наука  рассматривает категорию образование  как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте  говорится другими словами, а  именно: категория образования имеет  четыре аспекта: образование как  ценность, как система, как процесс, образование как результата.

Ценностная характеристика предусматривает  рассмотрение трех взаимосвязанных  блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется  субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат  государственного, общественного и  личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые  значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной  сферы. Ценность образования может  носить характер государственный, общественный, личностный.

Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия  как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.

В современном понимании грамотность - это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек - это, прежде всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность - это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.

Категория "профессиональная компетенция" определяется, главным образом, уровнем  собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями  человека, его мотивированным стремлением  к непрерывному самообразованию  и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к  делу.

Менталитет - высшая ценность образования  и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, "корневые", духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания  индивидуального и общественного  поведения.

Представляет интерес определение  понятия образования, приведенное  в "Международной стандартной  классификации образования" (МСКО), последняя версия которого утверждена в октябре 1997 года на 29-й сессии Генеральной  конференции этой организации. В  нем под образованием понимается "организованный и устойчивый процесс  коммуникации, порождающий обучение" и раскрывается смысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:

Процесс коммуникации - взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);

Обучение - любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);

Организованное - планируемое в соответствии с определенной последовательностью с четко обозначенными или подразумеваемыми целями;

 

Устойчивое предполагающее, что  в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной  продолжительности, но соответствующие  минимумы будут указаны в практическом руководстве.

Для практики принято считать образование  как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью  конкретного человека, т.е. совокупностью  его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему адекватно действовать  на их основе. В тех случаях, когда  необходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, употребляется  термин "образовательная система" или "система образования".

Другие авторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова рассматривают три  аспекта понятия образование, а  Б.Г. Гершунсий - пять.

Если исходить из позиций авторов-трехаспектников, понятие "образование" имеет три  основных значения: образование - это  достояние личности, образование - процесс  обретения личностью своею достояния; система образования - социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое  достояние.

Другие эксперты при формировании понятия образование провели  специальное исследование и сформировали целых восемь аспектов, опираясь на словарные значения, практику рассмотрения термина в различных областях. В зависимости от контекста употребления термин "образование" трактуется как:

1) общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;

2) значимая ценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорят детям: "Я дал тебе жизнь и образование, теперь... ");

3) функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию (выделенное, к сожалению, недооценивается и школой, и родителями, и самими школьниками), обществу и государству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);

4) сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, магистратура, бакалавриат, ученая степень кандидата или доктора наук и т.д.;

5) сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли - здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;

6) деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;

7) процесс;

8) результаты образовательного процесса.

 

При всей многоликости приведенные  аспекты значения термина "образование" имеют и нечто общее - все они  так или иначе связаны со становлением личности человека, с передачей и  освоением социального и культурного  опыта, с передачей культурных ценностей.

Обучение и воспитание - стороны единого процесса образования. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравственных ценностей и норм общественного поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Семиотическое и аксиологическое начала с необходимостью присутствуют во всех образовательных процессах. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель образования, отрицающая манипулятивный подход к учащимся. Образование ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образовательного процесса, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

 

3.2 Воспитание

Под воспитанием понимается процесс  систематического и целенаправленного  воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и  производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни  возникло вмести с появлением человеческого  общества. Общественный прогресс и  стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение  овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков, и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам.

Термин воспитание используется в  двух смыслах - узком и широком - в  зависимости от контекста. В узком  смысле традиционно понимается система  целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в  заданном воспитателем направлении, что  проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных  отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее  время подвергается интенсивному переосмыслению. В настоящее время в узком  педагогическом смысле, под воспитанием  понимается специальная воспитательная работа; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение  определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание). В таком случае термин означает участок приложения воспитательных сил.

В широком социальном смысле, когда  речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; в  широком педагогическом смысле, когда  имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс формирования - интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному  участию в трудовой деятельности.

Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс  их приобретения неизбежно оказывают  влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один из главных  принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь уже термин "воспитание" взят в узком смысле).

Воспитание в широком смысле как целенаправленный процесс овладения  всей совокупностью общественного  опыта включает в себя:

-обучение как процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями;

-воспитание в узком смысле как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений.

 

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично  связаны между собой и проникают  друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление  целостной системы педагогического  взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.

Воспитание социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитание - одна из основных в педагогике. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

В современном русском языке  целостный процесс становления  и развития личности, принятия ею нравственных норм, усвоения разного рода информации уже не удается описать одним  словом, для этого используют обычно два: "образование" и "воспитание". Эти понятия, хотя и не обладают достаточной  четкостью и объемы их частично перекрываются, все же довольно хорошо разводятся в современном русском языке.

Говоря о воспитании, также подразумевают  либо процесс - совокупность влияний  на формирование личности, приводящую к усвоению навыков поведения  в данном обществе и принятых в  нем социальных норм, либо результат  этого процесса - воспитанность человека. А понятие "образование" стало  обозначать процесс и результат  освоения личностью конкретных содержательных аспектов культуры, приобретения грамотности в существующих в ней языках и ориентированности в текстах.

Определение воспитания в понимании  Л.Д. Столяренко: "Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду".

Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающим. В различных педагогических концепциях цель воспитание трактуется, в зависимости от социально-философских  позиций авторов, как воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и  физическое совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у  него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному  изменению и совершенствованию  себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношений личности к  миру и с миром, к себе и с  самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое  воспитание.

По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное).

По доминирующим принципам и  стилю отношений воспитателей и  воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.

Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой непрямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных - институтов воспитания.

Социальные взаимодействия, в которых  происходит воспитание человека, можно  представить в виде множества "цепочек": общество - группа - личность, государство - институты воспитания - человек, коллектив - микрогруппа - личность, воспитатель - коллектив, воспитатель - микрогруппа, воспитатель - воспитанник и т.д.

В одних "цепочках" взаимодействие непосредственное, в других - опосредованное. Существует понятие асимметричности  взаимодействия в процессе воспитания, проявляющейся в различной мере активности субъектов воспитания. Очевидно, что она объективно значительно  больше во взаимодействии государства, институтов воспитания и человека, чем воспитателя и воспитанника.

Информация о работе Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории