Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришли из греческого языка. Так, например, "педагогом" греки называли раба, водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.

Файлы: 1 файл

образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной  стороны, нравственно-мировоззренческой  устойчивости, с другой - гибкости. В  быстроизменяющемся мире человек может  жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической  гибкостью. Ему необходима способность  получать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экономическим, социальным и психологическим переменам  как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной  судьбе.

В то же время человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при  каждом изменении развития общества и государства, индивидуального  жизненного пути у человека могут  проявиться невротические реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.

Вследствие происходящих в стране социально-политических и экономических  преобразований началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр  характера, содержания, форм и методов  воспитания. Суть поиска состоит в  том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основе общечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению  к коллективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признания  приоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства, жизни общества, гуманизации и демократизации воспитания.

 

3.3 Обучение

Рассматривая категорию "обучение", надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку  сформулировать самостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительно ознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначала  приведем различные трактовки понятия  обучение, проанализируем их, а затем  попытаемся предложить некоторую синтетическую  формулировку.

1. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;

2. Обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;

3. Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы;

4. Обучение - двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;

5. Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности.

 

Обучение - целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения ими служебных и боевых задач. Анализ приведенных и других определений  показывает, что в них можно  выделить три ключевые слова: процесс, взаимодействие (управление) и, встречающийся  гораздо реже, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Итак, с позиций системного анализа, основным недостатком большинства  определений категории обучение, с нашей точки зрения, является то, что не указана система в  которой происходит процесс или  же, что совсем не корректно, обучение определяется как система. Исходя из этого, можно предложить такое определение  категории обучение: "Обучение - это  целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, протекающий в педагогической системе".

Таким образом, воспитание, образование  и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенок обучается, развиваясь, и развивается, обучаясь.

 

3.4 Развитие

Развитие является ключевой категорией, поскольку именно эта категория  дает импульс остальным. Развитие - это объективный процесс изменения  духовных и физических сил человека.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Под развитием понимается процесс  перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого  качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

 

 

 

Заключение

 

Из вышеизложенного сделаем  выводы.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются  убеждения, нормы нравственного  поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Обучение - планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.

Под образованием следует понимать овладение обучающими научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также  мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают  определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие.

За последние годы в нашей  стране произошли серьезнейшие изменения: Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первом месте должен быть поставлен человек, обладающей значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности.

Роль образования в этот период состоит в создании основы для  устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечении  высокого качества жизни народа; в  укреплении демократического правового  государства и развитии гражданского общества; в кадровом обеспечении  рыночной экономики, интегрирующейся  в мировое хозяйство; в утверждении  статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М., 1998.

2.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2001.

3.  Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

4.  Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник / С.А. Смирнов, И.В. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2001.

5.  Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. - М., 2001.

 


Информация о работе Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории