Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:10, реферат
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову. Многие термины в области педагогики пришли из греческого языка. Так, например, "педагогом" греки называли раба, водившего дитя в школу. Затем это слово получило значение воспитателя, потом учителей, преподавателей и специалистов в области педагогики стали называть педагогами. Такова эволюция значения этого слова.
Современное воспитание направлено на
формирование у личности, с одной
стороны, нравственно-мировоззренческой
устойчивости, с другой - гибкости. В
быстроизменяющемся мире человек может
жить и эффективно функционировать,
обладая высокой
В то же время человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства, индивидуального жизненного пути у человека могут проявиться невротические реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада.
Вследствие происходящих в стране социально-политических и экономических преобразований началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности на основе общечеловеческих ценностей, реализации идеи приоритета личности по отношению к коллективу, обществу, государству. Достижение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства, жизни общества, гуманизации и демократизации воспитания.
3.3 Обучение
Рассматривая категорию "обучение", надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя). Сделаем попытку сформулировать самостоятельно содержательную часть этой категории. Предварительно ознакомившись с мнениями на этот счет других специалистов, т.е. сначала приведем различные трактовки понятия обучение, проанализируем их, а затем попытаемся предложить некоторую синтетическую формулировку.
1. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности курсантов и слушателей по овладению научными и прикладными знаниями, навыками и умениями, развитию мышления, творческих способностей, личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности;
2. Обучение - целенаправленный процесс управления активной учебно-познавательной деятельностью студентов по овладению профессиональными знаниями, навыками, развитию творческих способностей, формированию мировоззрения и личностных качеств, необходимых студентам для самостоятельного овладения профессией;
3. Обучение - процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, протекающий в рамках педагогической системы;
4. Обучение - двухсторонний процесс в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;
5. Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности.
Обучение - целеустремленный, систематический,
организованный процесс вооружения
воинов знаниями, навыками и умениями,
необходимыми для успешного выполнения
ими служебных и боевых задач.
Анализ приведенных и других определений
показывает, что в них можно
выделить три ключевые слова: процесс,
взаимодействие (управление) и, встречающийся
гораздо реже, педагогическая система.
Остальные слова и фразы
Таким образом, воспитание, образование и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенок обучается, развиваясь, и развивается, обучаясь.
3.4 Развитие
Развитие является ключевой категорией,
поскольку именно эта категория
дает импульс остальным. Развитие -
это объективный процесс
Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Под развитием понимается процесс
перехода из одного состояния в другое,
более совершенное, переход от старого
качественного состояния к
Заключение
Из вышеизложенного сделаем выводы.
Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.
Обучение - планомерный организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования. Основу обучения составляют знания, умения, навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.
Под образованием следует понимать
овладение обучающими научными знаниями,
практическими умениями и навыками,
развитие их умственно-познавательных
и творческих способностей, а также
мировоззрения и нравственно-
За последние годы в нашей
стране произошли серьезнейшие изменения:
Россия стала страной, открытой миру,
демократическим обществом, строящим
рыночную экономику и правовое государство,
в котором на первом месте должен
быть поставлен человек, обладающей
значительно большей, чем ранее,
мерой свободы и
Роль образования в этот период
состоит в создании основы для
устойчивого социально-
Список литературы
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М., 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2001.
3. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
4. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник / С.А. Смирнов, И.В. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2001.
5. Харламов И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах / И.Ф. Харламов. - М., 2001.
Информация о работе Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории