Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 08:30, контрольная работа
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа.
1. Система фонем………………………………………………………….3
2. Артикуляционные признаки звуков речи……………………………..5
3. Акустические признаки звуков речи…………………………………..7
4. Взаимосвязь звуков русского языка…………………………………...8
5. Основной принцип формирования правильного произношения……9
6. Список используемых источников……………………………………11
Взаимосвязь звуков русского языка.
Ознакомление с системой фонем русского языка показывает, что звуки одной группы создают базу для появления в речи ребенка других, более сложных по артикуляции звуков. Знания о взаимосвязи и взаимозависимости звуков русского языка играют большую роль в практической работе логопеда.
Зная, как связаны группы звуков между собой, например, что общего в артикуляции свистящих и шипящих или свистящих и р, логопед (воспитатель) решает, с какой группы звуков лучше начать коррекционную работу, если нарушено несколько групп звуков. Понимание связи между звуками внутри любой группы (например, между с, з, ц, с', з' - в группе свистящих или между в, з, ж, б, д, г - в группе звонких) дает логопеду возможность решить, какой звук и почему является основным, базовым, в данной группе и в какой последовательности проводить коррекционную работу. Рассмотрим это на примере переднеязычных щелевых звуков из двух групп: свистящих - с, з н шипящих - ш, ж.
Для правильного произнесения этих звуков должна быть сформирована длительная направленная воздушная струя, идущая посередине языка в щель, образованную между передней частью спинки языка и альвеолами. Дети не сразу овладевают этими звуками. Отдельные навыки у них вырабатываются при овладении звуками ф и в, которые также относятся к щелевым. При произнесении ф и в образуется легко видимая щель между нижней губой и верхними резцами, в которую выходит воздушная струя. Эти звуки наиболее легки для произношения. Однако у детей трех лет артикуляция звуков ф и в часто бывает неточной. При их произнесении углы нижней губы неплотно примыкают к верхним резцам, и струя воздуха вместо узкой, направленной, бывает рассеянной, иногда часть воздуха уходит в щеки. Формируя у ребенка направленную воздушную струю, идущую посередине языка, и отрабатывая ясное произношение звуков ф, в сначала изолированных, затем в словах и фразах, мы организуем речевой выдох, вырабатываем плавную длительную воздушную струю, необходимую также и для щелевых звуков с, з, ш, ж.
С другой стороны, навыки артикуляции тех же щелевых переднеязычных звуков с, з, ш, ж вырабатываются на более простых переднеязычных звуках и, э, т, д, н.
Положение языка при артикуляции гласных и, э подобно положению языка при артикуляции с, з. У детей трех-четырех лет иногда при произношении звуков и, э кончик языка отходит назад, вместо того чтобы касаться нижних резцов, или же бывает опущен один из боковых краев языка.
При звуках т, д, н язык поднимается за верхние зубы, как и при звуках ш, ж. Дети же часто произносят звуки т, д, н при межзубном положении кончика языка (или кончик языка упирается в узкую щель между передними резцами, вместо того чтобы подниматься за верхние зубы). Добиваясь правильного положения языка за нижними зубами при звуках и, э и подъема языка за верхние зубы при звуках т, д, н, а также ясного произношения изолированных звуков т, д, н, и, э, мы подготавливаем органы артикуляционного аппарата для правильного произношения других, более сложных переднеязычных звуков: с, з, ш, ж. Уточняя же их произношение в словах и фразах, мы не только формируем произносительные навыки, но и вырабатываем у ребенка ориентировку в звуковой стороне языка.
Таким образом, добиваясь у детей четкого произношения гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, создают базу для появления звуков, более сложных по артикуляции.
Основной принцип формирования правильного произношения.
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее часто нарушаемых у детей звуков: с, ш, р, л и др., а с простых: и, ф, т, ы и др., артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка.
Хотя к трем-четырем годам у ребенка, как правило, бывает сформирована артикуляционная база почти всех звуков, работа над ними продолжается в плане осознания звуковой стороны языка. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает умение выделять звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха и звукового анализа слов. Все это дает ребенку возможность познавать языковую действительность.
Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков (проводятся начиная со второй младшей группы и кончая старшей), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребенка вырабатываются и кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата), что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.
Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической
системы языка лежат отработка (в определенной
последовательности) гласных и согласных
звуков и развитие умения дифференцировать
звуки по их основным артикуляционным
и акустическим признакам. Это способствует
формированию правильного звукопроизношения,
т. е. является профилактическим направлением
логопедической работы в детском саду.
Но очень важно и второе направление -
коррекция различных нарушений речи. Наиболее
частыми дефектами речи, встречающимися
у воспитанников дошкольных учреждений
общего типа, являются нарушения звукопроизношения.
Список используемых источников:
1.А.Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова "уникальная методика развития речи дошкольника" Санкт-Петербург "Нева", Москва "ОЛМА-ПРЕСС2000
2. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. Под ред. Л. С. Волковой. Издательство: М: Просвещение, 1989.
3.Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)
4. Справочник логопеда, Поваляева М.А.,Издательство: Феникс, 2007
5. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. Волкова Л.С., Селеверстов
6.http://www.academy.edu.by/
7.http://www.bgpu.ru/lit/
8. http://www.log-center.ru/
9. http://www.tspu.tula.ru/res/