Образовательные стратегии выпускников школ (по данным общероссийских исследований)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:04, реферат

Описание работы

Образование - одна из жизненно необходимых вещей человеку для карьерного роста, удовлетворения материальных потребностей, самореализации как личность, достижения поставленных перед собой целей. Поэтому в этом параграфе мы постараемся выяснить образовательные стратегии молодежи. Образовательная стратегия представляет собой систему социальных действий, предпринимаемых на этапе выбора образовательной траектории в процессе его реализации. Выводы наши, будут строиться на материалах как общероссийских, так и региональных исследований.

Файлы: 1 файл

образовательные приоретитеты старшеклассников.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

Образовательные стратегии выпускников школ (по данным общероссийских исследований)

Образование - одна из жизненно необходимых вещей человеку для карьерного роста, удовлетворения материальных потребностей, самореализации как личность, достижения поставленных перед собой целей. Поэтому в этом параграфе мы постараемся выяснить образовательные стратегии молодежи.   Образовательная стратегия представляет собой систему социальных действий, предпринимаемых на этапе выбора образовательной траектории в процессе его реализации. Выводы наши, будут строиться на материалах как общероссийских, так и региональных исследований.

Для начала, нужно выяснить, куда нацелены выпускники после окончания школы. Модели социального старта выпускников исследовала О. Богословская О. Богословская //Мотивации получения высшего образования в контексте выбора профессии// Высшее образование в России. №5, 2006.с.44-47. - доцент Российского университета дружбы народов. Она приводит в своей статье результаты всероссийского психологического мониторинга "Социальное развитие молодёжи" (2003-2004гг.), осуществлённого Центром социологии молодёжи института социально-политических исследований Российской Академии наук в 12 регионах Российской Федерации под руководством профессора В.И. Чупрова. В ходе исследования выделила условно три типовые модели социального старта.

Первую модель избирают представители молодёжи, чьи жизненные планы ориентированы на ценности высшего образования (30% -40%).

Вторую модель избирает большая часть молодёжи, которая свой социальный старт также связывает с получением образования, но конкретные его формы после окончания школы не определяет (50%). Поведение этой группы часто зависит от "обстоятельств", к которым могут быть отнесены и уровень знаний, полученных в школе, и наличие денег у родителей для оплаты учёбы на коммерческой основе, и многое другое.

     Только 10% - сторонники третьей модели. Они однозначно исключают для себя продолжение учёбы и направляют свою активность на поиск подходящей работы. Основным критерием в данной категории является уровень оплаты. Содержание и даже условия труда принимаются во внимание в последнюю очередь. Профессор Чупров косвенно к сторонникам этой модели относит и часть молодёжи с так называемым "отложенным стартом", для которой досуговая деятельность более приоритетна, чем трудовая. Большинство из них рассчитывают на случайные заработки и на помощь родителей. Исследования показали, что на получение высшего образования без каких бы то ни было вариантов сориентировано более 40% выпускников школ.1

      Проведенное исследование В.П. Бабинцева и группой помощников, показал, что у большинства белгородских учеников, так же существует четко выраженная установка на продолжение образования в вузах 78,44%  и лишь 15,6%  ориентируются на получение среднее специального образования. Примечательно, что 5,49%  намерены пойти в вуз после окончания курсов, профессионального училища или технического училища. Не определились с выбором 2,44% учащихся.

      Для школьников  главным критерием выбора вуза  является не престиж учебного  заведения, а наличие необходимой специальности-35,24%, престиж имеет значение лишь для- 22,28% респондентов. На третьем месте среди факторов выбора, стоит приемлемая стоимость обучения-14,29%  респондентов.2

     Обратимся  еще к одному исследованию, проведенному уже в 2012 году, Ивановым В.С. в Томске, он проанализировал данные с 1996 по 2008, где показана тенденция все возрастающей доли выпускников желающих поступить в высшее учебное заведение. Прирост доли выпускников, ориентированных на получение высшего образования, составил 63%. Так же он отмечает, что школьники, которые выбрали для себя средний уровень образования (техникум или колледж), в перспективе намерены пытаться через систему дополнительных образовательных услуг получить высшее образование. Максимальную ценность высшего образования видит большинство, 89% опрошенных. 3

 

Важен ещё один аспект данной проблемы - это вопрос материальной обеспеченности образования. В апреле 2009 года О.С. Логуновой проведено исследование, в ходе которого анализировались ценовые стратегии вузов Москвы, оценивалась потенциальная емкость рынка высших учебных заведений столицы.

     Исследование заключалось в проведении опроса среди учащихся 10-х и 11-х классов в московских школах. Опрошены все старшеклассники, присутствовавшие на занятиях на момент опроса. Всего были проанализированы данные 812 анкет.

Стоит сказать, что абсолютное большинство опрошенных школьников нацелено на поступление в высшее учебное заведение, и лишь 5% старшеклассников выбрали средне - специальное образование или отложили решение этого вопроса на некоторое время.

Обратимся к исследованию, проведенному Абанкиным Т.В.. в своей статье он раскрывает жизненные траектории сельских школьников России. По его словам, предпочтения сельских школьников относительно дальнейшего образования, отчасти находят отражение в их представлениях о предпочтениях сверстников Так, 76% школьников в якутских сельских школах считают, что большинство их одноклассников планируют поступать в высшие учебные заведения, чуть меньше (60%) этот показатель в Алтайском крае, и еще меньше (52-55%) — в Ульяновской и Московской областях, что более или менее соответствует распределениям. Схожая картина наблюдается в отношении двух других основных ступеней профессионального образования  начального и среднего.

Эти представления, зависят от собственных предпочтений В частности, те, кто планирует получать высшее образование, как правило, ожидают аналогичных планов от своих сверстников (в 77% случаев). Таким образом, в каждой конкретной школе структура образовательных предпочтений школьников оказывается весьма однородной.4

     Анализируя ответы о форме обучения, оказалось, что многие стараются попасть на бюджетные места и для этого занимаются с репетиторами, посещают подготовительные курсы. Почти каждый четвёртый школьник выбрал бесплатную форму обучения и отметил, что не сможет поступить на платную основу, так как родители не имеют возможности платить за его образование, 13,3% респондентов, напротив, нацелены на получение платного образования, считая, что оно качественнее.

При выборе учебного заведения 28% потенциальных студентов в первую очередь обращают внимание на качество предлагаемых образовательных услуг. Для 16,5% школьников актуальны возможности дальнейшего трудоустройства, престижность бренда вуза важна для 10,5% опрошенных. И лишь для 12,3% выпускников значима стоимость образования.5 Однако Бабинцев в своей работе отмечает, что у большинства старшеклассников ведущий мотив в выборе вуза, является наличие необходимой специальности, далее идут факторы как престиж вуза и преемлемая стоимость обучения. 6

 

ВЫВОД!!!Таким образом, можно сказать, что образовательные стратегии выпускников школ ориентируются, в первую на продолжение обучения и поступления в вуз. И как показывают исследования с каждым годом доля желающих учиться в высшее  школе растет.  Для школьников, как мы выяснили важную роль играет, сам факт получения образования по заранее выбранной специальность, но и на качество будущего профессионального образования выпускники обращают внимание.

Что же все-таки заставляет идти учиться выпускников школ. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо рассмотреть мотивационную сторону образования. Прямых ответов на вопрос о мотивах нет, то реконструкцию ценностей образования мы осуществим косвенным образом, через анализ мотивационных установок молодёжи, по проведённым исследованиям.

Так, на примере, в городе Нижний Новгород в 2011 году проводилось исследование с целью выявить мотивы получения образования среди выпускников школ 2011 года. Как выяснилось, на первом месте в мотивационной структуре у учеников стоит стремление занять высокие социальные позиции в жизни – 82%. На втором месте среди мотивов получения высшего образования стоит интерес к выбранной специальности -69%, то есть профессиональный мотив. Есть и такие кто желает поступить в высшее учебное заведение лишь с той целью, чтобы получить «все равно какое, лишь бы высшее образование» - 59%.

В городе Новокузнецке в 2007 году так же проводилось исследование с целью выявить мотивы получения образования, но среди уже студентов вузов. Как выяснилось, ведущими являются карьерные мотивы: «без диплома о высшем образовании трудно что- либо достичь в жизни» решили 70% респондентов; диплом о высшем образовании даёт возможность «продвинуться в жизни, иметь более высокие доходы»(71% респондентов). Далее следуют профессиональные мотивы - «стремление стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своём деле»- выбрали 62% опрошенных выпускников. Значимыми являются и социокультурные цели - «стремление стать культурным человеком» - 45% респондентов.7

 

    Обратимся к статье Натальи Бондаренко, в ее статье «Высшее образование в системе личных ценностей и рыночных ориентиров», выделены мотивы получения высшего образования студентами. Так она выделяет, прежде всего молодые люди рассчитывают увеличить свои шансы на получение работы с высоким уровнем заработной платы и возможностями карьерного роста.  Другие мотивы получения образования – профессиональный рост, развитие природных способностей, самореализация, возможность творчества, личной инициативы – сейчас для подавляющего большинства студентов являются второстепенными.  Главное для них — получение такой работы, которая обеспечит высокий материальный статус (важно для 70 % студентов) и карьерное продвижение (50 %). Реже встречается модель личного развития, ориентированная на самореализацию, погружение в работу по интересам и способностям (30 %), на профессиональное развитие (25 %.).

    Это Наталья  Бондаренко подтверждает данными  о приоритетах студентов во  время учебы, где около трети  опрошенных считают вполне достаточным  получение диплома о высшем образовании.8

   ВЫВОД ДОПИСАТЬ  Полученные данные позволяют выделить ряд содержательных моментов. Мотивы образования, в основанном нацелены на хорошее материальное положение в будущем. Получение диплома для молодых людей - это способ достичь успеха в профессиональной деятельности, подняться по карьерной лестнице, что, в свою очередь, в большинстве случаев направлено на заинтересованность в достатке.

При ответе на вопрос «На чье мнение учащиеся опираются при выборе учебного заведения?» половина отметила значимость собственных предпочтений. Вторым по популярности вариантом ответа стало мнение родителей, его выбрал каждый третий, 5% абитуриентов отметили значимость мнения друзей и информации в СМИ. Но всё-таки наблюдается тенденция, когда полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж. Образование всё больше приобретает характер инструментальной ценности, поэтому не всегда служит цели - больше знать и получить специальные знания. В нынешнее время для молодёжи это лишь способ больше зарабатывать. Образование теряет ценность само по себе и становится целью для получения высокого дохода в будущем. Оно рассматривается как средство перспективного конкурентоспособного положения на рынке труда и лишь затем как способ приобретения знаний. Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остаётся материальное благополучие. Полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка.9

 

Какую же роль играет материальная сторона обучения? По результатам «Левада-Центра» выяснилось, что деньги сейчас более всего необходимы для поступления в учебное заведение, примерно половина студентов поступает в вузы за взятки или по блату. Это мнение 67% респондентов.10

Стоит отметить, что старшеклассники очень хорошо осведомлены о стоимости обучения в выбранном ими вузе. Большинство респондентов (87%) указывает конкретную цену, которая варьируется в большом диапазоне от 25 до 300 тысяч рублей в год. Несмотря на разброс цен, больше половины опрошенных полагают, что цена находится на среднем уровне, почти каждый четвёртый отметил её высокий уровень, и незначительная часть (7%) констатировали, что выбрали вуз, где оплата ниже среднерыночных показателей по выбранной специальности.

Уровень требований к социально-психологической выживаемости в современном обществе выше возможностей социального опыта молодежи. Одним из показателей этого противоречия является возникновение среди молодежи устойчивого страха «остаться безработным». Распределение ответов на вопрос «Что тебя волнует в настоящее время больше всего?» в исследовании «Учащаяся молодежь в экономическом пространстве», проведенном в 2000г. в ряде городов Западной Сибири (Новосибирске, Краснообске, Барнауле, Томске) среди выпускников общеобразовательных школ, подтверждает это. Результаты исследования показывают, что больше всего выпускники беспокоятся о поступлении в вуз (90,9% от числа ответивших), как сложится судьба (48,7%), о получение работы в будущем (47,6%).11

То есть, социальные интересы выпускников школ связаны с их будущей, планируемой жизнью и, прежде всего со сферой образования и занятости. Распространяется тревога на возможность получить работу в будущем.

Особые трудности при поиске работы по специальности испытывали выпускники средних медицинских и педагогических учебных заведений, выпускники вузов по специальностям экономического и юридического профиля.12 По-видимому, в условиях региона с довольно высоким уровнем молодежной безработицы, трудовая занятость входит в сферу социальных интересов молодежи всё раньше. Это происходит на неблагоприятном социально-психологическом фоне. Профессиональные планы молодежи формируются под влиянием страха перед будущим, а не под влиянием мечты, желанием проявить себя в сфере труда.

К началу трудовой деятельности только небольшая доля молодого поколения достигла образовательного уровня своих родителей: среднего специального образования достигли — 34,8% и высшего — 27,3%.13

В сфере образования обостряется конкуренция поколений. Наращивание образовательного потенциала отдельных регионов, и России в целом, продолжается за счет переобучения и повышения квалификации старших поколений, экономически самостоятельного населения, в то время как молодежь явно отстает в этом процессе, как по объективным, так и по субъективным причинам: в силу материальной несостоятельности для продолжения образования и нежелания этого делать.

Информация о работе Образовательные стратегии выпускников школ (по данным общероссийских исследований)