Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 22:04, реферат
Образование - одна из жизненно необходимых вещей человеку для карьерного роста, удовлетворения материальных потребностей, самореализации как личность, достижения поставленных перед собой целей. Поэтому в этом параграфе мы постараемся выяснить образовательные стратегии молодежи. Образовательная стратегия представляет собой систему социальных действий, предпринимаемых на этапе выбора образовательной траектории в процессе его реализации. Выводы наши, будут строиться на материалах как общероссийских, так и региональных исследований.
Таким образом, образование по-прежнему остаётся значимым для молодых людей. Они осознают его необходимость и отдают предпочтение высшей школе. Выбирая такую стратегию, молодёжь чаще всего ориентируется на повышение своего социального статуса, ждёт перемен в жизни. Тем самым, как показали нам проведённые исследования, молодое поколение неосознанно проявляет приверженность уже давно сложившимся стереотипам. Мы выяснили, что родители являются для школьника важным источником информации о необходимости или в высшем образовании
Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определённой профессией, нет ничего важнее её выбора. В этом параграфе мы постараемся выяснить, какие профессии и почему предпочитает современная молодежь. Выводы наши, как и прежде, будут строиться на материалах как общероссийских, так и региональных исследований.
В частности, в 2006 г. среди студентов Тюменского государственного университета было проведено анкетирование с целью выявления наиболее значимых моментов, связанных с выбором профессии. Как оказалось, выбирая профессию, студенты ориентируются на следующие признаки: (В.В. Майер расположил их в приоритетном порядке).
То есть Майер представляет нам своего рода рейтинг факторов, влияющих на выбор учебного заведения и профессии. И, как мы видим, самым важным моментом является желание, чтобы дальнейшая профессия была «модной», популярной.
То есть Майер представляет нам своего рода рейтинг факторов, влияющих на выбор учебного заведения и профессии. И, как мы видим, самым важным моментом является желание, чтобы дальнейшая профессия была «модной», популярной.
В целом, как показывают другие исследования, о факторах повлиявших на выбор той или иной специальности значимость высокой заработной платы в характеристиках будущей профессии имеет первостепенное значение для учащейся молодежи. Так Макаренко Е.И и Соловьев А.Н. Васильев С.С. показывают, что среди наиболее важных и желаемых характеристик будущей работы подавляющее большинство респондентов всех учебных заведений (более 80%) отметили высокую заработную плату.15
Таким образом, результаты аналогичных исследований позволяют зафиксировать определенную тенденцию профессиональных и образовательных стратегий молодежи, в частности – выпускников школ и студентов вузов. А именно – ориентация, прежде всего, на высокооплачиваемую и престижную работу притом, что содержание труда и его условия являются второстепенными факторами. Это обстоятельство можно было бы объяснить, в частности тем, что ни выпускники школ, ни студенты вузов не придают значения данным факторам качества и содержания самой трудовой деятельности потому, что фактически еще не вступили в активную профессионально-трудовую деятельность. Ориентация на работу в условиях полной материальной обеспеченности снижается с возрастом. Таким образом, среди трудовых ценностей на первом месте для занятого населения в целом, как и прежде, остается хороший заработок (64,8%), а на втором - гарантия стабильной занятости (36,8%), на третьем - интересная, творческая работа (34,9%).16 Видимо, трудовая ориентация на заработок и престиж является общей тенденцией молодых людей как еще учащихся, так и тех, кто уже вступил на путь профессиональной деятельности.
Важной особенностью структуры трудовых ориентации молодых респондентов является стремление к стабильности, карьерный и профессиональный рост. Это связано с объективными причинами, так как безработица является преимущественно молодежной проблемой, поэтому факторы повышения конкурентоспособности и гарантии занятости имеют для молодых первостепенное значение. Для большинства учащейся молодежи, независимо от ранга учебного заведения, характерна социально-статусная мотивация в сфере труда. Работа воспринимается выпускниками как средство добиться успеха в жизни, занять определенное положение в обществе. При этом важно, как мы видели, не столько содержание работы, сколько то, какое место благодаря ей может иметь человек в социальной структуре общества. В представлении определенной части респондентов работа не более чем источник средств существования. Менее 3% опрошенных воспринимают работу в первую очередь как средство общения, как возможность ощутить причастность к определенной группе, получить признание и уважение окружающих.17
Таким образом, в сознании молодых людей, стоящих на пороге трудовой жизни, работа воспринимается как инструмент реализации в первую очередь социальных запросов. При этом, по сравнению с уже работающими по найму, у выпускников вузов в 3,5 раза реже труду адресуются лишь потребности выживания. 18
Любопытно также взглянуть на то, какой труд и какие профессии позиционированы в мировоззрении современной молодежи как желаемые и престижные. Зачастую, для молодёжи, которая не имеет определённых представлений о профессиональной деятельности, ориентация в профессиональном пространстве опосредована распространёнными имиджевыми образами, которые соотносятся с притязаниями, амбициями и ожиданиями самих молодых людей. Поэтому профессии, которые считаются модными и престижными уже не один десяток лет остаются таковыми и в настоящее время. Это подтверждает лонгитюдное исследование, проведённое в 2006-2007 годах специалистами института РАН среди молодёжи в разных регионах страны. Престижными, по данным исследования, считаются профессии юриста, экономиста, работника банковской сферы. В 2007 году исследование выяснило, что большинство молодых людей в крупных городах отдаёт предпочтение профессии госслужащего и деятеля шоу- бизнеса.19
Такой перечень популярных профессий, устойчивый на протяжении длительного времени, далеко не случаен. Поскольку в глазах россиян именно эти профессии признаются самыми высокодоходными.
В частности, по данным серии социологических исследований «Левада-центра», проведенных на протяжении девяти лет, с 1999 по 2007 гг. именно сфера финансов и госслужбы признается самой доходной.
Примерно ту же картину мы можем увидеть по результатам анкетирования, проведенного в 12 московских общеобразовательных школах с февраль по апрель 2008 года. В исследовании приняло участие 1758 человек - ученики 9-11 классов. На вопрос: "Я думаю, что самая популярная на сегодня профессия это...?" Старшеклассники ответили следующим образом: юрист-31%, экономист-22%, менеджер-11%, программист-6%, актер-5%, бизнесмен-4%.
По данным социологического опроса В Белгородской и Волгоградской области в 2007 году, старшеклассники выбирали в основном экономическую специальность, ее хотели бы получит 28, 66% волгоградцев и 22,48% белгородцев. Но среди белгородских школьников в выпускном классе становятся менее популярны управленческая и юридическая специальности. Напротив, востребована медицинская специальность (19,27%), а так же инженерно – техническая (17,89%), а каждый седьмой хотел бы получить рабочую специальность.
Однако, как можно заметить, этот устойчивый рейтинг престижных профессий, покоящийся на приписываемых и реальных высоких доходах, порождает проблему необоснованных и завышенных ожиданий молодых людей в отношении данных профессий. Зачастую профессиональная ориентация молодых люде строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах профессии. Большую социальную проблему составляет отложенный выбор профессии. По социологическому исследованию, проведенному в Российской Федерации, 53% учащихся 9 классов и 42% учащихся 11 классов не определились с выбором профессии. Новосибирские исследователи показывают примерно такую же динамику. По их данным, 48% выпускников 11 классов не решили, какую профессию они хотели бы получить. Очевидно, что отложенный выбор профессии в дальнейшем ограничивает варианты поведения молодежи в сфере образования и занятости, заставляя ее действовать быстро, порой необдуманно. Это повышает риск ошибочного выбора, увеличивает долю случайных, незаинтересованных лиц и в учебных заведениях, и на рабочих местах.20
Во всех отмеченных тенденциях трудовой и профессиональной мотивации молодёжи очевидно присутствует генетическая связь с культурными (ментальными) установками предшествующих поколений и в целом с ценностным стереотипам индустриального общества, ориентированными на богатство и экономический рост. «Институтом социологии РАН» в 2007-2009 годах было проведено социологическое исследование ценностных ориентаций и экономических стратегий поведения молодежи, а также представителей старших поколений. Как оказалось, с одной стороны сохраняется незыблемость базовых традиционных ценностных ориентаций. С другой стороны, происходит деформация трудовой мотивации и игнорирование общественно значимых ценностей. Ценностные ориентации значительной части современной российской молодежи выступают как искаженные. Когда доминируют потребление, богатство (78 % респондентов), социальный успех, при резком ослаблении таких ценностей как трудолюбие, работа (22 % респондентов). Как выяснилось, каждый пятый хотел бы открыть собственное дело (19 %), но две трети из желающих не имеют возможности этого сделать. Студенты считают, что жизненный успех возможен благодаря собственным усилиям, предприимчивости (22 %); но одновременно подчеркивают важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц (52%). Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. На первом месте в интерпретациях успеха у всех групп работающей молодежи, в том числе молодых предпринимателей, оказываются связи (52%), затем в рейтинге стоит усердная работа (36 %) и только потом образование (32 %) и профессионализм (30 %).
То есть, не всегда получение хорошего образования и востребованной профессии является ключом к успеху в профессиональной деятельности. Порой необходимы нужные связи и знакомства. Хорошая профессиональная подготовка, высокий уровень квалификации дают человеку реальный шанс преуспеть в жизни. Для поддержания своего рейтинга на рынке труда необходимо постоянно обновлять профессиональные знания и совершенствовать навыки. Не случайно абсолютное большинство респондентов (92%), независимо от ранга учебного заведения, считают необходимым повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни. Кроме того, более трети обучающихся, как в вузе, так и в профессиональном лицее, в качестве значимого для них метода поощрения за работу указали возможность обучения и повышения квалификации.21
Вопрос удовлетворенности профессиональными качествами выпускников вузов зависит и от того, определились ли выпускники с выбором профессии. Так как не все определились с дальнейшими профессиональными планами (Рис.1), соответственно у большинства школьников нет чёткой профессиональной ориентации, а это, в свою очередь, влияет и порождает слабость образовательной подготовки. Отсутствие целенаправленной образовательной деятельности влечёт неудовлетворённость работодателя качеством работника, а самого учащегося качеством своей подготовки.
Рис.1. Распределения ответов учащихся на вопрос о выборе профессии.
(Определились с выбором профессии: 20% учеников 9-х классов, 27% учеников 10 класса и 45% учеников 11 классов).22
Этот факт подтверждает исследование, проведённое в вузах Новокузнецка. Его цель - выяснение профессионального потенциала молодого специалиста на рынке труда. Как оказалось главная причина низкой заинтересованности работодателя в выпускниках вуза, по мнению подавляющего большинства респондентов (75%)- отсутствие опыта работы по специальности. Работодатели выражают сомнения в качестве полученных в вузе знаний, считают 25% опрошенных респондентов, и сомнения в достаточном объёме полученных в вузе знаний (12%). Развитие профессиональных знаний и умений, адекватных требованиям работодателя, отчасти решается студентами самостоятельно и осуществляется через разные формы студенческой занятости. Однако занятость студентов характеризуется нерегулярностью, краткосрочностью и, преимущественно не связана с профессиональной деятельностью после окончания вуза. На момент опроса 53% респондентов совмещали работу и учёбу; 16% опрошенных имели постоянную работу; 15%- временную работу; 22% подрабатывали эпизодически, где придётся. Только 25% из числа работающих студентов трудятся по специальности, приобретая, тем самым, опыт профессиональной деятельности.
У половины выпускников в той или иной мере отсутствует полная удовлетворённость результатом профессиональной подготовки в вузе. Лишь для 4 % выпускников качество профессиональной подготовки полностью соответствует требованиям рынка труда. В целом соответствует- 39%; в целом не соответствует- 7%; абсолютно не соответствует- 2%; затруднились ответить- 48%.23
Молодёжь достаточно быстро приобретает свой социальный опыт, который существенно отличается от опыта прошлых поколений, больше соответствует современной ситуации. Это может обеспечить молодёжи высокую конкурентоспособность и социальную устойчивость, прежде всего в области полученной профессиональной подготовки.24
Теперь посмотрим, каким формам профессионально-трудовой деятельности отдают предпочтение молодые россияне. Что для них наиболее ценно – частнопредпринимательская деятельность с ее рисками и свободами, или карьерный и должностной рост в государственной или коммерческой организации. Основное место в иерархии притязаний молодых людей занимает стремление занять определённую должность. Это притязание лидирует не только в связях с обобщёнными притязаниями на общественное положение, но и с притязаниями на богатство. Это значит, что в сознании юношей и девушек должность является главным ключом к богатству. Возможно, это связано с большой неясностью для молодых людей конкретного смысла тех или иных денежных сумм. Поэтому они вынуждены измерять богатство не деньгами, а уровнем должностного статуса на будущей работе.25