Обследование экспрессивной стороны речи у детей раннего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста………………………………………..4
2.Обследование экспрессивной стороны речи………………………...9
Заключение …………………………………………………………….12
Литература ……………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

1.Общие принципы и рекомендации  проведения логопедического обследования  детей раннего возраста………………………………………..4

2.Обследование экспрессивной  стороны речи………………………...9

Заключение …………………………………………………………….12

Литература ……………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно  велики, он легко и непринужденно  усваивает огромное количество новых  слов и понятий, с удовольствием  учится произносить понравившиеся  слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные  возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому  нормированное произношение сложных  звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального  развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам  ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные  трудности.

Еще более затруднено общение  посторонних с детьми, имеющими даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. В  этом случае создается определенный дисбаланс между познавательным и речевым развитием ребенка: стремясь сообщить взрослым какую-то информацию, он может так исказить произношение ряда слов, что общий смысл его  сообщения станет доступен только при  анализе самой ситуации общения. При этом малыш чутко реагирует  на любые замечания в свой адрес, обижается и капризничает, когда  его не понимают.

Ребенок в раннем возрасте еще не способен подчиняться директивным  указаниям взрослого типа «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи  стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Специалистам хорошо известно, что даже при проверке произношения у ребенка среднего и старшего дошкольного возраста не следует ограничиваться только проверкой  звукопроизношения в заданиях, ориентированных  на повторение на слух ряда слов по образцу  взрослого или рассказывание  хорошо знакомого стихотворения. Тем  более это не стоит делать при  первом знакомстве с малышом преддошкольного  и младшего дошкольного возраста!

1.Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста.

В последние годы акцент исследований в детской логопедии  сместился в сторону более  раннего выявления отклонений в  речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Проведение ранней диагностики  позволяет использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи, эффективно корригировать  темп психоречевого развития ребенка, предупреждать возникновение вторичных  нарушений и снизить социальную депривацию безречевого ребенка. Чем  раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет  у родителей и педагогов для  их коррекции.

 Основной задачей ранней  логопедической диагностики является  раннее распознавание, выявление  отклонений речевого развития  с целью последующего их исправления. 

В обследовании детей раннего  возраста очень важно правильно  выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы  избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы. Таким образом, одним из важнейших принципов организации  логопедического обследования детей  раннего возраста является учет закономерностей  становления и развития  детской  речи в норме.

Одно из существенных мест в организации логопедического  обследования детей раннего возраста занимает поиск адекватных методов  и приемов обследования.

Ученые и педагоги-практики рекомендуют использовать следующие  методы обследования:

-  анкетирование (анкета  для родителей (матери), опрос  ники);

-  беседа с родителями;

- наблюдение за поведением  и деятельностью ребенка в  естественных условиях (движение, игра, еда, одевание- раздевание и т.п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

-  изучение медицинской  документации;

- беседа с воспитателем, музыкальным работником, педагогом  по физическому воспитанию;

-  ознакомление с педагогической  характеристикой, если ребенок  посещает ясли или детский  сад;

-  собственно логопедическое  обследование ребенка. Оно включает  в себя:

I. Обследование импрессивной  стороны речи (т.е. сформированности  понимания речи).

II. Обследование экспрессивной  стороны речи, которое направлено  на изучение:

- активного лексикона,

- состояния словообразования,

- грамматического оформления  речи,  объема и типов предложения,

- состояние звукопроизношения, 

- слоговой структуры слова,

- общего звучания речи, состояния голоса.

III. Обследование строения  и функционирования основных  органов артикуляции.

Особенности проведения обследования детей раннего возраста с описанием  схем, речевых карт представлены в  различной методической литературе (О.Е.Громова, Н.В.Серебрякова, Гаркуша  Ю.Ф.и др.).

Следующим важным моментом при проведении логопедического  обследования детей раннего возраста является необходимость установления прочного эмоционального контакта с  ребенком. Как правило, даже при условии  нормального развития речь малыша хорошо понятна только близким родственникам, общение же с чужими людьми часто  вызывает у него серьёзные трудности. Ещё более затруднено детское общение с посторонними взрослыми, если у них имеются даже незначительные проблемы в развитии экспрессивной стороны речи. Все сообщения малыша вне самой ситуации общения оказываются непонятными, ребенок начинает обижаться и капризничать, чутко реагируя на любые замечания в его адрес, т.е. взрослый может легко спровоцировать речевой и поведенческий негативизм у ребенка.

Известно, что ребенок  в раннем возрасте не способен подчиняться  директивным указаниям взрослого  типа «Выполни упражнение», «Произнеси звук», «Назови картинку», «Расскажи  стишок», да и не стоит стремиться к такому «общению» с ним. Так, проводя обследование артикуляционного аппарата нужно помнить, что дети преддошкольного возраста еще не ощущают положения языка, губ, челюсти, поэтому все задания должны проводиться  не по прямой словесной инструкции взрослого, а путем вызывания  образа того или иного артикуляционного движения, позы, путем игротерапии. Ребенку можно предложить  показать вслед за логопедом, как «язычок  отдыхает на нижней губе», «язычок качается на качелях» и т.д.

При проведении исследования произносительной стороны речи не рекомендуется  требовать от ребенка изолированного произнесения звука. Основной акцент в  заданиях можно сделать на назывании  ребенком слов с определенными звуками  в составе слова или предложения. Логопеды-практики часто используют   такой прием, как завершение ребенком  предложения за взрослым, т.к. он легок  и доступен в работе, а также  с удовольствием принимается  маленькими детьми. На использовании  этого методического приема построено  пособие О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной  «Стимульный материал для логопедического  обследования детей 2-4 лет», М., 2005. Оно  предназначено для проведения обследования произносительной стороны речи детей  начиная с раннего возраста и  включает диагностику звукового  строя и слоговой структуры слова. Положительным моментом пособия является то, что оно  содержит задания по обследованию звуков раннего (гласные а, о, у, э, ы, и, согласные п, б, т, д, к, г, х, н, м) и позднего (согласные с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) онтогенеза, которые важны при обследовании ребенка именно раннего возраста и зачастую опускаются в других методических пособиях. Материал по обследованию произношения звуков раннего онтогенеза, представленный красочными предметными и сюжетными картинками, также изложен в пособии И.А.Смирновой «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», СПб., 2004.

Еще одним возможным приемом  логопедического обследования детей  раннего возраста, как считают  авторы вышеуказанного пособия О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, является рассматривание и последующее раскрашивание  изображения, который дает возможность  организовать непринужденное обсуждение и создает положительный эмоциональный  фон в ходе заданий.

Длительность диагностического занятия в ходе проведения логопедического  обследования детей раннего возраста сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения  в ситуации обследования. Оптимальная  длительность одного диагностического занятия  — 10-15 минут. Не рекомендуется  превышать это время, даже если педагогам  кажется, что ребенок очень заинтересовался  выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой  серии картинок. Нужно помнить, что  мы имеем дело с бурно развивающимся  хрупким человеческим индивидуумом, и любая перегрузка нервной системы  ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!

Чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше в столь  короткий имеющийся в  распоряжении педагога промежуток времени, надо его максимально оптимизировать. Так, например, при назывании картинок во время проверки звукопроизношения можно обследовать:

- состояние словарного  запаса ребенка;

- развитие грамматического  строя речи - уточнение построения  предложений, правильного употребления  простых предлогов, согласования  членов предложения в роде, числе  и падеже;

- характер воспроизведения  слоговой структуры слов.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста рекомендуется  проводить в светлое время  суток, желательно спустя некоторое  время после завтрака или полдника. Оно должно проводиться только с  использованием специального дидактического материала, разработанного с учетом его возрастных особенностей развития высших психических функций. Из опыта  работы логопедов- практиков следует, что лучше иметь отдельные  файлы с вложенными в них картинками.

Ключевую роль при достижении успеха при обследовании играют иллюстративность предлагаемого материала (красочность  изображения, крупный размер, отсутствие избыточных деталей) и его доступность. Нужно помнить, что сюжетные картинки гораздо интереснее детям.

Иллюстративный материал, предлагаемый детям раннего возраста, не должен содержать много (5-6) изображений  на одном листе, как, например, это  сделано в широко известном «Альбоме логопеда» О.Б.Иншаковой. Это может  привести к чрезвычайной нагрузке на нервную систему малыша, затруднит  его сосредоточение на задании и  вызовет снижение концентрации внимания. Наиболее адекватно предъявлять  ребенку не более 2-х крупных изображений  на одном листе одновременно.

 

 

 

 

2. Обследование экспрессивной стороны речи

Задание 1. Диалог

Цель: выявить вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Оборудование: игрушки (пирамида, мяч, кукла, машина, барабан, кубики).

Ход выполнения задания. Задавая вопросы ребенку, логопед стимулирует его ответы с помощью доступных ему средств общения.

Перечень  возможных вопросов: Как тебя зовут? Кто тебя привел сюда? Показать тебе игрушки? Какая игрушка тебе понравилась? Любишь играть с игрушками? Поиграй с игрушками. Что ты делаешь? Что можно делать с этими игрушками?

Задание 2. Изучение активного лексикона  детей 

Цель: выяснить объем и качественный состав активного лексикона у детей.

Оборудование: игрушечные животные или бибабо (или изображения животных), часы-игрушка; предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

Ход выполнения задания:

а) Звукоподражания. Логопед задает вопросы ребенку, при необходимости использует при этом игрушечных животных (или изображения животных): Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как' мычит корова? Как кричит коза? Как хрюкает свинья? Как тикают часы?

б) Существительные. Логопед предлагает ребенку назвать предметные  картинки. Лексический материал:  дядя, бабушка, тарелка, ложка, кровать, стол, собака, рыба, мяч, кубики, кофта, свитер, кукла, машина, курица, цветы, яблоко, морковка, шапка, колесо, нос.

в) Глаголы. Логопед, предъявляя сюжетные картинки, предлагает ребенку ответить на вопрос: "Что делает мальчик (девочка, дядя и т.п.). Лексический материал: спит, ест, гуляет, падает, смеется, едет, плавает, летит, рисует, плачет, катает, прыгает, играет, поет, надевает.

г) Прилагательные. Логопед, показывая ребенку предметные картинки или соответствующие ситуации предметы, сравнивая предметы по величине или другому параметру, предлагает ответить на вопросы типа: "Какой по цвету (мяч, шар, кубик и т.п.)? Какая кукла (большая или маленькая)? Какое платье (чистое или грязное)? и др.".  Лексический материал: большой, маленький, чистый, грязный, красный, синий, желтый, зеленый.

Задание 4. Обследование грамматического оформления речи

Цель: выяснить возможности ребенка использовать в речи некоторые грамматические формы.

Оборудование: предметные картинки, игрушки.

Ход выполнения задания: а) Образование формы имени тельного падежа множественного числа существительных.

Логопед предлагает поиграть в игру. Он называет одну картинку, а  ребенок   другую (с изображением нескольких однородных    предметов).   Лексический   материал:    кукла-куклы, стол-столы, пирамида-пирамиды, носок-носки, кубик-кубики.

Информация о работе Обследование экспрессивной стороны речи у детей раннего дошкольного возраста