Обследование экспрессивной стороны речи у детей раннего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов и понятий, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако не стоит идеализировать способности малыша. Его артикуляционные возможности еще несовершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому нормированное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку. Как правило, даже на первой стадии нормального развития детской речи она хорошо понятна только близким родственникам ребенка. Общение же с чужими людьми часто вызывает у него серьезные трудности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста………………………………………..4
2.Обследование экспрессивной стороны речи………………………...9
Заключение …………………………………………………………….12
Литература ……………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 28.29 Кб (Скачать файл)

б) образование формы винительного падежа существительных (значение объекта) - логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку (в сумку) и сказать, что  купили в магазине. Лексический материал: (купили) машину, куклу, капусту, морковку, шапку;

в) усвоение некоторых глагольных форм (глаголы второго лица повелительного наклонения; глаголы третьего лица единственного числа) - логопед знакомит ребенка с куклой (другой игрушкой) и предлагает ему дать кукле "поручения" (попросить ее): "Иди" (к мишке), "принеси" (мячик) и т.п. Лексический  материал: иди, ищи, принеси, возьми, убери.

Примечание: использование  форм глаголов третьего лица единственного  числа проверяется в задании 2.

Задание 5. Состояние словообразования

Цель: определить возможности ребенка в образовании слов с уменьшительным значением.

Оборудование: предметы или предметные картинки.

Ход  выполнения  задания.   Логопед   называет  большой предмет и предлагает ребенку назвать маленький. При необходимости дается образец. Лексический материал:  мяч -мячик, флаг   флажок, шапка   шапочка, машина   машинка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Логопедическое обследование должно быть динамическим, целостным  и комплексным. Диагностика речи направлена на анализ ее нарушений, ведь для каждого нарушения характерны свои симптомы. У детей раннего  возраста чаще всего встречаются  следующие нарушения речи: стертая  дизартрия, дислалия, открытая ринолалия. Диагноз устанавливается с учетом некоторых факторов: возраст ребенка, сопутствующие хронические заболевания, родовые травмы, социальное положение  семьи, психологическая обстановка в семье, сколько в семье детей.

Особенно тщательно обследуется  анатомическое строение артикуляторного  аппарата. Для получения данных об анатомическом строении органов  артикуляции специалист должен осмотреть  ротовую полость. Чтобы установить подвижность артикуляционного аппарата, логопед попросит ребенка выполнить  основные движения губами, языком, мягким небом, а сам будет отмечать быстроту и свободу движений. Также врач обратит внимание на равномерность  и плавность движения левой и  правой стороны каждого из органов, а также насколько легко одно движение переходит в другое.

Во время обследования немаловажным фактором является беседа с родителями, которая поможет  выяснить конкретные жалобы касательно речевого нарушения. Стоит учесть и  тот фактор, как ребенок реагирует  на затруднения в речи.

Во время обследования проверяется каждый звук, плавность  и темп речи, словарный запас. Для  того чтобы проверить звукопроизношение, ребенку будут показывать картинки с изображением различных предметов. Картинки подбираются логопедом  так, чтобы проверяемый звук находился  в начале, в середине и в конце  слова.

В конце обследования родители получают заключение логопеда, в котором  определен диагноз. И если нарушение  действительно есть, то его придется исправлять, прибегнув к специальным  занятиям.

Во время обследования логопед также установит состояние  интеллектуально развития ребенка. Ведь при анализе нарушения речи логопедом состояние интеллекта является основным фактором. Важно  выявить основную причину нарушения: это может быть умственная отсталость, задерживающая и искажающая речевое  развитие, а может быть тяжелое  речевое нарушение, задерживающее  у ребенка общее развитие. Чтобы  установить, что стоит за нарушением речи, проводятся специальные приемы.

Логопед в самом процессе обследования может выбрать подходящую тактику игры, которая позволит максимально  точно диагностировать речевые  нарушения. Ведь, как известно, играть любят все дети, поэтому ребенок  не будет чувствовать дискомфорта, а для логопеда игровая форма  проведения обследования будет весьма информативной.

Логопед может воспользоваться  еще одним методическим приемом  диагностирования, который заключается  в активном наблюдении за ребенком, когда последний выполняет поставленные перед ним игровые и учебные  задачи. В этом случае логопед предлагает ребенку картинку или игрушку  и говорит, что с предметом  нужно сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Громова О.Е., Соломатина  Г.Н. Логопедическое обследование  детей 2-4 лет: Методическое пособие.  – М.: ТЦ Сфера, 2005.

2.  Громова О.Е., Соломатина  Г.Н. Стимульный материал для  логопедического обследования детей  2-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Диагностика нарушений  речи у детей и организация  логопедической работы в условиях  дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. –  СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.

4. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушением речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: РОН, 2001.

5. Методы обследования  речи детей/ Под ред.Г.В.Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2003

6. Смирнова И.А. Логопедический  альбом для обследования лиц  с выраженными нарушениями произношения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

7. Репина З.А., Доросинская  А.В. Опосредованная артикуляционная  гимнастика для детей преддошкольного  возраста: Учебное пособие / Урал.гос.пед.ун-т,  НПРЦ «Бонум», Екатеринбург, 1999.

 


Информация о работе Обследование экспрессивной стороны речи у детей раннего дошкольного возраста