Обследование состояния общей моторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб





2. Исследование произвольного торможения движений



3. Исследование статической координации движений

Файлы: 1 файл

обследование детей с дизартрией.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)


40

 

                       Обследование состояния общей моторики.

 

              Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

 

1.  Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб

 

 

2. Исследование произвольного торможения движений

 

3.  Исследование статической координации движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Исследование динамической координации движений

 

 

 

 

 

 

 

5.Исследование пространственной организации (по подражанию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Исследование темпа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  Исследование ритмического чувства

 

a)       Логопед показывает 4 движения  для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

b)      повторить за педагогом движения за исключением одного заранее обусловленного «запретного» движения

 

Маршировать и остановиться внезапно по сигналу

 

 

a)     Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги;

b)     Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд.

 

 

a)       Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между шагами;

 

b)      Выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

 

 

a)       Повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет от правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;

b)       То же выполнить слева;

c)       По словесной инструкции проделать эти же задания

 

 

a)       В течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить;

b)       Письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд в первоначальном темпе.

 

a)      Простучать за педагогом карандашом (ІІІ ІІ, ІІ ІІІ, ІІ, ІІІ І ІІІ ІІ, І ІІІ ІІ ІІІ);

b)      Музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить услышанное.

 

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

 

 

Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

 

Отметить: свободно удерживает; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу

 

 

 

 

 

 

 

Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню.

 

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

 

 

 

 

 

 

 

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный

 

 

 

 

 

 

Отметить ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.

Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Содержание задания

Характер выполнения

Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции

1. Выполнить под счет:

a)      Пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз);

b)      Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз);

c)       Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз);

d)      Попеременно соединить все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно.

 

2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)

 

3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз).

 

4. Те же задания выполнить по словесной инструкции

Отмечается плавное, точное, и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнение движения (не под счет логопеда); нарушение переключения с одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.

 

ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук.

 

 

 

 

Обследование артикуляционного аппарата.

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.

І. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения;  характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, внечелюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)

- Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма).

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма).

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма).

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону.

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма).

 

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

 

 

 

 

ІІ. Обследование моторики артикуляционного аппарата.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата.

              Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

 

Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения

1.   Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу.

 

а.  Сомкнуть губы;

б.  Округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу;

в.  Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;

г.  Сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);

д.  Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;

е.  Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;

ж.  Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;

з.  Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю;

и.  Многократное произношение губных звуков б-б-б, п-п-п.

 

 

 

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливация, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается.

І

ІІ

ІІІ

2.       Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции.

 

 

 

3.  Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции.

а.                                                                                      Широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть;

б.                                                                                      Сделать движение нижней челюстью вправо;

в.                                                                                      Сделать движение влево;

г.                                                                                      Сделать движение нижней челюстью вперед.

а.                                                                                      Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;

б.                                                                                      Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5;

в.                                                                                      Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;

г.                                                                                      Высунуть язык «лопатой», «жалом»;

д.                                                                                      Оттопырить правую, а затем левую щеку языком;

е.                                                                                      Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;

ж.     Закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;

з.                                                                                                  Движения языком вперед-назад.

Отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается.

 

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах проявляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается.

4. Исследование двигательных функций мягко неба.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

5.  Исследование продолжительности и силы выдоха.

а.                 Широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент мягкое небо поднимается);

б.                 Провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс);

в.                 При высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи;

 

а.                  Сыграть на любом духовом инструменте – игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т.д.);

б.                  Поддувать пушинки, листок бумаги и т.д.

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается.

 

 

 

Отметить: продолжительность и силу выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

 

 

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движения выполняются в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.         

 

 

 

 

 

 

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.

 

Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ     

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот;

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик  языка к верхним зубам и положить на нижнюю губу;

3. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», завести эту «чашечку» в рот;

4. Широко раскрыть  рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку;

5. Широко раскрыть  рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его;

6. Повторить звуковой и слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА.

   Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного  движения другим, поиск  артикуляции, «застревание» на одном движении, инертность движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую и с одного звукового ряда на другой.    

 

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный, замена движений есть, отсутствует; последовательность перехода от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность.

Обследование мимической мускулатуры. 

 

              Прием

Содержание задания

Характер выполнения

І

ІІ

ІІІ

1.Исследование объема и качества

движения  мышц лба.

 

 

 

 

2.Исследование объема и качества

движения мышц  глаз.

 

 

 

 

3. Исследование объема и качества

движения мышц  щек.

 

 

 

4.Исследование возможности

произвольного  формирования

определенных мимических поз.

 

 

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции.

 

 

а.  Нахмурить брови;

б.  Поднять брови;

в.  Наморщить рот.

 

 

 

а.  Легко сомкнуть веки;

б.  Плотно сомкнуть веки;

в.  Закрыть правый глаз, затем левый;

г.  Подмигнуть.

 

а.  Надуть левую щеку;

б.  Надуть правую щеку;

в.  Надуть обе щеки одновременно выразить мимикой лица:

-      удивление;

-      радость;

-      испуг;

-      грусть;

-      сердитое лицо.

а.  Свист

б.  Поцелуй

в.  Улыбка

г.  Оскал

д.  Плевок

е.  Цоканье

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.); движение не удается.

 

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения.

 

 

 

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека.

 

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движения не удается; мимическая картина нечеткая.

 

 

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается.

Информация о работе Обследование состояния общей моторики