Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:39, реферат
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
2. Исследование произвольного торможения движений
3. Исследование статической координации движений
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся вначале по показу, а затем по словесной инструкции.
ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение
черепно-мозговых нервов.
Обследование фонетической стороны речи.
Исследование произношения звуков.
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей – олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука в речи часто является неодинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепление звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится неправильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляторного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.
Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки, в названии которых должны быть такие слова, где исследуемый звук стоит в начале, середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков:
гласные: А, О, Э, И, Ы;
свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч;
сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;
глухие и звонкие парные: П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В в твердом и мягком звучании (п'-б', т'-д', к'-г', ф'-в').
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как используется он в в самостоятельной связной речи.
На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения: отсутствие звуков (рама - ама); искажение звуков (с - межзубный); замена звуков (ж – заменяется межзубным с; ч – заменяется ть); смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы - тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования произношения.
Протокол обследования произношения.
Исследуемый звук | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель (на картинку) | Речевая реакция на акустический раздражитель (по сюжетной картинке) | Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке) | Произношение звука | Характер нарушения произношения | Примечание | ||||
изолированно | В слогах | Отсутствие звука | Искажение звука | Замена звука | Смешение звука | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Гласные [Ы]
[А]
[У]
[И]
Согласные [С] [С']
[З]
[З']
[Ц]
[Ш]
[Ж]
[Ч]
[Щ]
[Л]
[Р]
[Р']
[Б]
[Б'] [П]
[П']
[Д]
[Г]
[Г'] [К]
[К'] [Х]
[Х'] [М]
[М'] [Н] [Н']
[В]
[В'] [Ф]
[Т]
[Т']
Йотация
[ай] [ей] ья, ье |
Дым, мышь, грибы
Аист, мак, игла
Утка, муха, кенгуру
Ива, слива, петухи
Колесо Сосна Нос Сирень, письмо, гусь Замок, коза, звезда Земляника, газета Цветок, курица, огурец Шапка, кошка, мышь Жук, лыжи, лыжник Чулок, очки, ключ Щетка, ящик, плащ Лодка, пила, стол, бутылка Лента, туфли, будильник
Рука, корова, топор, трамвай Редиска, веревка, дверь Бабочка, зубы, арбуз Белка Панама, сноп, платок Петух, цепь, ступеньки Дом, дедушка, карандаш Голова, нога, глаза Гитара Кукла, рука, молоток Кепка, тапки Халат, муха, хлеб, петух Орехи Мухомор, лапша, дом Мяч Нож, лимон Нитки, коньки, пень Ворона, корова, гвозди Свинья, венок Фартук, шкаф, кофта Туфли, кот, котлеты Телевизор, утюг
Ящик, юбка, яблоко, юла, ёжик, ёлка Трамвай Лейка свинья ружье, платье |
Колешо Сошна Нос
|
Колесо Сосна нос |
Соня сидит у сошны |
|
са, ас аса шта |
|
|
|
|
[с] смешивается с [ш] |
ВЫВОДЫ: произношение звуков нормальное: антропофонический дефект (искажение), фонологический дефект (отсутствие звука, замена, смешение произношения), мономорфное, полиморфное нарушение.
Состояние просодии.
1. Голос (тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный).
2. Темп (очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный).
3. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная).
4. Дыхание (нормальное, прерывистое верхнее, шумное; слабый укороченный выдох).
ВЫВОДЫ: просодическая сторона речи нарушена; сформирована с отклонениями; отклонений не имеет.
Обследование слоговой структуры.
У детей-олигофренов с детским церебральным параличом неправильное произношение слов не ограничивается недостатками звуков. Часто встречается и нарушение слоговой структуры слова, поэтому обследуется умение произносить ребенком слова различной слоговой сложности. Предлагаются ребенку для называния предметные картинки; затем называются логопедом слова для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравниваются, отмечается, что легче выполнить ребенку. Особо отмечаются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава. Важно отметить, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных звуков или неусвоенных, какие слоговые структуры у ребенка сформированы, а какие – нет. Составляется протокол обследования.
Протокол обследования слоговой структуры слова.
Вид слоговой структуры слова | Оптический раздражитель (картинка) | Речевая реакция на оптический раздражитель | Речевая реакция на акустический раздражитель | примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Односложные слова с закрытым слогом Двусложные слова из двух прямых открытых слогов Двусложные слова с одним закрытым слогом Двусложные слова со стечением согласных в середине слова Односложные слова со стечением согласных в начале слова Односложные слова со стечением согласных в конце слова Двусложные слова со стечением согласных в начале слова Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова Двусложные слова со стечением согласных в конце слова Трехсложные слова из трех открытых слогов Трехсложные слова с последним закрытым слогом Трехсложные слова со стечением согласных
Четырехсложные слова с открытыми слогами Многосложные слова из сходных звуков |
Мак, дом, сыр
Рука, роза, лапа
Сахар, диван, забор
Кукла, марка, утка, арбуз, карман Стол, стул, шкаф
Волк, тигр
Трава, брови, книга
Клумба, клубника, гнездо
Панама, канава, малина Кошелек, пулемет, телефон Конфеты, памятник, винтовка, термометр, тракторист Паутина, черепаха
Клубок, колобок, корзина, картина |
|
|
|
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова предлагаются для повторения следующие предложения: Петя пьет горькое лекарство. На перекрестке стоит милиционер. Космонавт управляет космическим кораблем. и др.
ВЫВОДЫ: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращение слогов – молоток – «моток»; упрощение слогов, опускание звуков – стул – «туль»; уподобление слогов – табуретка – «татуетка»;добавление звуков, слогов – комната – «комонамата», стол – «сытол»; перестановка слогов и звуков – дерево - деверо).
Практические наблюдения показывают, что перестановка слогов является дифференциальным признаком сенсорных нарушений.
Обследование фонематического слуха.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Опознание фонем: а. Подними руку, если услышишь гласный звук [о] среди других гласных б. Хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук [к] среди других согласных
2. различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: а. Звонких и глухих б. Шипящих и свистящих в. Соноров
3. повторить за логопедом слоговой ряд: а. Со звонкими и глухими звуками
б. С шипящими и свистящими
в. С сонорами
4. Выделение исследуемого звука среди слогов: Подними руку, если услышишь слог со звуком [с]
5. Выделение исследуемого звука среди слов: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [ж].
6. Придумай слово со звуком [з].
7. Определи, есть ли звук [ш] в названии картинок
8. Назови эти картинки и скажи, чем отличаются названия
9. Определи место звука [ч] в словах (в начале, середине, конце)
10. Разложи картинки в два ряда: в первый – картинки со звуком [с], а во второй со звуком [ш]. |
А, У, Ы, О, У, А, О, Ы, И
П, Н, М, К, Т, Р
Б-П, Д-Т, К-Г, Ж-Ш, З-С, В-Ф З, С, Щ, Ш, Ж, Ч Р, Л, М, Н
ДА-ТА, ТА-ДА-ТА, ДА-ТА-ДА, БА-ПА, ПА-БА-ПА, БА-ПА-БА, ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА
СА-ША-СА, ШО-СУ-СА;СА-ША-ШУ, СА-ЗА-ПА; ША-ША-ЧА, ЗА-ЖА-ЗА; ЖА-ЗА-ЖА. РА-ЛА-ЛА, ЛА-РА-ЛА
ЛА, КА, ША, СО, НЫ, МА, СУ, ЖУ, СЫ, ГА, СИ
ЛУЖА, РУКА, ДОРОГА, ЖИВОТ, МОЛОТОК, ЖУК, КРОВАТЬ, НОЖНИЦЫ
КОЛЕСО, ЯЩИК, СУМКА, ЛЫЖИ, ШАПКА, МАШИНА, ЧАЙНИК, ЦАПЛЯ, ЗВЕЗДА БОЧКА-ПОЧКА, КОЗА-КОСА, ДОМ-ДЫМ
ЧАЙНИК, РУЧКА, МЯЧ
СОМ, ШАПКА, МАШИНА, КОСА, АВТОБУС, КОШКА, ПЫЛЕСОС, КАРАНДАШ. |
|
|
ВЫВОДЫ: фонематический слух в норме, недоразвит.
Обследование звукового анализа слова.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Определить количество звуков в словах
2. Выделить последовательно каждый звук в словах
3. Назвать первый ударный гласный звук
4. Определить последний согласный звук в словах 5. Выделить согласный звук из начала слов
6. Назвать ударный гласный звук в конце слова
7. Определить третий звук в слове и придумать слова, где бы этот звук стоял в начале, в середине и в конце
8. Придумать слова, состоящие из 3-4-5 звуков 9. Назвать слова с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами, с четырьмя слогами
10. Определить количество гласных и согласных в названных словах
11. Назвать второй, третий, пятый звук в этих словах
12. Сравнить слова по звуковому составу. Отобрать картинки, названия которых отличаются по одному лишь звуку
13. Сказать, в чем отличие этих слов
14. Переставить, заменить, добавить звуки или слоги, чтобы получилось новое слово
15. Закончить слова
16.Объяснить смысл предложений | УС, ДОМ, РОЗА, БАРАН, РОМАШКА МАК, ЗОНТ, КРЫША, ТАНКИСТ, САМОЛЕТ
ОЛЯ, ЮРА, АНЯ, УШИ, ОСЫ, ЯША УС, КОТ, СЫР, СТАКАН, ЩЕНОК, СТОЛ СОК, ШУБА, МАГАЗИН, ЩУКА, ЧАЙ ВЕДРО, ГРИБЫ, РУКА, ЧУЛКИ
СОСНА
МАК, БАК, БЫК, РАК, ДОМ, СТУЛ, ЛУК, СУК, МАШИНА, КОРЗИНА
ОЛЯ-КОЛЯ, КРЫША-КРЫСА
СУК(СОК), СТОЛ (СТУЛ), МАРКИ (РАМКИ), ЛОЖЕ (ЖАЛО), СОСНА (НАСОС)
БАРАН-, ПЕТУ-, САМО-
На грядке лук. За рекой зеленый луг. |
|
|