Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 18:39, реферат
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
2. Исследование произвольного торможения движений
3. Исследование статической координации движений
ВЫВОДЫ: навыки звукового анализа соответствуют возрасту, сформированы недостаточно.
Обследование понимания речи.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обследование понимания номинативной стороны речи 1. Показать называемые предметы
2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы?» 3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать ворону среди двух картинок. 4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед 5. Понимание слов, обозначающих признаки: а. Логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор). б. Игра «Пирамидка». Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т.д. в. Покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный. 6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом.
Обследование понимания предложений. 1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности.
2. Понимание инверсионных конструкций типа: а. Ребенок должен определить, что сделано раньше б. Прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?» 3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящие по смыслу
4. Исправить предложение
5. Понимание сравнительных конструкций: - Какое из двух предложений правильное?
6. Выбрать правильное предложение
7. Закончить предложение
Обследование понимания грамматических форм. 1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла.
2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку). 3. Понимание падежных окончаний существительных. Предлагают показать: линейку – ручкой, карандашом – ручку и карандаш – линейкой.
4. Понимание форм единственного и множественного числа существительного. Ребенок должен показать, на какой картине нарисован шар (шары).
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картине говорят: зеленый – (что?), зеленые -?
6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное …», «На картинке красный …», «На картинке красная …».
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов «Я буду говорить о картинке, а ты должен показать её» («На скамейке сидят …», («На скамейке сидит …»). 8. Понимание формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинокого (Валя, Женя, Шура) - Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал». 9. Понимание префиксальных изменение глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена.
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида. Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял, льет - разлил).
11. Понимание глагольных отношений. - Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)
|
Называются окружающие ребенка предметы Ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок Подбирают соответствующие картинки (например, ворона и ворота)
Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т.д.
Подбирают соответствующие картинки
Картинки с изображением соответствующих предметов
Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате». «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул».
Карточка с предложением:
«Я умылся после того, как сделал зарядку»; Петю встретил Миша.
Карточка с предложением: «Утром к дому прилетала (стая, стайка, стадо) воробьев» Карточка с предложением: «Коза принесла корм девочке». Карточки с предложениями: «Слон больше мухи». «Муха больше слона»
Карточка с предложением: «Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце» Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетали в теплые края, потому что …»
Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл
Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки
Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш.
Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки).
Предъявляются сюжетные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков. Подбираются предметные картинки (яблоко, шар, морковка)
Предъявляются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами.
Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой.
Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия.
Выдают пару картинок, где изображены действия, совершенные и совершаемые (моет – вымыл, стирает - выстирала).
Предъявляются две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого же действия. |
|
|
ВЫВОДЫ: импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно.
Обследование активного словаря.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Обследование слов, обозначающих предметы. а. Предлагается назвать предметы, изображенные на предъявляемых картинках.
б. Самостоятельное дополнение ребенком данного тематического ряда.
в. Название предмета по его описанию. Ребенку предлагается вопрос, характеризующий предмет: «Как называется помещение, где читают, выдают и получают книги?» Кто косой, слабый, трусливый? (по признакам) Что светит, сияет, греет? (по действию). г. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.
д. Нахождение обобщающих названий: доскажи: стол – мебель, а чашка – (что?), сапоги – обувь, а шуба – (что?), земляника – ягода, а боровик – (что?), комар – насекомое, а щука – (кто?)
е. Называние обобщенных слов по группе однородных предметов.
2. Название признаков предмета: а. Морковь – сладкая, а редька – (какая?), ручей узенький, а река (какая?), трава низкая, а дерево (какое?) и т.д. б. Подобрать картинки к предметам: елка (какая?) (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо (какое?), туча - ?, письмо - ?, часы - ?, лимон - ?, стекло - ?, ножницы - ?
3. Названия действий людей и животных а. Повар что делает? А что делает художник, учитель, почтальон, сапожник?
б. Кто как передвигается (ласточка летает, а лягушка?, кузнечик?, щука, змея, воробей, еж?) в. Кто как кричит? Петух кукарекает, а ворона - ?, воробей - ?, голубь - ?, сорока - ?
г. Назвать обиходные действия (например, входит, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит)
4. Назвать времена года, их последовательность, признаки. Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?
5. Подобрать слова с противоположным значением (например, эта рука правая, а это - левая)
6. Подобрать синонимы (например, сверкать - блестеть) к словам.
7. Подобрать однокоренные слова к словам: | Предъявляются специально подобранные картинки с изображением предметов основных обобщающих групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.) Называются слова: тетрадь, ручки, учебник … (карандаш, дневник).
Предъявляются специально подобранные картинки (см. а).
Можно использовать картинки.
Подбираются сюжетные картинки.
Предлагают соответствующие картинки.
Готовят предметные картинки.
Сюжетные картинки с изображением определенного действия.
Специально подобранные картинки.
К словам: большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший.
Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный. Бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить. |
|
|
ВЫВОДЫ: активный словарный запас соответствует возрасту, ограничен.
Обследование грамматического строя.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов, сложными предложениями (почему, зачем? и т.д.). 2. Составление предложений по опорным словам.
3. . Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке.
4. Подстановка недостающего предлога в предложении. Предлагается вставить пропущенное слово.
5. Пересказ текста после прослушивания: а. Пересказ знакомого текста. б. Пересказ незнакомого текста.
6. Рассказ из собственного опыта. Предлагается рассказать о любимой игрушке, книге, о животном, о празднике…
7. Словоизменение. а. Употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? На кого смотрят дети? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? Зачем дети идут в лес?» б. Образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев). Чего много в саду? Чего много в этой комнате?»
в. Преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки)
г. Употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы. Где лежит карандаш? (в коробке). А теперь? (вынуть из коробки, положить на стол). Откуда я взял карандаш? (из коробки). Откуда упал карандаш? (со стола). Где лежит карандаш? (за коробкой). Откуда ты достал карандаш? (из-за коробки, из-под коробки) д. Согласование прилагательных и числительных с существительными. Предлагается производить пересчет предметов каждый раз называя числительное, прилагательное и существительное (две красные палочки, пять синих карандашей).
8. Словообразование. а. Образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть предложено так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие». б. Образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф). Значит он какой?». в. Образовать сложные слова (из двух слов образовать одно). | Сюжетная картинка и серия картинок.
Карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая.
Карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша.
Карточка с записью предложения, в котором пропущен предлог: «Лампа висит … столом»
Тексты сказок, рассказов Толстого, Ушинского.
Подбираются сюжетные картинки.
Картинки с изображением предметов.
Предлагаются следующие существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод.
Подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительного падежа (огурцы, карандаши, палочки, морковки, яблоки).
Берутся слова: ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево.
Существительные: снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух.
Камень дробить (камнедробилка), сено косить (сенокосилка) |
|
|
ВЫВОДЫ: имеются нарушения согласования и управления (аграмматизм).
Обследование чтения.
Содержание задания | Используемый речевой и наглядный материал | Ответы ребенка | Примечания (указать характер выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Обследование усвоения букв. 1. Назови указанную букву.
2. Найди буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам).
3. Назвать буквы, написанные разным шрифтом.
4. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением.
5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами.
6. Найти среди сходных по начертанию букв нужную.
Обследование чтения слогов. 1. Прочитать прямые слоги.
2. Прочитать обратные слоги. 3. Прочитать слоги со стечением согласных.
4. Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными.
Обследование чтения слов. 1. Предлагается чтение слов различной звукослоговой структуры (знакомых и малоупотребительных в речи).
2. После прочтения каждого слова логопед задает вопросы для проверки понимания прочитанного: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?» и др.
3. При обследовании понимания слов предлагаются и такие задания: а. Прочитать слово, найти его изображение на картине и положить соответствующую надпись. б. Прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку. в. Предлагаются для чтения слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам. г. Чтение слов с пропущенными буквами.
Обследование чтения предложений. Для обследования чтения предложений и их осмысления предлагаются задания: а. Прочти предложение и выполни соответствующее действие.
б. Прочти напечатанное на карточке предложение, найди соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции) После прочтения предложений задаются вопросы по содержанию. |
Буквы разрезной азбуки
П, Б, С, З, Ш, Ж, Р, Л, Ц, К, Г
А ą α A
ЛА, ЛМ, АЛ, ЛД, ГБ, НР, ВЗ, ВЫ, ГТ, ГЕ, КЖ, ГП, ПИ, ШШ, ШЦ.
СА, ШУ, ХА, НУ, ОС, РЫ, ДА
УМ, АХ, АС, ОР, ЫН, УС, АТ, ОМ. СТА, КРО, ТРУ, ГЛО, ЦВИ.
ТА-ТЫ, КА-КЯ, ЗУ-ЗО, ЛО-ЛЕ, СА-СЯ, ДУ-ДЮ.
Рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички. Бровь, журавль, строчка, кастрюля, мотоциклист, здравница, белка, балка, баран, банки.
Картинки с изображением предметов, животных и т.д.; отдельные карточки с надписями к этим картинкам.
Отдельные карточки с надписями к этим картинкам.
Зуб – суп, жук – сук, папа – баба, коза – коса, уточка – удочка, шкаф – шарф, стол – ствол.
Руч…а, …апочки, к…ыш…а.
Карточки с заданием: «Подойди к стене», «Покажи глаз», «Возьми ручку», «Встань со стула».
«Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал её к конуре», «Оля старше Кати».
|
|
|
Обследование чтения текста.
При обследовании чтения текста используются рассказы Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и другие, соответствующие знаниям ребенка, доступные ему по объему и содержанию, отвечающие программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый.
Обследование понимания текста проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном.
ВЫВОДЫ: неусвоение букв, побуквенное чтение, послоговое чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение понимания читаемого.
Обследование письма.
Прием | Используемый речевой и картинный материал | Письменная работа ребенка | Примечания (характеристика выполнения) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Письмо по слуху: 1. Букв а. Записать под диктовку строчные буквы (в случае забывания обозначить букву точкой). б. Записать прописные буквы.
в. Диктант из букв, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
2. Слогов. а. Диктуются прямые слоги
б. Обратные слоги
в. Закрытые
г. Слоги со стечением согласных.
д. Слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий, то в твердый слог. е. Оппозиционные слоги.
3. Диктант слов различной структуры.
4. Запись предложения после однократного прослушивания.
5. Диктант из текста должен отвечать программным требованиям и включать в себя слова, содержащие звуки, близкие по способу и месту образования и акустическим признакам.
Списывание. 1. Списать слова с рукописного текста.
2. Списать слова с печатного текста.
3. Списать предложения с рукописного текста. 4. Списать предложения с печатного текста. 5. Списать текст.
Самостоятельное письмо. 1. Написать самостоятельно прописные гласные буквы, строчные согласные. 2. Записать разные слоги (закрытый, открытый, прямой, обратный). 3. Написать односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные слова.
4. Подписать предметные рисунки (слова).
5. Придумать предложение и записать.
6. Дать подписи к сюжетным картинкам (предложения).
7. Составить предложение из данных слов и записать.
8. Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок (для учащихся 2-4 кл.).
9. Составить и записать рассказ на определенную тему. |
И, и, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, е, ы, в, ж, ъ, х.
Г, з, д, г, ы, к, ч, у, е, т, ц, п, л, в, м, ф, е, ж, щ. С, ш, ч, х, э, ц, л, р.
На, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля.
Ан, от, ас, яр, ац.
Рак, сом, сон, нам, там, дам, ком.
Ста, дро, тру, мло, кру, мто.
Ма - мя, лу – лю, та – тя, Ра – ря, са – ся, зу – зю, ка – кю, до – де.
Са – за, па – ба, та – да, ку – гу, ша – жа, во – фо.
Куст, щука, грач, утки, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть. На лужайках зеленая трава.
1 кл. У Зины щетка. Зина чистит туфли. Мама хвалит дочку. 2 кл. Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый, у доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях. 3 кл. Вот и весна, лужи высохли. Юра и Женя Чулковы в саду. Тут и собака Жучка. Она лает на птиц. Ребята сажают яблони. День большой. Можно долго работать. 4 кл. Ёжик. Пришли дети в лес. В лесу тишина. Только легкий ветерок шелестит листьями деревьев. Дети сели отдыхать у ручья. Мальчики искали сучья для костра. В кустах они нашли ежика. Он зарылся в сухие листья. Ребята положили ежика в шапку и унесли домой.
Ключ, круги, убрал, аист, глазок, улица, чищу, крыльцо, молоток. Бант, насмешка, уснет, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь. Наши бойцы защищали город на Волге.
Вот замелькали в воздухе белые пушистые снежинки. В Москве. Москва – центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.
Груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор.
Сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой.
Под, лежит, зайка, кустом, дождя, после, лужи.
|
|
|