Обучение чтению на начальном этапе Библиография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавател

Содержание работы

Введение
1. Обучение чтению на уроке английского языка
2. Чтение как вид речевой деятельности
3. Методика обучения чтению
4. Роль фабульных текстов при обучении чтению
5. Практические рекомендации по использованию фабульных текстов
5.1 Типы упражнений на овладение навыками чтения
5.2 Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе
Заключение
Список использованных источников
Введение

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

Метод Зайцева

Николай Зайцев определил  склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и  гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который  они издают. Это помогает детям  почувствовать разницу между  гласными и согласными, звонкими и  мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

Методика относится к  фонетическим методам, ведь склад - это  или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает  не только склады, но буквы "поодиночке".

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

Метод Мура

Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

4. Роль фабульных  текстов при обучении чтению

По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные.

Фабула - это лежащий в основе текста материал, сюжет - то, что из этого материала и как отражено в тексте.

В непрерывно-фабульных текстах  развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимально обеспечено фоновыми сведениями.

В прерывно-фабульных текстах  развитие сюжета перемежается с фоновыми сведениями и авторскими отступлениями.

Исследователи выделяют три плана прерывно-фабульного текста:

- фоновый - включает предысторию события, различные сведения справочного характера, пояснения;

- сюжетный - передает развитие событий,

- авторский - предлагает авторские оценки, ассоциации, отступления.

При создании текста перевода переводчику приходится принимать  решение о выборе функционально-смыслового типа текста: описания, повествования, рассуждения. Описание отвечает на вопрос: какой?, повествование - на вопрос: что сделал?, рассуждение - на вопрос: почему?

Фабульный текст позволяет  применить следующий прием контроля: описать наружность того или иного  действующего лица, место, где происходит действие, сказать несколько фраз о людях, которые фигурируют в  рассказе, и т. д. Этот прием имеет  целью уяснить, насколько учащиеся поняли факты, изложенные в тексте.

Если текст фабульный  и не очень длинный (20- 25 строк), то учащиеся могут передать основное его  содержание на иностранном языке. В  этом случае, однако, есть опасность, что  более слабые учащиеся не справятся  с пересказом текста, но не потому, что  плохо его поняли, а из-за того, что у них недостаточно развиты  навыки экспрессивной устной речи. Поэтому данный прием следует  применять осторожно.

Основное требование к  текстам - тексты должны быть информативны, по возможности занимательны, доступны, отражать адекватную картину мира. Они должны соответствовать возрастным особенностям; должны задавать содержательный план речи и обеспечивать реализацию практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения. На их основе осуществляется аналитико-синтетическая  фаза деятельности чтения.

5. Практические  рекомендации по использованию  фабульных текстов

5.1 Типы упражнений  на овладение навыками чтения

Предтекстовый этап

Упражнения в  работе с заглавием текста.

1. Прочтите заглавие и  скажите, о чем (о ком), по  вашему мнению, будет идти речь  в тексте.

2. Прочтите заглавие и  скажите, в чем, по вашему  мнению, состоит основное содержание  текста.

3. Переведите заглавие  и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что  …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

4. Переведите заглавие  со словарем и скажите, какая  приставка придает словам отрицательное  значение.

5. Прочтите заглавия текстов.  Предположите, о каких конкретных  фактах может идти речь в  текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по  вашему мнению, цель ставил перед  собой автор, включая в заглавие  слова, которые не повторяются  в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым  можно объединить три названных  факта.

8. Прочтите заглавие следующего  текста и подумайте, с чем  оно ассоциируется в вашем  представлении. Если заглавие  вас интересует, читайте текст  дальше.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед  чтением любого текста.

1. Внимательно прочитайте  заглавие и выделите в нем  ключевое слово (чаще всего  оно выражено существительным).

2. Просмотрите текст и  обратите внимание на то, как  часто встречается выделенное  вами доминирующее слово заглавия  в тексте.

3. Найдите слова-заместители  для доминирующего слова и  всего заглавия в тексте.

4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова  из текста.

5. Найдите в тексте  предложения с варьирующимся  повтором доминирующего слова  в заголовке.

6. Скажите, являются ли  выделенные вами ключевые слова  и их заместители самыми информативными  элементами в тексте.

7. Повторно прочтите заглавие  и скажите, о чем будет идти  речь в данном тексте.

Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей

Овладение структурой газет и распознавание жанров газетных материалов

1. Найдите в данном  номере газеты основное информационное  сообщение. Скажите, какое событие  описывается в нем. Найдите  в газете другие материалы  по данному вопросу.

2. Найдите второе по  важности информационное сообщение  номера; скажите, о каком событии  рассказывается в нем и какие  еще материала газеты посвящены  этому событию

3. найдите в газете  некомментированные информационные статьи (информационные статьи с элементами комментария, комментированные информационные статьи); скажите, каким вопросам они посвящены.

4. Найдите в газете  редакционные статьи (статьи специалистов, постоянных обозревателей газеты); скажите, каким вопросам они  посвящены.

5. Найдите интересные  для вас материалы, которые  газета публикует под рубриками  …..

6. Просмотрите страницу  газеты, журнала, набор текстов  и отберите тексты на тему  ….

7. Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или  иностранном языке содержание  наиболее интересного текста  по теме.

8. Сделайте выборку статей  по указанному вопросу из нескольких  газет.

Овладение структурно-композиционными  особенностями научных (научно-популярных) текстов.

1. Просмотрите текст. Определите  его характер (описание, рассуждение,  повествование).

2. Просмотрите текст и  скажите, содержит ли он, с вашей  точки зрения, интересную информацию.

3. Прочтите начальные  предложения первого и последнего  абзацев. Сформулируйте вопрос, который  освещается в статье.

4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте ошибки.

5. Выберите из напечатанных  на отдельных карточках текстов  вводную, основную и заключительную  части статьи. Составьте из них  статью.

6. Выделите в тексте  вводную и основную части.

7. Установите, повторяется  ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных  компонентах (заглавии, вводной или  основной части) она формулируется.

8. Проверьте, правильно  ли обозначена граница заключительной  части текста. Если нет, дайте  свой вариант.

9. Выделите в тексте  вводную, основную и заключительную  части.

10. Найдите заключительную  часть текста. Дается заголовок  и вводная часть текста; основная  часть разделена на отдельные  смысловые куски.

11. Составьте общее представление  о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной  и заключительной частям).

12. Прочтите первые предложения  абзацев и назовите вопросы,  которые будут рассматриваться  в тексте.

13. Прочтите последний  абзац текста и скажите, какое  содержание может предшествовать  этому выводу.

14. Прочтите про себя  первый абзац (введение) и попытайтесь  догадаться, о чем будет идти  речь в данном тексте.

15. Просмотрите текст,  ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой в тексте), составьте  план основного содержания текста.

16. Просмотрите текст и  нарисуйте эскиз строящегося  объекта, описанного в тексте.

17. Бегло просмотрите текст.  Сопоставьте первое предложение  текста с заглавием. Установите:

1. выражают ли одну  и ту же мысль 

2. выражают ли они общее  содержание текста.

18. Прочтите второе предложение  первого абзаца и первые предложения  всех последующих абзацев. Исключите  из них те, которые не выражают  новую мысль.

19. Составьте структурно-смысловую  схему текста по следующему  образцу:

1. Цель сообщения (предикация  первого порядка)

2. элементы общего содержания:

а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)

б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и  последующих порядков)

Подобного рода схемы смысловой  структуры текста могут быть также  основой для написания рефератов.

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

1. Не читая текст, укажите  структурный компонент, в котором  выражена тема. Прочтите эту часть  текста, назовите тему. В ряду  заглавий подчеркните то, которое  взято из сообщения о …

2. Распределите заглавия  по указанным темам.

3. Скажите, выражена ли  тема в заголовке текста.

1. Определите структурный  компонент текста, в котором содержится  тема (вводная часть, основная  часть)

2. Установите, какая проблема  обсуждается в тексте.

3. Прочитайте заглавие  и скажите, о чем идет речь  в тексте.

4. Назовите вопросы, которые  рассматриваются в редакционных  статьях и статьях специалистов  в данном номере газеты.

5. перечислите темы информационных  сообщений, помещенных на …  полосе газеты (под рубрикой …).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что  существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;

Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот  мысли, отрицание предыдущего утверждения.

1. Выпишите из текста  слова-сигналы и установите, к  какой части речи они относятся.

2. Определите слова-сигналы  из приведенных ниже, после которых  следует развитие предыдущего  положения.

3. Определите слова-сигналы  из приведенных ниже, после которых  следует изложение нового материала.

4. Установите, к какой  смысловой категории принадлежат  данные слова-сигналы: 

а) повторение мысли;

б) разъяснение мысли;

в) вывод;

г) изменение точки зрения.

5. Придумайте окончание  предложения после выявления  слова-сигнала.

6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.

7. Определите после каких из данных слов - сигналов может следовать главная мысль в тексте.

8. Просмотрите выделенные  в тексте слова. Предположите , о чем идет речь в тексте.

9. Чтобы лучше понять  текст, просмотрите его. Подберите  к субъектам, данным в левой  колонке, соответствующие предикаты  из правой.

10. Просмотрите несколько  статей на тему .. и докажите, что …

11. Просмотрите текст еще  раз. Определите его композиционно-речевую  форму ( это может быть сообщение, повествование или рассуждение).

12. Дополните информацию, полученную из текста. С этой  целью просмотрите соответствующие  газеты и журналы на изучаемом  иностранном языке.

Послетекстовый этап. Упражнения на контроль понимания прочитанного

1. Скажите, какие вопросы  рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема  вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту  несколько вопросов и задайте  их вашему товарищу, затем ответьте  на его вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя  собственный пример.

5. Выскажите мнение о  прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6. Подумайте, как и где  вы можете использовать извлеченную  из текста информацию.

7. Определите, нужно ли  вам более детально ознакомиться  с текстом для использования  полученной информации в вашей  будущей профессиональной деятельности.

5.2 Приемы снятия  трудностей при чтении текстов  в средней школе

Приведём здесь некоторые  приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней  школе:

- необходимо формировать  у детей механизмы прогнозирования,  догадки, идентификации, учить  анализировать, находить языковые  опоры в тексте, пользоваться  при необходимости словарём.

Информация о работе Обучение чтению на начальном этапе Библиография