Обучение детей 4-5 лет нетрадиционным техникам рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, контрольная работа

Описание работы

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» [2; С. 15].

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретическая часть.

§1. Рисование, как форма продуктивной деятельности при которой активно раскрывается творческий потенциал ребенка.
5
§2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 4-5 лет
6
§3. Понятие техники в изобразительном искусстве
8
§4. Описание методов нетрадиционного рисования.
10
Глава 2. Практическая часть.
§1 Серия занятий по развитию творческого воображения детей.

13
Заключение
21
Приложение. Примерное планирование занятий по нетрадиционной технике для средней группы.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

контрольная по ИЗО1.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(Коми пединститут)

Факультет педагогики и методики начального образования

Специальность «Дошкольная педагогика и психология»

Кафедра педагогики и методики начального образования

(заочное отделение)

 

 

 

Контрольная работа

по  теме «Обучение детей 4-5 лет нетрадиционным техникам рисования»

 

        

                                                                             Преподаватель:

Исполнитель:

Студентка ОЗО  ПиП  6409 группы

 

 

 

                                                 Сыктывкар, 2013

 

Введение

3

Глава 1. Теоретическая  часть.

 

§1.    Рисование, как форма  продуктивной деятельности при которой активно раскрывается творческий потенциал ребенка.

5

§2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 4-5 лет

6

§3. Понятие техники в изобразительном искусстве

8

§4. Описание методов нетрадиционного рисования. 

10

Глава 2. Практическая часть.

§1 Серия занятий по развитию творческого воображения детей.

 

13

Заключение

21

Приложение. Примерное  планирование занятий по нетрадиционной технике для средней группы.

Список использованных источников.

22

 

28




Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изобразительная деятельность, в частности, детское  рисование заключает в себе большие  возможности. Как отмечают исследователи  детского изобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многие деятели  науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» [2; С. 15].

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство  нетрадиционных техник относятся к  спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.[1; С. 43]

 Целью контрольной работы является изучение такой формы обучения как нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет.

Исходя из этого  следует рассмотреть следующие  задачи:

1. изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме  использования  нетрадиционных техник рисования  в работе с детьми дошкольного  возраста;

2.изучить нетрадиционные  техники, доступные детям дошкольного возраста 4-5 лет;

3.сделать подборку занятий для детей 4-5 лет с использованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развития творческого воображения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Рисование, как форма продуктивной деятельности при которой активно раскрывается творческий потенциал ребенка.

Рисование помогает развивать в ребенке гармоничность, внимательность к окружающему миру, к себе и людям, расширяется кругозор, активизируется интерес к новым  знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. В процессе творчества ребенок учится быть счастливым. Занятие творчеством – процесс, который увлекает. Дети учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов. Рисование – это полноценное средство самовыражения.

      В детском саду продолжают развивать умения и навыки детей в рисовании. Составлены специальные методики, обучающие рисованию: как нарисовать дерево, дом, елку и т.д., затем – композиционные рисунки.

Обучение рисованию  предполагает решение 2 взаимосвязанных  задач:

  1. Побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям в жизни
  2. Сформировать избирательные навыки и умения.

      Задача воспитателя - создать определенную эмоциональную атмосферу. И здесь незаменимое средство - музыка, художественное слово, изобразительное искусство. "Искусство помогает детям воспринимать то, что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создает тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребенок выражает свое отношение к окружающему миру " (по мнению Козловой С.А.) Однако знакомство с произведениями искусства достигают цели, когда находит продолжение и закрепляется в деятельности. Отображая события и явления окружающего мира, ребенок передает не только зрительное впечатление, но и свое отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. Изображая те или иные события, он тем самым уже оценивает их как важные или неважные для себя. [1; С. 38-39]

      Но это традиционное рисование. Это база, которая помогает развиваться в творческом направлении дальше. Отличным дополнением к традиционной технике рисования будут занятия нетрадиционным рисованием. Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления.

      При данном способе ребенок учится мылить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.

      Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.

      Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически. При рассмотрении образца рисунка сначала возникает удивление, что дети могут такое нарисовать самостоятельно! На своих занятиях я практикую методы развивающего обучения. Вопрос: «С помощью чего это нарисовано?» - заставляет мысль ребенка активно работать. Причем, дети знают, что ответ может быть совершенно неожиданным! Это будоражит их интерес.

В процессе рисования  совершенствуются: наблюдательность, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, творческая активность, творческое воображение.

Рисование –  это полноценное средство самовыражения. Оно развивает абстрактное мышление, тем самым позволяя нестандартно подходить к разрешению бытовых  ситуаций и проблем.

В детском саду продолжают развивать умения и навыки детей в рисовании. Составлены специальные  методики, обучающие рисованию. Но отличным дополнением к традиционной технике  рисования будут занятия нетрадиционным рисованием. [1; С. 41-43]

§2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 4-5 лет.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым  интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.

В процессе изобразительной  деятельности создаются благоприятные  условия для развития эстетического  и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение  и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в  изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства  формы, цвета, ритма — компонентов  эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень  любят рисовать. Как только маленькая  ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также – на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.[5; С. 12]

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

С 4-5 лет ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Возникает ступенчатое планирование. У детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Воображение остаётся в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

Уже к 4-5 годам  выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Информация о работе Обучение детей 4-5 лет нетрадиционным техникам рисования