Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:51, контрольная работа
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» [2; С. 15].
Введение
3
Глава 1. Теоретическая часть.
§1. Рисование, как форма продуктивной деятельности при которой активно раскрывается творческий потенциал ребенка.
5
§2. Особенности изобразительной деятельности дошкольника 4-5 лет
6
§3. Понятие техники в изобразительном искусстве
8
§4. Описание методов нетрадиционного рисования.
10
Глава 2. Практическая часть.
§1 Серия занятий по развитию творческого воображения детей.
13
Заключение
21
Приложение. Примерное планирование занятий по нетрадиционной технике для средней группы.
Список использованных источников.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка. [2, С. 32-37]
§3. Понятие техники в изобразительном искусстве.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Движения руки,
направленные на выполнение рисунка, не
рождаются самим процессом
Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества. [3, С. 82-85]
§4. Описание методов нетрадиционного рисования
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них. Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически. При рассмотрении образца рисунка сначала возникает удивление, что дети могут такое нарисовать самостоятельно. Вопрос: «С помощью чего это нарисовано?» - заставляет мысль ребенка активно работать.
Итак, рассмотрим некоторые методы нетрадиционного рисования, которые применяются на занятиях у детей 4-5 лет.
Очень красивый и эффектный метод: как раз подходит для знакомства с нетрадиционными техниками - отпечаток листьями: флоротипия. Техника такова: наносим на обратную сторону опавшего листа (где более заметны прожилки) гуашь – переворачиваем и оставляем отпечаток. Получается – отличное изображение… дерева! Согласитесь, очень быстрый и, не требующий особой подготовки, способ изображения деревьев. Так же данный способ может пригодиться для изображения букета.
Одним из способов нетрадиционного рисования является рисование с помощью шаблонов. Шаблоны можно изготовить из картона самостоятельно, они бывают уже готовые в продаже (линейки со зверями, овощами, фруктами и др.), а можно использовать в качестве шаблона, например… собственную ладонь.
Очень красивым и, главное быстрым и необычным способом нетрадиционного рисования является рисование с помощью отпечатка ладошки. Покрываем ладошку краской и делаем отпечаток на листе бумаги. Пара штрихов – и готова рыбка, лебедь. Несколько отпечатков по кругу – солнышко! Главное в таком способе аккуратно вымыть руки, чтобы закончить творение!
Еще можно применять способ тиснения - подложить под лист бумаги какой-нибудь предмет с рельефом, провести тонировку, например, восковым мелком. После покрытия акварелью – восковой мелок проступает – и мы получаем отличный результат!
Так же к нетрадиционным способам рисования можно отнести такую технику, как «тычок сухой кистью». Лист, гуашь, жесткая кисть и… никакой воды! С помощью этой техники можно изобразить колючего ежа, пушистого кота, филина, цветы, траву… Главное держать кисточку строго вертикально.
Существует еще много способов нетрадиционного рисования: рисование по влажной бумаге, рисование пальчиками, рисование разбрызгиванием, рисование с помощью штампов (штампы можно вырезать из картофеля, применить для этого какой-нибудь предмет – пробку от бутылки с водой и т.д.), рисование на цветной бумаге. Способов нетрадиционного рисования множество! Главное применить фантазию. Подойти к выбору способов творчески!
Важно отметить, что после окончания процесса рисования по каждому рисунку необходимо провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже. Так же при групповой работе можно использовать дополнительно другие методы коррекции, например, создание коллажей, рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа.[5; С. 14-16]
Психологу, как и воспитателю, работающему в дошкольном учреждении в своей работе необходимо придерживаться основных правил использования нетрадиционных способов рисования. Так, ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.
В средней группе (4-5 лет) дошкольного учреждения эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов. Внимательные педагоги замечают, что происходит так называемое «графическое отреагирование», особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком. При подборе и организации занятий опираются на следующие принципы:
1) свобода выбора
ребенком стимульного и
2) неограниченность временными рамками;
3) положительное принятие результата работы.[2; С. 238-240]
Практическая часть.
Серия занятий по развитию творческого воображения детей.
Рисование в технике “монотипия”.
"Волшебные звери".
Программные задачи: познакомить с монотипией, развивать творческое воображение, наблюдательность.
Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.
Ход занятия:
Перед началом
занятия рекомендуется
Педагог: "У нас в гостях - животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Это сказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. И выглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться в красивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издают разные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, а другие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. По таким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед нами волшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например, Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут нам кляксы". Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматривает монотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно. Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение. Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветные вырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.
В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать о своем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать… [4; С. 13-15]
"Во что превращаются кляксы?"
Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии, последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение, наблюдательность.
Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие, кафельная плитка или оргстекло.
Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.
Ход занятия:
Педагог: "Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу - карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)
Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?
- Я не только умею рисовать, - гордо ответила Клякса, - но и уже нарисовала одну из замечательных картин. Вот она. И клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?
- В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложены гуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняет детям, что нужно сделать:
1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги
изображение на плитке и
слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?" 3. Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.
По окончании занятия детские работы рассматриваются, обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в нем другие образы.[4; С. 15-16]
“Кто спрятался в лесу”.
Программные задачи: учить
детей составлению цветной
продолжать знакомить с монотипией, развивать воображение, связную речь.
Материал: монотипия для каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэты деревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин, составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.
Ход занятия:
Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мы попали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами не просто деревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи на гигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своих работах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнуло среди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как они выглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочном лесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий в качестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев, растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составлен окончательный вариант, можно приклеить все детали.
Информация о работе Обучение детей 4-5 лет нетрадиционным техникам рисования