Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:10, реферат
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Введение
В системе общественного воспитания
детей дошкольного возраста большое место
отводится рисованию, имеющему важное
значение для всестороннего развития
личности. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность, эстетическое
восприятие, эстетические эмоции, художественный
вкус, творческие способности, умение
доступными средствами самостоятельно
создавать красивое.
Занятия рисованием развивают умение
видеть прекрасное в окружающей жизни,
в произведениях искусства. Собственная
художественная деятельность помогает
детям постепенно подойти к пониманию
произведений живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства.
Основная цель обучения рисованию в детском саду -- научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
Навыки и умения, составляющие
технику рисования, имеют двигательный
характер. Закономерности их формирования
и развития те же, что и любых других двигательных
навыков. Поэтому обучение техническим
навыкам и умениям рисования будет успешным
лишь в том случае, если педагог учтет
физиологические и психологические особенности,
условия и пути их образования.
С этой целью воспитателям необходимо
познакомиться с психологией формирования
навыков и умений.
Проблемы развития моторики (движений)
ребенка издавна привлекали исследователей,
так как это необходимо для осуществления
любой деятельности. Как показывают исследования,
движения составляют основу формирования
представлений о форме, величине, пространстве
и т. д.
А. В. Запорожец подчеркивает, что ознакомление
с формой, величиной и другими пространственными
свойствами предметов оказывается невозможным
без движения руки или глаза, в известной
последовательности обследующих различные
участки предмета.
В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской
обнаружилось, что правильность узнавания
фигуры находится в тесной зависимости
от соответствия особенностям фигуры
движений, которые производит рука или
глаз ребенка в процессе предшествующего
ознакомления с ней.
Для развития моторики человека большое
значение имеет созревание нервно-мышечного
аппарата и усвоение исторически сложившегося
опыта предшествующих поколений. Освоение
движений ребенком осуществляется под
влиянием воспитателя. Особенно важно
это влияние при овладении действиями
с предметами и орудиями.
Сталкиваясь с предметами, инструментами,
орудиями, ребенок самостоятельно, без
обучающего воздействия взрослого, не
может раскрыть специфику их употребления
и часто, не зная способов действия с ними,
используем предметы неадекватно: стучит
карандашом по столу, берм его в рот, бросает
и т. п.
Особенно важным для развития психики
ребенка является овладение движениями
рук. Развитие движении руки во многом
зависит от овладевания орудиями и инструментами.
Особенности изобразительной деятельности
заключаются в том, что для ее осуществления
важно не просто развитие руки, а совместное
развитие руки и глаза. Зрительный контроль
за движением руки необходим на всех этапах
создания изображения. Глаз оценивает
получающееся изображение и направляет
его.
На различных этапах овладения
техническими навыками и умениями в рисовании
зрительный контроль за движением и кинестетические
(двигательные) ощущения соотносятся по-разному.
Вначале зрительный контроль за движением
руки будет иметь большое значение, так
как опыт движения только образуется.
Постепенно, по мере формирования движений,
роль зрительного контроля несколько
снижается: рука «приобретает представление»
о движении, ощущение как бы входит в руку,
и рисующий может произвести движение
не глядя. Однако зрительный контроль
не может быть снят совсем, так как без
этого невозможно сколько-нибудь отчетливое
расчлененное изображение. Передача свойств
предмета (формы, величины, строения) требует
постоянного зрительного контроля за
движением. С образованием двигательных
представлений, накопление опыта рисовальные
движения становятся более свободными,
уверенными, увеличивается произвольность
регуляции движений по направленности,
размаху, длительности и т. д.
Зрительный контроль за процессом изображения
осуществляется на основе имеющегося
у ребенка представления о предмете. Направляя
взором действия рук при здании рисунка,
ребенок все время сверяет создаваемо
с представлением того, что должно получиться,
и исправляет изображение в соответствии
с образовавшимся представлением.
Поэтому нужно, чтобы у ребенка было отчетливое
представление о предмете.
Регуляция изобразительного движения
через двигательные ощущения возможна
в том случае, если сформировано представление
о движении. Ребенок начинает приобретать
его уже в процессе обследования, когда
включается движение руки по контуру предмета
и ребенок ощущает, как движется его рука:
в каком направлении, каково движение
по рай маху, по продолжительности и т.
д.
Включенные в обследование предмета движения
руки организуют зрительное и кинестетическое
восприятие детей, способствуют уточнению
зрительных и двигательных представлений
о форме предмета и его конфигурации.
Однако значение движений руки, обследующей
предмет, не исчерпывается только их ролью
в формировании образа. Давно уже отмечалось,
что характер этого движения зависит от
формы обследуемого предмета. Движения
обследования по своему направлению сходны
с движениями исполнительными, изобразительными:
они как бы предваряют исполнительные,
и, уже обследуя предмет, ребенок упражняется
в том движении, которое нужно будет произвести,
чтобы изобразить предмет, т. е. передать
его пространственные свойства.
Ориентировочно-
Процессы восприятия, представления
(зрительные и двигательные), движения
рук взаимосвязаны между собой и должны
развиваться в единстве.
Нарушается единство этого процесса, в
частности, из-за недостаточного развития
движений рук ребенка. У него может быть
сформировано отчетливое представление
о предмете и о том движении, с помощью
которого можно изобразить этот предмет,
но если рука с инструментом не владеет
этим движением, то ребенок не сможет его
произвести, а следовательно, и изобразить
предмет.
Таким образом необходимо единство зрительной
и моторной координации для осуществления
процесса изображения и выработки технических
навыков.
В результате многократных повторений
движений и восприятия получающегося
изображения под руководством педагога
у детей формируются обобщенные представления
движений, заключающиеся в том, что изображение
предметов одинаковой формы требует одних
и тех же движений. Обобщенные представления
связаны с обобщенными умениями. Это очень
важный момент в обучении движениям: без
наличия такого обобщенного представления
ребенок не сможет перейти к самостоятельному
изображению предметов и явлений окружающего
мира.
Что же такое двигательные навыки и каковы
особенности их формирования?
Навык возникает как сознательно автоматизируемое
действие, а затем функционирует как автоматизированный
способ выполнения действия.
Автоматизированное выполнение действия
не есть бессознательное. Сознательный
контроль остается в любой степени автоматизации.
На эту особенность автоматизированного
действия указывал еще И. М. Сеченов: «Чем
заученнее движение, тем легче оно подчиняется
воле» [3]
Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть -- выполнение рукой рисовального движения и сенсорная -- восприятие движения и осуществление контроля за ним. Контроль за произведенным движением может быть зрительным и кинестетическим.
Однако важно не только научить
детей правильно держать карандаш, но
и отработать более сложное и пластичное
умение свободно владеть карандашом и
кистью при различных приемах рисования.
Для этого нужен не только навык, но и знание
о том, каким должно быть положение руки
с инструментом при выполнении той или
иной изобразительной задачи.
В это умение входит ряд навыков: правильно
держать инструмент (исходное положение),
положение руки с инструментом при рисовании
вертикальных и горизонтальных линий,
положение руки с кистью при рисовании
широких полос и тонких линий и др.
Овладев, всеми этими навыками и зная,
какой способ действия должен применяться
в том или ином случае, дети приобретают
умение свободно владеть карандашом и
кистью при различных приемах рисования.
Таким образом, первая группа нашей классификации
включает не только навыки, но и умения.
Вторая группа классификации включает
навыки, отработка которых приведет к
образованию умения регулировать рисовальные
движения в отношении силы нажима, скорости,
размаха, равномерности, слитности, плавности
в соответствии с задачами изображения.
Каждое из названных качеств движения
отрабатывается как навык.
Навыки, выделенные в третью группу, перерастают
в сенсомоторные умения, обусловливающие
создание изображения: умения подчинять
движение передаче любой формы, ее конфигурации,
положения в пространстве, относительной
величины, пропорций, что требует умения
соразмерять, подчинять движения контролю
взора. Эти относительно сложные умения
требуют усвоения определенных знаний
и овладения входящими в них навыками:
произвольное прекращение движения в
нужной точке, легкое, без излишнего напряжения
движение, удержание направленности движения
(но прямой, по дуге, по окружности и т.
д.), изменение направления движения. Эти
навыки обеспечивают передачу относительной
величины и пропорций форм предметов.
Таким образом, умение нарисовать
предмет требует отработки не одного,
а нескольких навыков и может быть окончательно
сформировано тогда, когда навыки, входящие
в его состав, отработаны. Кроме того, это
умение применяется сознательно: оно требует
такого умственного действия, как представление
формы, величины, пропорций изображаемого
предмета и соотнесение с ним рисовального
движения. Овладение умениями, входящими
в третью группу нашей классификации,
даст возможность свободно, легко, уверенно
изображать предметы любой формы, сложной
конфигурации. Однако приобретение этих
умений не возможно без овладения навыками
и умениями, входящими в I и II группы классификации.[1]
Итак, предлагаемая нами классификация
компонентов техники рисования делится
на три группы, включающие в себя навыки
и умения. Навыки будут отрабатываться
путем правильной постановки действия
и доведения его до автоматизма в результате
повторения, упражнения. Умения же будут
приобретаться детьми по мере отработки
входящих в них навыков, осознания задачи
изображения, а также усвоения знаний
о том, как, в каких условиях эти навыки
можно применять. Ясно, что одни компоненты
техники должны быть отработаны раньше
(навыки владения инструментом, навыки
и качества движения, включенные во II группу
нашей классификации, навык удержания
направленности движения -- по прямой,
по дуге, по окружности), другие -- позднее
(умение свободно владеть карандашом и
кистью при различных приемах рисования,
умение регулировать движения по силе,
темпу и т. д. в соответствии с задачами
изображения). Умения, направленные на
передачу формы предметов, ее пространственного
положения, величинных отношений формируются
в соответствии с овладением навыками
и усложнением изобразительных задач.
Такая последовательность определяется
тем, что умения, как говорилось выше, могут
быть приобретены тогда, когда отработаны
входящие в них навыки и усвоены знания
о материалах и инструментах, используемых
в рисовании.
2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе -- она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. И обучение технике рисования - не самоцель. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.[1]
«Программа воспитания в детском
саду» предусматривает в основном обучение
детей рисованию карандашом и кистью.
Каждый из этих инструментов имеет свою
специфику, что определяет и способы работы
с ними. Для руководства рисованием детей
необходимо хорошо знать выразительные
возможности обоих инструментов и разнообразные
способы действия с ними.
Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаш --твердый; при работе с ним рука
чувствует сопротивление материала. Карандашом
можно резко очерчивать контур изображаемых
предметов. Твердость его дает возможность
производить разнонаправленные движения,
не отрываясь от бумаги (например, при
закрашивании неотрывное движение туда
-- обратно).
Изменение интенсивности цвета достигается
изменением силы нажима на карандаш: слабый
нажим -- более светлый цвет, сильный нажим
-- более интенсивный цвет. Карандашом
можно провести неширокую линию; получение
более широкой линии требует неоднократного
движения, а закрашивание рисунка связано
с многократным повторным движением. Чем
большую поверхность нужно закрасить,
тем более длительно будут совершаться
эти движения.
Кисть -- мягкая. Рисование ею не требует
сильного нажима, сопротивление материала
незначительное. Это снимает напряжение
руки, которое создается в работе карандашом,
поэтому при рисовании кистью рука не
устает. Работа кистью и краской позволяет
получить цветовое пятно, сочную широкую
линию, быстро покрывать цветом большие
поверхности рисунка, без затраты усилий.
Но зато уменьшается ощущение характера
движения, что затрудняет формирование
отчетливых представлений о движении,
а следовательно, и самих движений. Линия
контура при рисовании краской получается
расплывчатой, недостаточно четкой.
Анализ широкой практики показывает, что часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. В том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим -- меньше дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики.
Сангина -- короткие палочки-карандаши,
завернутые в бумажку. Они бывают разнообразных
оттенков коричневого цвета.
Особенно выразительно сангиной, как и
угольным карандашом, получаются изображения
деревьев. Сангина хорошо передает также
шершавую поверхность древесной коры.
Благодаря мягкости этих материалов можно
легко получить линии разной ширины (утолщение
ствола, тонкость веток), действовать с
ними свободнее, чем с обычными цветными
карандашами, которые дают тонкую линию
и требуют сильного нажима для получения
более интенсивных штрихов. Представляется
целесообразным введение этих материалов
для рисования в старшей и подготовительной
к школе группах, когда детьми уже должны
быть освоены основные способы работы
цветными карандашами и кистью.
Постепенно дети усваивают
способы работы угольным карандашом и
сангиной, и их рисунки становятся более
интересными, выразительными. При этом
хорошее владение техникой работы уже
знакомыми материалами (кисть, карандаш)
оказывает положительное влияние на овладение
новыми материалами.
Для рисования детям можно давать и пастель
-- короткие палочки мягких тонов 24 и более
цветов (в коробке). Пастель позволяет
передавать мягкие переходы оттенков
разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий
материал, требующий легкости и известной
осторожности в работе, свободного владения
своей рукой, умения регулировать рисовальные
движения по силе. Поэтому пастель следует
использовать лишь в подготовительной
группе, когда дети освоят способы работы
с цветными восковыми мелками, сангиной
Для рисования хороши и фломастеры. Пока еще они мало доступны для детских учреждений, но использование их в младших группах было бы желательным: фломастеры дают яркий сочный цвет, рисовать им легко -- стоит только прикоснуться к бумаге, как остается след. Держать фломастер надо так же, как карандаш, но рисовать им легче, и рисунок получается ярким. Фломастеры должны использоваться наряду с другими материалами, но в первой младшей группе лучше вначале дать детям фломастер, так как слабая ручка малыша не может нажать на карандаш, чтобы получить отчетливый след. Постепенно, когда рука немного окрепнет, привыкнет к нужной хватке инструмента, можно предложить для рисования карандаш.
Очень интересный материал для рисования -- цветные восковые мелки -- короткие восковые палочки 10 цветов в небольших картонных коробочках.