Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:10, реферат
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Сочетание разных материалов
в одном рисунке не может быть случайным:
всякий раз нужно продумывать, пробовать,
какие из них позволяют добиться большей
выразительности.
Использование различных материалов обогатит
детей знанием способов работы с ними,
их изобразительных возможностей, сделает
рисунки детей более интересными, разнообразными,
выразительными, повысит эстетическую
сторону рисунка.
Цветные рисунки, помещенные в книге, убедительно
показывают большие возможности выразительной
передачи изображения детьми при рисовании
разными материалами.
3.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОТРАБОТКИ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАДАЧ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Эффективное освоение технических
навыков и умений возможно лишь при установлении
последовательности овладения детьми
техникой рисования, распределения задач
по каждой группе детского сада с учетом
возрастных особенностей развития изобразительной
деятельности.
Обучая технике рисования малыша, необходимо
учитывать, что движения руки ребенка,
которые обусловливают изображение, только
начинают развиваться. И этому процессу
необходимо уделить особое внимание.
При формировании техники рисования
у детей дошкольного возраста необходимо
учитывать то полезное, что есть в детской
«естественной» технике, что проявляется
в самостоятельных действиях ребенка
с карандашом.
Многочисленные наблюдения за детьми
показывают, что уже в 1 -- 2 года дети, подражая
взрослым или старшим братьям, сестрам,
берут в руки карандаш и начинают двигать
им по бумаге [2]
Чтобы подражать изобразительным
движениям, ребенок должен управлять своими
движениями. Такая возможность появляется
ко второму году жизни.
Первые штрихи, которые ребенок наносит
на бумагу, большей частью прерывающиеся:
карандаш то касается бумаги, то проносится
по воздуху. Но довольно быстро, обычно
после нескольких проб, рука ребенка крепнет,
движения делаются более энергичными,
многократно повторяющимися: ребенок
двигает рукой туда-обратно, не отрывая
карандаша от бумаги. В результате получаются
пучки дугообразных штрихов, по длине
соответствующие размаху руки ребенка.
Многократное повторение, упражнение
в одних и тех же движениях содействует
развитию соответствующих групп мышц
и механизма произвольного управления
ими.
В первом полугодии третьего года жизни ребенка отдельные линии начинают закругляться, замыкая контуром фигуру. Это одноразовое замыкающее линию движение как бы «вырезывает» фигуру из фона бумаги.
В период от двух до трех лет
характерно также освоение несколько
более сложных графических структур --
круга с расходящимися от него во все стороны
линиями, пересечения разных линий (вертикальных,
горизонтальных, наклонных).
Этот период свободного рисования, не
обусловленный еще задачей изображения
определенного предмета или явления, период
свободного действия с карандашом и бумагой
имеет огромное значение для развития
рисовальных движений руки.
в этот период, всякий раз когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фломастер или кисть.
Е. А. Флерина неоднократно указывала
на смелость, свободу движений руки маленького
ребенка, на его интерес к поискам разнообразных
движений для получения штрихов различного
характера, на стремление заполнять лист
бумаги штрихами и освоение таким образом
пространства листа. Эта легкость, свобода
обусловлены тем, что нет сложности изображения.
В процессе обучения необходимо сохранить
смелость и свободу движений, свойственные
маленькому ребенку, его стремление к
повторению однородных движений.[1]
При определении последовательности формирования
технических навыков и умений в рисовании
надо исходить из изобразительных задач,
указанных в программе детского сада,
и специфики деятельности, с одной стороны,
и из особенностей формирования двигательных
навыков и орудийных действий -- с другой.
В детском изобразительном творчестве
формирование технических навыков и решение
изобразительных задач находятся в определенной
взаимозависимости. Овладение техникой
служит решению изобразительных задач,
и вместе с тем возможности изображения
обусловливаются уровнем овладения техникой.
На каждом этапе обучения рисованию
перед детьми ставятся определенные задачи
изображения и соответственно программе
детьми должны осваиваться определенные
навыки и умения по технике рисунка.
Какими же техническими навыками и умениями
могут овладеть дети каждой возрастной
группы?
В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Лишь некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения но прямой в случайном направлении.
К концу пребывания в первой
младшей группе дети должны уметь правильно
держать карандаш и кисть.
Во второй младшей группе эти навыки закрепляются.
Наряду с этим дети овладевают действиями
с инструментами, когда положение руки
и пальцев естественно меняется при разных
способах действия.
Задачи расположения изображения в пределах
листа бумаги, создания изображений разной
величины (большой, маленький) требуют
отработки произвольной регуляции размаха
(амплитуды) движения руки, которая связана
с навыком произвольного прекращения
движения в нужной точке. В элементарном
виде этот навык начали отрабатывать в
первой младшей группе: дети не должны
выводить линии рисунка за пределы имеющегося
у них листа бумаги.
В группе четвертого года жизни отработка
этого навыка продолжается и усложняется:
движение руки ограничивается не только
краем листа, но и другими точками, определяемыми
изображением.
Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура.
Закрашивание рисунков -- сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда-и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).
С введением закрашивания возникает
задача сразу формировать дифференцированные
движения при работе с карандашом и с кистью,
учитывая различие этих инструментов
и различное положение руки при рисовании.
Обучение правильным приемам закрашивания
карандашом и кистью осуществляется и
в следующей группе.
Постепенно овладевая техническими навыками,
определенными для этой возрастной группы,
дети все более свободно и правильно решают
изобразительные задачи.
В средней группе продолжается обучение
правильному владению карандашом и кистью.
Здесь эти навыки становятся более сложными.
Изобразительные задачи, которые решают
в этой группе, требуют формирования более
осознанного умения менять положение
инструмента (карандаша, кисти) при различных
приемах рисования.
Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых, вертикальных и горизонтальных линий.
В средней группе необходимо
отрабатывать ряд навыков, входящих в
умение правильно и красиво закрашивать
рисунки карандашом и кистью: навык сохранения
направленности движений (в одном направлении),
навык своевременной остановки движения,
навык регуляции размаха движений (в зависимости
от величины закрашиваемой поверхности).
В этой группе важно продолжать учить
изменять направление движения в зависимости
от направленности линий контура изображаемых
предметов. Вместе с тем это умение усложняется
в связи с задачей изображения предметов
прямолинейной и округлой формы разного
характера (прямоугольных, квадратных,
треугольных, круглых, овальных).
Изображение пространственных
свойств предметов требует умения соразмерять
движения с длиной линий, величиной частей
(прямоугольник, квадрат и т. д.).
Отработка этих умений должна начинаться
в старшей группе, так как возникает задача
передавать относительную величину предметов
и их частей. В какой-то степени это умение
уже начало формироваться при рисовании
круга и овала, но в средней группе это
происходило только в кинестетическом
плане, как различие движений при рисовании.
В старшей группе данное умение связывается
с усвоением некоторых знаний о пропорциях
предметов. Не умея произвести формообразующее
движение, ребенок не может регулировать
это движение по длительности.
Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно.
Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. И важно сразу же учить правильным способам работы ими.
В подготовительной к школе
группе де должны свободно владеть умением
по-разному держать карандаш и кисть, менять
положение руки соответственно характеру
движения при рисовании прямых, дугообразны
волнистых и зигзагообразных линий, различных
форм округлого и прямолинейного контура,
широких и узких полос, различно расположенных
мазков.
Новым является освоение движений, быстро
изменяющих направление на противоположное,
например при рисовании завитков вправо
и влево, петель-восьмерок (декоративное
рисование), криволинейных форм (например,
различные вазы, керамические фигурки
животных) и т. д.
Рисование такого рода линий и форм позволяет
добиться подвижности пальцев и свободы
осевых движений кистей рук, управляющих
действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе требования к передач пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величин с большей точностью
этой группе продолжается отработка
умения изменит направление движения
(переход от движения по прямой к движению
по дуге и переход от движения по одной
дуге к движению по другой дуге).
В подготовительной группе продолжается
обучение рисованию простым карандашом,
совершенствуются и обогащаются приемы
рисования акварелью.
Безусловно, овладеть техникой рисования, всеми входящими в нее навыками и умениями дети могут только в том случае, если в каждой возрастной группе они получают определенный, указанный для этой группы объем навыков и умений.
4.ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ
Последовательность формирования
технических навыков и умений, как мы установили,
должна определяться изобразительными
задачами.
Каковы же наиболее эффективные способы
обучения детей этим навыкам?
Понятное окружающим изображение может
быть создано только на основе отчетливых
представлений о предметах и явлениях.
В работах советских психологов указывается,
что представления образуются в процессе
восприятия, что изображение в рисунке
может получиться лишь на основе чувственного
знакомства с предметом.
Необходимость формирования представления
для последующего изображения подчеркивает
и Н. П. Сакулина, отмечая наряду с этим
взаимосвязь всех процессов, лежащих в
основе деятельности изображения.
«Создать изображение,-- пишет она,-- ребенок
может при условии, что он представляет
себе предмет, который хочет изобразить,
что владеет таким комплексом движений,
которые позволяют ему передать форму
предмета, его строение. Движения эти производятся
под контролем зрительного восприятия.
Не глядя на то, как действуют его руки,
ребенок не может получить сколько-нибудь
отчетливого изображения. Но взор не может
контролировать действия, производимые
рукой, если нет представления того, что
должно получиться. Следовательно, критерием
сенсорной оценки создаваемого изображения
служит представление предполагаемого
результата -- изображения[4 ]
Отсутствие у детей отчетливых представлений
о предмете сделало бы невозможным его
изображение, а следовательно, и формирование
графических навыков и умений в процессе
создания изображения. Регулировать изображение
в рисунке может только полное, отчетливое
представление о предмете, которое образуется
при внимательном рассматривании, а но
при простом взглядывании.
Процесс восприятия предмета перед его
изображением должен быть организован
и направлен педагогом, с тем чтобы дети
прежде всего восприняли те свойства предмета,
которые особенно важны для последующего
изображения, а именно: форму, строение,
величину, цвет. Такое организованное
и направляемое воспитателем восприятие
детьми предмета называется обследованием.
Нужно позаботиться о том, чтобы у детей
были ясные представления о тех предметах,
которые они будут изображать.
Формирование навыка происходит
быстрее у того ребенка, который предварительно
активно знакомится с заданием и со способами
его выполнения и лишь затем переходит
к выполнению системы исполнительных,
рабочих движений, чем у того, который
сразу приступает к осуществлению последних
без предварительной ориентировки в ситуации.
В связи с этим большое значение имеет
первое ознакомление детей со способами
действия карандашом или кистью при изображении,
на основе чего складывается представление
о нужном способе.
Ориентировочные обследовательские действия
ребенка, направленные на ознакомление
со способами действия, не совершенны.
Это обусловлено тем, что двигательный
опыт дошкольников еще очень мал. Совершенствование
исполнительных рисовальных движений
происходит в течение всего периода пребывания
детей в детском саду.
Ориентировка в движении руки, связанном
с изображением, начинается уже в процессе
обследования предмета. То или иное рисовальное
движение будет обусловлено своеобразием
формы предмета, поэтому мы старались
включить в обследование такие движения
руки, которые подготовили бы переход
к освоению их в процессе изображения.
Это прежде всего движения руки, выделяющие
контур предмета.
Движение руки по контуру предмета, включенное
в обследование, способствует образованию
двигательного представления, необходимого
для формирования исполнительного движения.
В процессе обследования ребенок сначала
видит движение по контуру предмета в
воспроизведении педагога, а затем повторяет
сам. Образуется связь действий руки и
глаза. Зрительный образ движения связывается
с двигательным. Это способствует обеспечению
двойного контроля (двигательного и зрительного)
за последующими исполнительными движениями.[1]
Ориентировочно-
Для образования навыка правильного владения
инструментом очень важно, когда дети
впервые получают тот или иной инструмент,
проследить, как держит карандаш или кисть
каждый ребенок, и в случае надобности
исправить. При этом важны не только словесные
указания: «Оля, возьми карандаш правильно»,
но и исправление действенным путем: показать,
как надо держать, а иногда подойти к ребенку
и правильно вложить карандаш в его руку.
Такое воздействие нужно потому, что двигательный
опыт, а тем более опыт действия с инструментами
у маленьких детей очень незначителен.