Обучение детей технике рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Файлы: 1 файл

реферат изо.rtf

— 271.77 Кб (Скачать файл)

Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным в формировании человеческой моторики и особенно моторики, связанной с использованием в деятельности определенных предметов, орудий.  
Способы действия с орудиями труда и предметами быта дети не могут усвоить без руководства взрослого.  
Пути усвоения двигательного опыта разнообразны. Один из наиболее элементарных и генетически ранних -- путь подражания.  
Младшему дошкольнику для образования соответствующего навыка путем подражания требуется большое количество повторений, Объясняется это тем, что хотя дети внимательно следят за действиями педагога, но отсутствие зрительно-моторных координации приводит к тому, что возникающие у них в момент наблюдения за действиями взрослого зрительные впечатления не вызывают еще соответствующих движений. В результате ребенок не может кое произвести нужное движение и подражание оказывается менее успешным.  
При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания.

правильные графические навыки и умения нужно формировать с самого начала обучения детей рисованию, не ожидая закрепления неправильных. Если же неправильные навыки уже сложились, тогда изобразительные задачи, стоящие перед ребенком, отвлекают его от применения правильных способов действия.  
Приходится прибегать к специальным упражнениям.

Существенное влияние на процесс формирования навыков оказывает умение детей предварительно объяснить способ действия. Опыты Я. 3. Неверович показали, что даже при обучении детей дошкольного возраста методом наглядного показа часть из них уже в самом начале может рассказать, что и как надо делать. Эти дети, как правило, овладевают двигательным навыком значительно успешнее, при меньшем количестве упражнений и допускают меньше ошибок, чем те, которые не осознают заданного движения или осознают его на более поздних этапах обучения.  
Дети младшего возраста еще не могут повторить объяснение, но в старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать для повторения инструкции (задания и способов его выполнения).  
Вызывая детей к доске, нужно просить, чтобы они, показывая, называли способ действия, определяли словом положение руки с инструментом. Когда же на последующих занятиях встречается знакомый прием, прежде чем вызвать кого-то к доске, полезно спросить всех, как в данном случае надо действовать, какое правило они знают.  
Слово может выполнять и регулирующую роль. Например, дети трех лет в начале обучения рисованию прямоугольных форм скругляют углы. Слово же помогает ребенку остановить движение руки. Воспитатель говорит в процессе рисования формы: «Вверх -- остановились, прямо -- остановка, вниз -- остановились...» И случаи скругления углов уменьшаются. Когда же такие подсказывающие слова не произносятся, количество скругленных углов при изображении формы значительно больше.  
Роль слова в формировании практических навыков на каждом возрастном этапе различна. Для детей трех лет воспроизведение способа действия только по словесной инструкции представляет большие трудности. В связи с этим надо очень четко продумывать слова, сопровождающие показ приемов исполнения, способов действия: отбирать наиболее точные и не загромождать объяснение.

Детей старшей и подготовительной групп можно учить к усвоению правил по технике рисования.[1]  
Нужно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и рисовать ими нужно по-разному.  
Правила рисования карандашом:  
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не близко к отточенному концу.  
2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука -- внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.  
3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.  
4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.  
5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки.  
6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.  
7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.  
8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.  
9. Закрашивать рисунок нужно без просветов.  
10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо -- если нужно закрасить посветлее.  
Правила рисования краской.  
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.  
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому руке с кистью движется впереди линии.  
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.  
4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.  
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом).  
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.  
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.  
Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности.

Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнении с целью отработки движений руки, их качеств, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы должны использоваться в единстве. Организуя показ того или иного движения, одновременно нужно объяснить способ действия. Это помогает осознанию воспринимаемого образца, и последующий процесс подражания строится на сознательной основе. Иногда для закрепления осознанности действия после показа и объяснения педагога можно предложить кому-то из детей повторить инструкцию, другому показать движение, объясняя, как он действует.   
Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений (показ у доски). Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения -- технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования» Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение», 1970.

2. Сакулина Н. П. «Рисование в дошкольном детстве». М., «Просвещение», 1965

3.Сеченов И. М. Очерк рабочих движений человека. М., 1906.

4. Теория и практика сенсорного воспитания о детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. M. 1965. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Обучение детей технике рисования