Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:10, лекция
Различные подходы к педагогике
Обучение и воспитание в Древней Греции.
Педагогическая система Я.А. Коменского
Воспитание джентльмена.
Свободное воспитание в истории отечественной педагогики: Ж.Ж. Руссо
Песталоцци и природосообразное образование
В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения
3.
Воспитание джентльмена.
Из всех людей, с которыми мы встречаемся,
девять десятых становится тем, что они
есть: добрыми или злыми, полезными или
нет, благодаря воспитанию, говорил Локк.
Задачей воспитания он считал воспитание
джентльмена, а не простого человека, —
джентльмена, умеющего «вести «свои дела
толково и предусмотрительно». Это — дворянин
по происхождению, отличающийся «утонченностью
в обращении», в то же время он должен обладать
качествами буржуазного дельца, предприимчивого
человека.
Джентльмен должен получить физическое,
нравственное и умственное воспитание,
но не в школе, ибо школа, по мнению Локка,
это учреждение, где собрана «пестрая
толпа дурно воспитанных порочных мальчиков
всякого состояния». Настоящий джентльмен
воспитывается дома, ибо «даже недостатки
домашнего воспитания несравненно полезнее
приобретаемых в школе знаний и умений».
Локк, исходя из практики аристократических
семейств, рекомендовал поручить все дело
воспитания джентльмена хорошо подготовленному,
солидному воспитателю.
Огромное значение Локк придавал физическому
воспитанию. «Здоровье необходимо нам
для наших дел и нашего благополучия»,
— говорил он и предлагал тщательно разработанную,
стоявшую на уровне науки того времени
систему. «В здоровом теле — здоровый
дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому
с раннего детства закалить тело ребенка,
добиться того, чтобы он легко переносил
усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно
обосновывал значение строгого режима
в жизни ребенка, давая советы об одежде,
пище, прогулках, занятиях спортом.
Правильно поставленное физическое воспитание
способствует и выработке мужества и настойчивости.
«Джентльмен должен быть воспитан так,
чтобы во всякое время быть готовым надеть
оружие и стать солдатом».
Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил
из принципа пользы и интересов личности.
Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет
достичь собственного счастья, но в то
же время не препятствует в этом другим
джентльменам. Люди должны быть «мудрыми»
и не только добиваться того, что им хочется,
но и учитывать реальные возможности.
Поэтому поведение человека должно быть
разумно, он должен уметь руководить своими
страстями, быть дисциплинированным. Он
должен уметь подчинять себя велениям
рассудка. Но в трактовке Локка, по словам
Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный
человеческий рассудок...» (Маркс К. и Энгельс
Ф. Соч., т. 13, с. 62).
Выработка характера, развитие воли, нравственное
дисциплинирование — важнейшие задачи
воспитания. Нельзя потворствовать ребенку,
но нельзя и не удовлетворять его законных
пожеланий. Сначала «страх и уважение»
должны дать власть воспитателю над поведением
ребенка, а в более зрелые годы эту власть
будут поддерживать «любовь и дружба».
Главными воспитательными средствами
всегда будут являться не рассуждения,
а пример, среда, окружение ребенка. «Примите
за несомненную истину, — говорит Локк,
— что какие бы наставления ни давали
ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспитанности
ни пичкали его ежедневно, наибольшее
влияние на его поведение будет все-таки
оказывать компания, в которой он находится,
и образ действий тех, кто ходит за ним».
Особенно важно воспитание устойчивых
положительных привычек у детей.
«Детей нельзя воспитывать правилами,
которые ускользают из памяти. Если вы
считаете необходимым приучить их к чему-нибудь,
укорените это посредством практики всякий
раз, как представится случай, и, если возможно,
сами создайте случай».
Воспитание привычек должно начинаться
с самого раннего возраста. Нельзя добиться
положительных результатов грубостью,
насилием, необходимый результат дадут
ласковые слова, кроткое, как бы случайное
внушение, сделанное в форме напоминания
о том, что дети забыли. Нельзя прививать
несколько привычек одновременно. Задача
воспитателя заключается в том, чтобы
закрепить сначала одну привычку, а затем
уже перейти к воспитанию другой.
Для правильного направления всего воспитательного
процесса следует внимательно изучать
индивидуальные особенности ребенка,
надо наблюдать за ребенком, когда он ничего
не подозревает, для того чтобы «заметить
его преобладающие страсти и господствующие
наклонности», надо замечать различные
качества ребенка, «ибо сообразно различиям
этих качеств должны различаться и ваши
методы...».
Локк выступал противником телесных наказаний,
считая, что «рабская дисциплина создает
и рабский характер». Но в случаях упорного
нежелания ребенка проявить беспрекословное
послушание вполне допускал телесные
наказания.
Локк придавал значение религиозному
воспитанию, но считал, что главное — не
приучать детей к обрядам, а вызывать любовь
и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку,
значительно шире, чем это было принято
в то время. Джентльмена надо обучать чтению,
письму, рисованию, родному языку, французскому
языку, латинскому языку (латынь не для
всех; для тех, кто будет заниматься торговыми
делами, сельским хозяйством, этот язык
не нужен), географии, арифметике, геометрии,
астрономии, хронологии, этике, а также
следует дать ему основные сведения по
истории и законоведению, бухгалтерии,
обучать верховой езде и танцам.
Эта программа решительно порывает со
средневековыми традициями. Каждый из
предлагаемых Локком предметов должен
принести его воспитаннику определенную
пользу, готовить его к жизни. Знаниям
следовало придать практический характер.
Локк рекомендовал, чтобы воспитанник
занимался каким-либо ремеслом (столярным,
токарным, плотничьим) или садоводством
и сельским хозяйством, а также парфюмерным
делом, лакированием и гравированием.
Необходимость трудового воспитания он
мотивировал тем, что труд на свежем воздухе
полезен для здоровья, а знание ремесел
может пригодиться деловому человеку
как предпринимателю. Труд предотвращает
возможность вредной праздности.
Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен
будить его интерес к учению, развивать
его любознательность. Недопустимо превращать
учение в занятия, которые ребенку неприятны.
Учитель должен использовать стремление
детей к новому, но в то же время приучить
их заниматься и неинтересным. Широко
следует использовать детское любопытство,
ибо из него вырастает стремление к знаниям.
К детским вопросам надо относиться со
всем вниманием, не давать лживых и уклончивых
ответов. Необходимо развивать у детей
понимание и способность к самостоятельным
суждениям.
4.
Свободное воспитание
в истории отечественной
педагогики: Ж.Ж. Руссо
Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике со второй половины Х1Х века, приобретая при этом свои специфические черты. Интерес педагогов при этом проявлялся как к самому процессу свободного воспитания, так и к истории его развития. Так, уже в начале прошлого столетия появляются труды С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, П.К. Каптерева и др., дающие характеристику состояния русской педагогической мысли в контексте свободного воспитания. Не пропадает интерес к данному предмету и в настоящее время: разные аспекты проблемы находят отражения, например, в работах В.А. Вейкшана, А.И. Пискунова, З.И. Равкина, в диссертационном исследовании Н.В. Самойличенко.
Изначально в работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общественном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей; во всяком другом случае оно вредно» (5,30). Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». В романе «Эмиль, или О воспитании» мы читаем, что «воспитание вредно воспитаннику уже по тем предрассудкам, которыми оно наделяет его» (5,30). Данная сентенция имела место еще в «Рассуждениях о науках и искусствах», где автор отмечал, что люди, получившие традиционное воспитание «постоянно следуют обычаю, а не собственному разуму и не смеют казаться тем, что они есть на самом деле» (6, 24).
Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Далее, рассматривая типы зависимости, Ж.-Ж. Руссо подчеркивает, что зависимость от вещей, опосредованная самой природой, по своей сути не связана с моралью, и поэтому не порождает пороков и не вредит свободе, а зависимость же от людей дает прямо противоположный результат.
Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.
В своем произведении «Общественный договор (1762) Руссо провозглашал демократическую идею верховной власти народа. Основную причину социального зла он видел в частной собственности, но был только против крупной собственности, приобретенной нетрудовым путем, а собственность, добытую личным трудом, объявлял священной и неприкосновенной. В этом заключается основное противоречие социальной позиции Руссо, выражавшего интересы мелкобуржуазных слоев населения [10; c. 44].
Как и все французские просветители XVIII в., Руссо полагал, что улучшить общественные отношения можно путем правильно поставленного воспитания [5; c. 67].
В 1762 г. Руссо издал свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», где подверг уничтожающей критике воспитание, осуществляемое в «феодальном обществе, и начертал план формирования нового человека.,
Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь «естественной религии», он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства. Разгневанные церковники добились того, что его труд «Эмиль, или О воспитании по приговору французского парламента был публично сожжен на одной из площадей Парижа, а его автор вынужден был бежать от преследовании.
Вернулся во Францию он много позже, разбитый физически и морально [7; c. 97].
Произведения Руссо сыграли особенно важную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции они получили широкую известность во всем мире.
2.2 Свободная педагогика Ж.Ж. Руссо
Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя - с гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал прежде всего самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества.
Великий гуманист выступал за превращение воспитания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно осязая, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.
Под естественным воспитанием Ж.-Ж. Руссо понимал природосообразное, с учетом возраста ребенка формирование на лоне природы. Контакт с природой должен был физически укрепить ребенка, научить пользоваться органами чувств, обеспечить свободное развитие. Следуя детской природе, необходимо отказаться от ограничений, установленных волей воспитателя, отучить от слепого повиновения, следовать непреложным природным законам. Тогда отпадает необходимость искусственных наказаний - они заменяются естественными последствиями неверных поступков. Слабого и еще беспомощного ребенка должен опекать наставник.
Естественное воспитание должно явиться живительным процессом, в котором учитываются склонности и потребности ребенка, но не упускается из виду необходимость подготовки к общественным обязанностям. Внутренней мотивацией этого процесса становится стремление ребенка к самосовершенствованию.
В задачи воспитания Ж.-Ж. Русса включил развитие системы органов чувств как фундамента формирования личности. Педагог-сенсуалист полагал, что материальной предпосылкой мышления служат чувства, которые нуждаются в постоянном совершенствовании с раннего детства. Он отводил особое место физическому воспитанию как одному из средств гармонизации отношений человека с природой и социальным окружением, преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственной чистоты, совершенствования всего организма. Методика и рекомендации по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни ребенка в среде, близкой природе и ручному труду. Если в интеллектуальном, нравственном воспитании Ж.-Ж. Руссо предлагал не спешить, то при физическом воспитании он готов был подвергнуть воспитанника даже известному риску
Квинтэссенцией педагогических взглядов Песталоцци является его теория природосообразного образования, сформировавшаяся в результате наблюдений и экспериментов и развивавшаяся им до самого конца жизни, пополняясь различными деталями и подвергаясь постоянному переосмыслению. Эта теория принесла Песталоцци как педагогу мировую известность и признание. Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью и повседневным опытом ребёнка, сделала бы его способным мыслить.
В основе теории природосообразного образования лежит тезис о том, что оптимальное образование и воспитание должно строиться в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы. В книге «Как Гертруда учит своих детей» Песталоцци пишет:
Ход природы в развитии человеческого рода неизменен. не может быть поэтому двух хороших методов обучения. Только один метод хорош, и именно тот, который основывается на вечных законах природы. Плохих же методов имеется бесконечное множество; отрицательные свойства каждого из них возрастают по мере того, как метод отступает от законов природы и уменьшаются в той степени, в какой он следует этим законам.
По Песталоцци любое познание природы, её предметов и явлений в естественной жизни — чувственное восприятие, и это чувственное восприятие является той основой, на которой можно построить обучение ребёнка законам окружающего мира.
Чувственное восприятие является безусловной основой всякого познания, другими словами … всякое познание должно исходить из чувственного восприятия и иметь возможность возвращаться к нему… Любое обучение человека есть ни что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию…
Важно, чтобы дети, насколько это возможно, приобретали знания из собственных наблюдений за вещами окружающего мира, а не из схоластических книг и чужих, воспринимаемых на веру слов.
Педагогика, по мнению Песталоцци, призвана дать детям возможность перехода от беспорядочного нагромождения впечатлений, получаемых ребёнком чувственным образом, к умению воспринимать и далее к образованию ясных воззрений и чётких понятий. Для того, чтобы обеспечить этот переход в процессе обучения, важную роль приобретают такие действия, как сравнительный анализ предметов и явлений, объединение предметов в группы по характерным признакам, установление связей между ними. Конечная цель обучения, таким образом, — формирование логичной картины мира.
Ребёнку представляются чёткими лишь те понятия, к ясности которых ничего больше не может прибавить личный опыт… Путь к достижению чётких понятий лежит через постепенное, доступное детям, уяснения всех предметов, чёткого понимания которых от них добиваются.
Благодаря такому подходу, можно привести ребёнка не только к абстрактному знанию, но к понятию сущности предмета во всём её объёме.
Однако эта конечная цель может быть достигнута лишь очень постепенным уяснением понятий о предметах и явлениях окружающего мира. Этот процесс, построенный по принципу «от простого к сложному», сначала позволяет детям анализировать признаки и свойства предметов, и далее по мере обобщения информации приходить к чётким понятиям о них.. Во главу угла такого способа обучения ставится цель научить детей логическому мышлению, активизировать их ум к постановке задач и их решению.