Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:10, лекция
Различные подходы к педагогике
Обучение и воспитание в Древней Греции.
Педагогическая система Я.А. Коменского
Воспитание джентльмена.
Свободное воспитание в истории отечественной педагогики: Ж.Ж. Руссо
Песталоцци и природосообразное образование
Отношение в Афинах и Спарте к семье и браку.
В Афинах государственный
аппарат через законы и пропаганду
нравственных устоев жизни создавал
атмосферу нетерпимости к людям
безответственно относящимся к
своим гражданским
В Спарте государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время. Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек с семилетнего возраста.
Агамия, холостая жизнь, влекли за собой утрату личной гражданской чести – атимию. Этим людям невозможно было избежать унижения не только со стороны граждан, но и со стороны государства, должностных лиц. Так по распоряжению властей, взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были в зимнюю пору нагими обходить рынок, распевая специальные песни, в которых признавали, что по заслугам понесли наказание, ибо не повиновались законам. В Спарте, где законы обязывали уважать стариков, не распространялись на стариков, которые не создали семьи... Незавидная старость ожидала старого холостяка в Спарте. В Государственных учреждениях, воспитывающих молодое поколение, приводили в воспитательных целях анекдотический пример, когда некий юноша не уступил место прославленному полководцу Деркиллидасо, сказав: “Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне”.
Кроме этого, за уклонения от государственной обязанности - создавать семью, к холостякам применяли и штрафные санкции, особый штраф за безбрачие.
Дети в семье - радость, опора в старости.
Производя детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы, отдавая подобающее умершим, поддерживая и сохраняя семейные традиции.
Рождение ребенка был семейным праздником. Когда рождался ребенок, двери дома украшали оливковыми ветвями, если в доме родился мальчик, и шерстяными нитками, если рождалась девочка. Младенца купали в воде, в которую в Афинах вливали оливковое масло, а в Спарте вино. Если отец признавал ребенка, то на пятый или на седьмой день после родов устраивали семейный праздник. Отец поднимал ребенка с земли в знак признания и быстро обносил вокруг домашнего очага. Проводился религиозный обряд, и нового члена семьи поручали опеке домашних богов.
В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.
В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города. Стразу после рождения ребенка представляли на совет старейшин, которые и решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить.
Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.
Как формировались нравственные принципы молодого человека в Афинах.
Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями. Основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства, переполненного долгом перед обществом.
Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера. Именно произведения Гомера определяли нравственные устои в афинском этносе. В произведениях Гомера четко и однозначно определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов, определены нравственные традиции общества.
Вторым произведением, которое имело большое значение при воспитании молодого поколения - поэма Гесиода "Работа и дни".
Главной из этнических ценностей была любовь к свободе, и своей родине. Подвиг во имя своего народа.
Как формировались нравственные принципы молодого человека в Спарте.
В Спарте молодых
людей воспитывали в
В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины.
У Спартанцев также
любой человек предпочел бы смерть
во имя великой родины благом, но
совсем по другим причинам: созданная
Ликургом государственная организация
работала как четко налаженный механизм.
Созданная атмосфера в
Напутствуя солдат отправляющихся в военную экспедицию, матери говорили: “Со щитом или на щите”. Горе было человеку, проявившему малодушие в бою – он становился изгоем в обществе, от него отказывалась мать, жена, друзья. Он становился предметом всеобщего осмеяния, и только смерть могли освободить его от мучительной жизни.
Известны случаи, когда опозорившегося спартанеца, вина которого была доказана, убивала его мать в эмоциональном порыве.
Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не была захвачен врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.
Обучение и воспитание в Афинах.
Утвердить законом тот факт, что ребенка обязаны обучать родители, в Афинах не догадались. Собственного говоря - этого и не требовалось. Общественное мнение, неписанные законы в обществе, заставляли гражданина Афин заниматься обучением и воспитанием своих детей.
К концу 5 века до
н.э. в Афинах не было ни одного свободного
человека, который бы не умел писать
и читать. В это же время стали
организовываться школы. Афиняне считали
необходимым дать ребенку интеллектуальное,
музыкальное и физическое воспитание.
Важным считали одновременное
В соответствие с задачами воспитания мальчикам в Древних Афинах полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.
Грамматист - учитель грамоты обучал детей чтению и письму, давая им основные понятия о счете. Тетрадями служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы и фразы. Когда они овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых важное место занимали Гомер и Эзоп. Ученики разучивали стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида, гимны в честь богов, исполняемые во время ритуальных праздников.
Основная цель физического воспитания - подготовить юношу к военной службе. В 4 веке до н.э. военная служба продолжалась 4 года, с 18 лет. После года службы военнослужащие (эфибы) несли службу в пограничных районах.
Эфибы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят товарища в беде и будут защищать свою Родину. Во время военной подготовки предусматривалось также дальнейшее обучение музыке и участие в государственных торжествах.
В четвертом веке для обучения детей стали привлекать учителей мудрости - философов. В основном речь идет о софистах. Они обучали детей не только риторике - искусству произнесения речей, но и искусству спора, во время беседы излагали основные понятия об устройстве мира.
Под руководством петотриба - учителя гимнастики дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Здесь дети проявляли особый энтузиазм, так как их ждали в будущем различные спортивные соревнования, победа в которых была почетна.
Обучение молодых людей в Спарте.
Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, её истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Детей закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль.
Экзамены, перед тем как принять подростка в круг взрослых мужчин, были суровые.
Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин.
Обучение девочек.
Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей.
В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от фантазии родителей.
В Спарте воспитанием
девочек занимались серьезно – ведь
их готовили стать матерями будущих
граждан-воинов. Девочек, как и мальчиков,
обучали с семи лет. Девочки занимались
гимнастикой наравне с
Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.