Обучение и воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:10, лекция

Описание работы

Различные подходы к педагогике

Содержание работы

Обучение и воспитание в Древней Греции.
Педагогическая система Я.А. Коменского
Воспитание джентльмена.
Свободное воспитание в истории отечественной педагогики: Ж.Ж. Руссо
Песталоцци и природосообразное образование

Файлы: 1 файл

Обучение и воспитание в Древней Греции.docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

Результатом природосообразного обучения, помимо прочего, Песталоцци представляется подъём духовных и умственных сил детей, развитие их способностей, формирование здоровой и целостной человеческой личности. Таким образом, Песталоцци был противником главенствующих в его время теорий формального и материального образования. Формальное образование ставило на первый план развитие у детей памяти, внимания, восприятия и прочих психологических функций; материальное — напротив — считало своей задачей в первую очередь обеспечение детей знаниями. И лишь теория природосообразного воспитания Песталоцци соединила в себе оба этих вида обучения и доказала, что они являются взаимодополняющими и неразрывными.

Любое знание, по Песталоцци, должно излагаться детям  таким образом, чтобы они могли  видеть связь этих законов с уже  познанными и понятыми. Песталоцци многократно критиковал в своих  трудах вербализм образования, то есть вбивание в головы детей знаний методом  механического запоминания, зубрёжки, а не методом логического объяснения. Дети должны учиться говорить и думать «в соответствии с законами природы».

Одним из необходимых  условий усвоения знаний Песталоцци видел сознательность приобретения этих знаний, убеждённость детей в  их нужности и полезности. Важнейшей  задачей учителя Песталоцци считает умение возбудить и поддержать интерес ученика к занятиям.

В связи с  этим видна огромная важность соответствия сложности обучения силам воспитанника. Такое соответствие достигается  умением педагога организовать последовательный и постепенный переход от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от близкого к далёкому. Песталоцци выдвигает требование непрерывности  обучения, добавления знаний небольшими порциями к уже усвоенной массе, чем обеспечивается постоянное движение вперёд. Также постепенным должен быть переход от упражнений чувств к логическим упражнениям, от наблюдения через наименование к уяснению. Важно предотвратить недостаточно продуманные, скороспелые выводы.

Существенным  моментом учения Песталоцци является правильная организация наблюдения ребёнка над предметами и явлениями  окружающего мира. Искусство воспитания, считает он, состоит в умении увеличить  число объектов для наблюдения, обеспечить последовательность их появления, повысить их привлекательность для ребёнка. Таким образом, средства, формирующие логические способности ребёнка, должны быть согласованы со средствами, формирующими у него способность к наблюдению — лишь при этом условии развитие ребёнка будет гармоничным.

В памятной записке  «Метод» Песталоцци выделяет следующие  наиболее существенные принципы обучаемости:

  • Приведение всех взаимосвязанных по существу предметов в сознании в ту же самую связь, в какой они находятся в природе.
  • Подчинение несущественных деталей существенным и приоритет подлинных наблюдений над опосредованными знаниями.
  • Расположение вещей в сознании согласно той приоритетности значений, которую они имеют в природе.
  • Систематизация всех предметов и явлений по их свойствам.
  • Пользование всеми органами чувств для познания мира.
  • Расположение знаний в логически последовательный ряд, где каждое последующее понятие включает в себя предыдущее.
  • Доведение до совершенства более простых понятий, прежде чем перейти к сложному.
  • Формализация окончательного суждения лишь после полного завершения восприятия предмета, о котором производится суждение.
  • Самостоятельность суждений на базе разнообразия средств воздействия.
  • Учёт того, находится ли предмет изучения близко или далеко от органов восприятия (как в узком, так и в широком — мировоззренческом — смысле).

Механизм  чувственной человеческой природы  по существу своему подчиняется тем  же законам, согласно которым физическая природа повсеместно развивает  свои силы. Согласно этим законам наиболее существенные части преподаваемого предмета должны быть прочнейшим образом  запечатлены в сознании человека; затем постепенно, но с неослабевающей силой к этим существенным частям должны быть добавлены менее существенные таким образом, чтобы все части преподаваемого предмета … сохранили между собой живую, но соответствующую своему значению связь.[1].

Педагогическая концепция

Это был народник в лучшем значении слова. Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге: «Как Гертруда учит своих детей». Метод обучения по Песталоцци был близок методу Жакото и был направлен на стимулирование умственной деятельности обучаемого. Основой воспитания должна быть природа человека. Подобно другим педагогам, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобретались тем же путём, как и знания — путём наглядности.

Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания — создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания — согласие с природой. Средства воспитания — труд, игра, обучение.

Песталоцци предлагал  при определении основ образования  опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и  обучения он пришёл к убеждению, что  таковыми являются элементы — простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к «высокой и простой сообразности с природой». Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Теория элементарного (элементного) образования. Воспитание начинается с простых элементов  и восходит к более сложным. В  психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических»  законов: закон постепенности и  последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон  причинности и закон психической  самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению — а им удовлетворяет только наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки, то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретении и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый значок. Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно, и обучения, надо считать форму, число и слово. Простейшие элементы знания: Число — счёт: единица. Форма — измерение: линия. Слова — речь: звук Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этих рассуждениях строит последовательную методику элементарного преподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикой. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счёту и письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием всякой здравой педагогики.

6. В 90-е гг. XX в. под влиянием значительных изменений, происходивших в российском обществе, особое внимание педагогической науки начали привлекать аксиологические проблемы и проблемы нового обоснования целей воспитания в широком смысле слова. В это время начался пересмотр тех ценностных установок, которые были господствующими в советский период, что обусловило усиление интереса к педагогическим концепциям прошлого и, в частности, к идеям «нового воспитания» и «реформаторской педагогики», которые определяли развитие педагогики и школы в странах Западной Европы, США и России в конце X1X - начале XX века.

Идеи «нового  воспитания» отражали изменение  взглядов на воспитание и развитие личности ребенка, на их место в педагогическом процессе. Эти идеи явились отражением неудовлетворенности общества несоответствием  деятельности школы потребностям социального  и экономического развития, что обусловило поиск новых путей и средств  воспитания и развития личности. Этот процесс характеризовался значительным разнообразием подходов. Различные  представления о путях и средствах  развития детской личности нашли  отражение в многочисленных течениях так называемой «реформаторской  педагогики» конца XI X - начала XX в.

Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих  трудовых навыков, необходимых трудящемуся  любой профессии, средству формирования соответствующих нравственных качеств, была более ярко отражена в теории «трудовой школы» и «гражданского  воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера. В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил  основные принципы организации такой  школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа  должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа  к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую  и лабораторную работу.

Г.Кершенштейнер  предлагал для практических занятий  разные мастерские, кузню, школьный сад  – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащихся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер.

Профессиональную  подготовку Г. Кершенштейнер предлагал  осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.

Идеи Кершенштейнера перекликаются с идеями швейцарского педагога И.Г. Песталоцци не только в  плане соединения обучения с трудом, но и в плане всестороннего  развития личности, которую оба предусматривали  в своей трудовой школе.

В тесной связи  с концепцией  трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его.   Учить детей  работать практически нужно не для  того, что бы став взрослыми, « они понимали цель и благо государства, службе ему посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи».

Задачи школы  обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного  значения, и воспитание гражданина - патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины. В докладе "Школа будущего - трудовая школа" изложил основные принципы организации такой школы: готовить детей, главным образом  из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная цель не сообщение  знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и  воспитание дисциплины поведения. Для  детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. При организации  народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно - иллюстративной деятельностью. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, сама организация обучения на ранних стадиях примыкала к игровой деятельности.

В тесной связи  концепции трудовой школы у К. выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе "Понятие  гражданского воспитания". В ней  он рассматривал народную школу и  армию как наиболее действенные  государственные воспитательные институты, способные формировать у молодёжи желание трудиться на благо Отечеству  и защищать его.

Государственное устройство, воплощающее в своих  целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом.Самое  лучшее воспитание то, которое делает самого воспитателя все более  излишним. Цель общественной государственной  школы - воспитать ценных граждан. Задачи общественной школы: помочь выбрать  профессию, приучить смотреть на профессию  как на службу. Смысл трудовой школы  заключается в том, чтобы при  минимуме научного материала выявить  максимум умений, способности к радости  от труда.

Информация о работе Обучение и воспитание