Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 07:09, лекция
Арабский алфавит.
Обучение технике письма.
Обучение письменной речи на арабском языке в средней школе.
Лекция №9
«Обучение письму и письменной речи на арабском языке в средней школе».
План лекции:
Арабский алфавит
ا ب ت ث ج ح خ د ذ ر ز س ش ص ض ط ظ ع غ ق ك ل م ن ه و ي
Обучение технике письма.
Основная цель в обучении технике письма на арабском языке в школе состоит в создании у учащихся графических каллиграфических и орфографических навыков.
Под графическими каллиграфическими навыками понимаются навыки написания всех букв, как в отдельности, так и в связанной письменной речи.
Следует выполнять большое количество упражнений на формирование графических навыков, таких как упражнение, на написание отдельных букв, письмо и письменная речь в процессе обучения иностранному языку выступают в первую очередь, как средство и лишь отчасти как цель обучения.
Арабский язык относится к семитской группе языков, афразийской макро семьи языков. Арабский алфавит состоит из 28 букв, изображающих только согласные звуки. В арабском языке нет прописных букв. Письменное и печатное изображение букв не имеет принципиального значения. Наиболее распространённым в арабских странах почерком является почерки «خطّ النسخ» и «خطّ الرقعة».
Упражнение на списывание отдельных слов, предложений.
Обучение орфографическим навыкам является важной задачей как при обучении первому, так и при обучении второму иностранным языкам.
Упражнениями на формирование орфографических навыков могут быть:
Дальнейшее развитие орфографических и графических навыков осуществляется при выполнении письменных работ условных речевых упражнений.
Учебная письменная речь.
Целью обучения письменной речи в средней школе является формирование элементарных умений письменной речи. Письмо в школе используется как средство обучения и средство совершенствования грамматических и лексических речевых и языковых навыков, а так же речевых монологических и диалогических умений. Под учебной письменной речью понимается вся система языковых и условно – речевых упражнений, выполняемых в письменной форме. К ним относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые письменные упражнения:
Важное место письменная речь занимает в формировании монологических умений, которые закрепляются в упражнениях :
Письменное описание картинки или серии картинок, возможно уже на начальной стадии обучения языку. После того как языковой материал хорошо усвоен в устной речи.
Большинство письменных
упражнений в связи с недостатком
времени рекомендуется
Письмо – золушка методики.
Литература:
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
Краткая психологическая характеристика письма как одной из форм письменного общения
Письмо —
продуктивная аналитико-синтетическая
деятельность, связанная с порождением
и фиксацией письменного
Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны.
«Подобно тому, как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность» (Лотман Ю.М., 1987, с. 3).
При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат. Эта цепь логических звеньев отражается в семантико-синтаксической и лексико-грамматической структуре текста.
Письменная фиксация информации как комплекс сложных речевых умений во многом совпадает с порождением устных высказываний.
Пишущий проходит путь от мысли, осознаваемой в форме внутренней речи, к языковым средствам. Отбор лексических единиц и организация их в грамматически оформленные предложения, абзацы и текст осуществляется через этапы выбора, сличения, комбинирования и контроля. Цепочка последовательных речевых действий развертывается при этом в соответствии с коммуникативным намерением автора.
Механизм внутренней речи, т. е. составление внутреннего плана или конспекта будущего текста, играет в процессе письма значительную роль.
При письменном высказывании мыслей, как и при говорении, функционируют одни и те же переходы между внешне выраженными и внутренне произносимыми языковыми формами. При письме осуществляется переход от слова, произносимого вслух или про себя, к слову видимому. В процессе говорения действует переход слова, произносимого про себя, к слову, произносимому вслух (см.: Жинкин Н. И., 1962, с. 318). Пишущий сначала представляет себе или воспринимает (при записи со слуха) те звуковые комплексы, которые подлежат фиксации. Затем он соотносит их с соответствующими графемами. При порождении письменного высказывания с опорой на печатный текст работа начинается с восприятия графем, после чего происходит ассоциация их с соответствующими фонемами.
Выдвинутое Н. И. Жинкиным положение об «интонационном укладе» записываемого предложения свидетельствует о том, что связное письменное высказывание упреждается не только проговариванием порождаемого текста, но и сокращенным прослеживанием порядка изложения, включая ход развития мысли. Упреждающий синтез предполагает, прежде всего, умение выбирать нужные слова, распределять предметные признаки (т. е. элементы содержания) в соответствии с замыслом, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для выражения тех или иных мыслей, выделять предикат как основную часть в смысловой организации предложения и т.д.
Внутренняя речь имеет разную степень интенсивности, что зависит от уровня владения языком и сложности порождаемого письменного текста.
Из всех форм устного и письменного общения письмо и говорение наиболее взаимозависимы. Тесная связь между ними проявляется не только в близости моделей порождения, о чем упоминалось выше, но и в корреляции психологических механизмов — речевого слуха, прогнозирования, памяти, внимания, а также в использовании таких анализаторов, как зрительный, речедвигательный и слуховой, так как «сначала мы пишем под диктовку собственного голоса, затем просматриваем и мысленно произносим написанное, вслушиваясь в ритм и интонацию» (Хегболдт П., 1963, с. 40).
Попутно следует отметить, что в процессе письма функционируют не только перечисленные выше анализаторы наряду с кратковременной и долговременной памятью, но и тесно взаимодействующие с ними словесно-логическая, образная и моторная (рукодвигательная) виды памяти, способствуя созданию опор и ориентиров для речемыслительной деятельности пишущего.
Разница между устным и письменным высказыванием сводится к тому, что в первом случае общение завершается Передачей информации, причем этот процесс отличается большой степенью автоматизации, при которой содержание текста и его языковое оформление передаются синхронно. Письмо как дистантная форма общения рассчитано на реципиентов, не связанных с автором письменного текста общностью языковых средств и ситуацией непосредственного общения, оно лишено и паралингвистических средств, которые значительно облегчают устное общение. С учетом вышесказанного письменный текст должен быть развернутым, логичным, точным и последовательным, с более тщательным отбором лексических и грамматических средств. Отсутствие партнера по общению и соответственно жестов, мимики и др. накладывает отпечаток на выбор языковых средств и знаков пунктуации, которые выполняют роль «заместителей реальной паралингвистической ситуации, свойственной устной речи» (Колшанский Г. В., 1974, с. 22). Используя пунктуационные знаки, пишущий обращает внимание реципиента на те факты, которые он считает особо важными. Наиболее часто употребляются с этой целью восклицательные знаки со скобками - «приглушенная восклицательность» (Троянская Е.С., 1982, с. 164). Восклицательный знак обладает, по мнению некоторых авторов, сходством с лексическими средствами, с выражениями типа: обратите внимание, еще раз повторяю / подчеркиваю и т.д. Разные оттенки дополнительной информации передаются с помощью многоточия, двух восклицательных знаков, сочетанием восклицательного знака с вопросительным и т.д. Все перечисленные средства употребляются не для маркирования грамматической структуры высказывания, а для облегчения адекватного понимания письменного текста реципиентом. Текст как продукт письма должен обладать следующими особенностями:
1) композиционно-структурной
завершенностью и логико-
2) единством
начала, центрального коммуникативного блока
и
заключительной части;
3) соотнесенностью заголовка с содержанием;
4) индуктивной
или дедуктивной формой
облегчает вероятностное прогнозирование
самого пишущего и реципиента;
5) предметным содержанием;
6) коммуникативными качествами;
7) монообъектными
или полиобъектными связями (
В отличие от говорения или слушания письмо - процесс более медленный, так как при порождении текста пишущий может изменить первоначальный замысел, скорректировать содержание, дополнить или видоизменить его. Из-за возможности возврата к тексту с целью контроля и исправления написанного многие авторы считают письмо более легкой речевой деятельностью и в отдельных случаях, как это имело место в аудиовизуальном методе, рекомендуют переходить от слушания и говорения не к чтению, а к письму, усматривая в последнем надежное средство для совершенствования форм устного обучения.
Связь письма с чтением объясняется тем, что обе формы общения базируются на графическом коммуникативном коде, хотя преследуют при этом разные цели.
Опыт обучения показывает, что письмо является не только способом контроля прочитанного, но и средством обучения чтению. Автоматизация звукобуквенных соответствий, закрепление с помощью письменных упражнений материала разных уровней языка совершенствуют технику чтения и способствуют успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.
Цели обучения письму
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения.
В качестве конечных требований выдвигается развитие умений письменно выражать свои мысли, т.е. использовать письмо как средство общения.
По окончании обучения на начальном этапе (II — IV классы) должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи.
На материале
предложений и несложных
описывать несложные рисунки в учебнике.
Средний этап (V—VII классы) должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяются тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этапе должно отличаться большей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа — тексты писем, открыток, а также статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качестве образцов для развития следующих умений:
с целью последующего использования их в письменном высказывании.
Обучение на старшем этапе (VI11 — IX классы) предполагает достижение высокого уровня в области письма, что выражается в улучшении качественных характеристик письменного текста, в расширении тем и проблем общения, в увеличении степени самостоятельности учащихся.
Программа школ с расширенной сеткой часов предусматривает развитие социокультурных знаний и понятий о культуре письменного общения на изучаемом языке (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 41).
Основными письменными произведениями учащихся будут: личное подробное письмо другу; письмо в газету или подростковый журнал, логически организованное и правильно оформленное; анкеты/формуляры с целью запроса информации и сообщения сведений личного характера.
При опоре на печатный текст или устное сообщение школьники должны научиться делать рабочие записи, писать изложение или сочинение. Кроме того, формируются следующие умения:
Информация о работе Обучение письму и письменной речи на арабском языке в средней школе