Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 07:09, лекция
Арабский алфавит.
Обучение технике письма.
Обучение письменной речи на арабском языке в средней школе.
логично
излагать суть обсуждаемой
ном виде.
По окончании обучения на профильно ориентированном этапе (X—XI классы) уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечить более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной и самообразовательной деятельности, что выражается в разнообразии привлекаемых ситуаций официального и неофициального характера, большей сложности продуцируемых текстов, высокой степени самостоятельности и активности учащихся. Профильный характер данного этапа следует трактовать как дальнейшее обучение языку в плане общения, в том числе и в межкультурной коммуникации, как средству учебно-профессиональной деятельности в различных областях специализации (см.: Программа обучения иностранным языкам..., 2000, с. 50, 51).
Основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная и курсовая работы.
Учащиеся должны уметь:
делать учебные
записи, т.е. составлять письмо «самому
себе» с целью организации
собственной речевой
На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:
Развитие техники письма
Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии и пунктуации
Формирование навыков каллиграфии и графики осуществляет-
на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. kalligraphia — красивый почерк) связана с обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических значков дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф и др.).
Графическое оформление письменного текста состоит из ряда взаимосвязанных операций. Например:
Трудности, связанные с овладением графикой и каллиграфией, объясняются рядом причин:
c-[k], [s];
x-[ks], [z];
g-[z], [gl;
ch-[с], [x], [J], [t[];
наличием синонимических буквенных обозначений (s – β- ss; ch - sch - sh и др.);
В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:
характерно для
французского языка. Например: accent aigu —
etc,
accent grave — mere, accent circonflexe — tet, знак cedille
— lec,on,
apostrophe — Геаи и др.
Обучение каллиграфии, графики и пунктуации должно опираться на опыт, приобретенный в родном языке, и на чтение. Из родного языка заимствуется ряд правил, необходимых для осуществления письма (положение рук, тетради, умение пользоваться прописями и разрезной азбукой).
Одновременное обучение письму и чтению позволяет эффективнее овладеть звукобуквенными соответствиями. Приведенный выше анализ доказывает, что чтение выступает как надежное средство развития навыков письма.
Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:
Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Так, например, в основе немецкой орфографии лежат два принципа — морфологический и фонетический. Некоторое распространение получили исторический (консервативный) принцип и иероглифический.
Морфологический
принцип применительно к
Сущность исторического принципа состоит в том, что написание отдельных слов не соответствует морфологическим или фонетическим фактам современного языка и оправдывается лишь исторически (Vater, Theater, Bibliothek, Physik).
Иероглифический (смыслоразличительный) принцип заключается в том, что одинаково звучащие слова пишутся по-разному, для того чтобы их можно было различить по буквенному составу (Seite — Saite; Meer — mehr, Lied — Lid). Исторический принцип написания характерен для английского и французского языков, что значительно осложняет формирование орфографических навыков в этих языках, так как наиболее сложной является та орфография, в которой этот принцип доминирует. Слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучиваться наизусть. Что касается морфологического принципа, то во всех трех языках возможно применение правила, если оно практически оправдано и распространяется на группу слов, закрепленных в устном общении.
Орфографические навыки формируются в процессе речевой деятельности на основе полного понимания и выполнения комплекса упражнений общего и специального назначения. В первую группу входят лексико-грамматические упражнения, выполняющиеся письменно. Они предназначаются не только для обучения орфографии, но и для закрепления языковых средств общения - лексики, грамматики, фонетики, а тем самым для развития всех форм общения (см. гл. IX, X).
К специальным упражнениям, развивающим навыки орфографии, относятся:
орфографические игры (кроссворды, загадки, цветное лото
и др.);
• диктанты: слуховой,
зрительный, зрительно-слуховой, само
диктант.
Слуховой диктант является надежным средством контроля
сформированности навыков орфографии и пунктуации. Он должен проводиться на связном тексте, включающем известные учащимся слова продуктивного минимума и имеющем доступное содержание. Диктант начинается с чтения вслух текста, затем материал диктуется по предложениям, каждое из которых предъявляется один раз.
Зрительный диктант состоит в том, что на доске записывают предложения или текст небольшого объема, который затем анализируется и стирается, учащиеся записывают диктуемый текст по памяти. Аналогичную работу можно провести с печатным текстом после чтения и анализа, книги закрываются, и учащиеся пишут зрительно воспринятый текст под диктовку так, как они его запомнили. Этот диктант выполняет предупредительную функцию.
При проведении зрительно-слухового диктанта запись текста в тетрадях сочетается с одновременной записью его на доске. После завершения работы проводятся проверка правильности текста, записанного школьниками в тетрадях, и анализ ошибок. Г
Самодиктант сводится к записи учащимися текста или стихотворения, выученного наизусть. О предстоящем диктанте следует предупреждать заранее, так как установка на преднамеренное запоминание правил орфографии способствует закреплению формы написания и устранению типичных для данного класса ошибок (см.: Методика обучения иностранным языкам..., 1982).
Базовые навыки в области техники письма формируются, как уже упоминалось, на начальном этапе обучения. На продвинутых этапах они закрепляются и совершенствуются как условия развития письменной речи.
Контроль письменных текстов
Показателями сформированности умений письма являются:
1) успешность
осуществления письменного
2) качество содержания
продуцируемого письменного
3) качество языковой стороны письменного текста;
4) степень самостоятельности
в выполнении письменных
Успешность
осуществления письменного
1) разнообразием ситуаций, в рамках которых создается письменный текст;
2) наличием речевого намерения;
3) способностью
выбирать языковые средства в
зависимости от
речевого замысла и ситуации.
Информация о работе Обучение письму и письменной речи на арабском языке в средней школе