Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования своей страны должна конкурировать с системами образования других стран. При этом необходимы широкая образовательная политика со стороны государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Отечественная образовательная система…………………………………..4
2. Зарубежные образовательные системы…………………………………….13
2.1. Великобритания…………………………………………………..……15
2.2. Ирландия…………………………………………………………….…16
2.3. Австралия……………………………………………………………….16
2.4. Новая Зеландия…………………………………………….....………..17
2.5. Германия…………………………………………………………….…17
2.6. Франция………………………………………………………….…….18
2.7. Испания………………………………………………………………..19
2.8. Америка……………………………………………………..…………20
3. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования……..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….…..24

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике - копия.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Педагогика

по теме:

Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Направление экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Отечественная образовательная  система…………………………………..4

2. Зарубежные образовательные системы…………………………………….13

2.1. Великобритания…………………………………………………..……15

2.2. Ирландия…………………………………………………………….…16

2.3. Австралия……………………………………………………………….16

2.4. Новая Зеландия…………………………………………….....………..17

2.5. Германия…………………………………………………………….…17

2.6. Франция………………………………………………………….…….18

2.7. Испания………………………………………………………………..19

2.8. Америка……………………………………………………..…………20

3. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования……..20

Заключение……………………………………………………………………..23

Список используемой литературы……………………………………….…..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них. [10]

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования своей страны должна конкурировать с системами образования других стран. При этом необходимы широкая образовательная политика со стороны государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Процессы глобализации, стремительное развитие информационных технологий и коммуникационных систем, а также преобразования социального и экономического характера, благодаря которым общество индустриального производства превратилось в общество науки и информации, изменили структуру международного рынка труда и предъявляют новые требования к компетенции и квалификации кадров. 
На фоне этих изменений общее, профессиональное образование. 
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире система образования оказывает очень важное влияние на развитие экономики, социальной сферы, науки, рынка труда и т. п. Предъявляются все более высокие требования к кадрам различных квалификаций, их профессионализму.

Целью работы является исследование соотношения качества систем образования России и Зарубежных стран. Для выполнения этой цели мною поставлены следующие задачи: изучить современные системы образования в  России и Зарубежных странах, их сущность, структуры, роли, задачи, соотношения.

1. Отечественная образовательная система

 

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.  [3]

Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича  в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин [7].

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты — Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров [4]

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах [4]. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства [7].

При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения [7].

В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы) [7].

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР [4]. Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным. [4]

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан — военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Система образования в России включает в себя:

  • образовательные стандарты и федеральные государственные требования,
  • образовательные программы различных видов, уровней и направленности,
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования  [3]

 

 Российское образование подразделяется:

1. общее образование: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;

2. профессиональное образование: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет,  магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;

3. дополнительное образование: дополнительное образование детей и взрослых; дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение. [3]

В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя); заочная, сетевое обучение, электронное и дистанционное обучение, экстернат [3]

Основным правовым документом, регулирующим отношения при реализации этого права и во всей системе образования России, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также могут приниматься другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы в сфере образования (непосредственно или косвенно). [1]

Для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся по каждому уровню общего образования и каждому уровню и направлению подготовки (специальности, профессии) профессионального образования принимаются федеральные государственные образовательные стандарты.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

  • к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему,
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям,
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Образовательная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности. Законом о лицензировании отдельных видов деятельности определено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с указанным законом с учетом требований законодательства об образовании. Эти требования впервые были утверждены статьей 33.1 Закона № 3266-1 «Об образовании». Норма об особенностях лицензирования образовательной деятельности существует и в новом законе об образовании (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, статья 91).

Право же организации, осуществляющую образовательную деятельность, выдавать в установленном порядке документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по реализуемым образовательным программам возникает у этой организации после прохождения аккредитации соответствующей образовательной программы и выдачи свидетельства о государственной аккредитации. [6]

Ниже приведены образовательные организации по типам в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (Табл. 1) [3]

 

Тип образовательной организации

Основная образовательная деятельность

Возможные виды образовательных организаций

Дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми

ясли, детский сад

Общеобразовательная организация

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия,лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат

Профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования

ПТУ, профессиональный лицей, колледж, техникум

Образовательные организации высшего образования

образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность

институт, академия, университет

Организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых


 

Однако существуют некоторые сложности в системе образование в настоящее время, как, например:

  • «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.
  • Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов
  • Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ), являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения.
  • Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов, а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании.

Информация о работе Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем