Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования своей страны должна конкурировать с системами образования других стран. При этом необходимы широкая образовательная политика со стороны государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Отечественная образовательная система…………………………………..4
2. Зарубежные образовательные системы…………………………………….13
2.1. Великобритания…………………………………………………..……15
2.2. Ирландия…………………………………………………………….…16
2.3. Австралия……………………………………………………………….16
2.4. Новая Зеландия…………………………………………….....………..17
2.5. Германия…………………………………………………………….…17
2.6. Франция………………………………………………………….…….18
2.7. Испания………………………………………………………………..19
2.8. Америка……………………………………………………..…………20
3. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования……..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….…..24

Файлы: 1 файл

контрольная работа по педагогике - копия.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Мониторинг эффективности вузов, проведённый Минобрнауки РФ в 2012 г., показал две основные проблемы — неэффективные филиалы вузов в ЮФО (где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России) и системные проблемы в СКФО

Для решения проблем в системе образования была разработано и утверждено Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”

Концепция определяет цели и основные задачи модернизации образования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение  качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования и поэтому, определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение требуемого качества дошкольного, общего и профессионального образования;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Модернизация образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения - пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

К приоритетам образовательной политики относятся: обеспечение государственных гарантий доступного качественного образования;  создание условий для повышения качества профессионального образования; формирование эффективных экономических отношений в образовании; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Обеспечение государственных гарантий доступного качественного образования заключается в том, что Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

  • бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
  • равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
  • получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.

Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов готовности к самоопределению в вопросах выбора работы, в том числе и открытию собственного дела. [2]

 

2. Зарубежная образовательная система

После принятия 29 государствами подготовленной правительствами Великобритании, Германии, Италии и Франции в 1999 г. Болонской Декларации Европа вступила в эпоху всеобщих и глубоких преобразований национальных систем образования.  На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц.

Сам процесс вполне уместно оценить в историческом плане как беспрецедентно масштабный и глубокий. Представим его основные элементы:

I. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы и квалификации высшего образования

II. Повышение статуса неуниверситетского сектора высшего образования (аналог среднего профессионального)

III. Тенденция к сокращению нормативного срока обучения.

VI. Изменения в структуре и организации докторских программ.

VII. Введение новых, преимущественно децентрализованных механизмов и процедур обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями, публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции "управление качеством образования".

В целом же отметим, что зарубежное высшее образование становится более прагматичным и все больше ориентируется на рынок труда. Двухступенчатая система позволяет сократить "производственный" цикл образования, осуществляя массовую подготовку на базовом уровне и избирательную (преимущественно платную) на последующем. Предполагается, что все это обеспечит повышение конкурентоспособности европейского образования. Школьное образование также получает новый импульс в развитии. Он вызван, прежде всего, использованием новых информационных технологий.

В одно из наиболее актуальных направлений превратилась многоплановая работа по привлечению внебюджетных средств на развитие образования. Особенно широко и последовательно привлечение средств населения осуществляется для нужд развития высшего образования.

Происходит постепенное увеличение доли поступлений средств на развитие высшей школы в сторону внебюджетных. Они формируются в первую очередь за счет привлечения средств населения по следующим направлениям: введение платы за обучение; введение платы за административные расходы; расширение негосударственного сектора послешкольного образования; предоставление платных студенческих кредитов; сокращение количества субсидий в виде грантов; увеличение доли работающих студентов (аналог вечерней формы обучения), которые способны сами оплачивать образование.

Кроме того, признано, что введение платы за обучение повышает ответственность за результаты учебы как плательщика - студента, так и вузов - получателей средств. Платное образование широко распространено в Канаде и США. Оно стало реальностью в Австралии, Австрии, Великобритании, Голландии, Португалии, Японии, а также в ряде стран Восточной Европы.

Невысокий уровень оплаты в форме покрытия административных расходов существует во Франции и Бельгии. Обсуждается введение платы в ФРГ и странах Центральной Европы. Противостоят идее введения платного обучения страны Северной Европы: Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Главной причиной тому является слабая дифференциация уровней заработной платы работников с общим средним образованием и выпускников вузов. Кроме того, в Швеции и других странах эффективно действует система студенческих кредитов. [5]

 

2.1. Великобритания

Обязательное образование в Великобритании начинается в 5 лет. Но, наряду с этим, дети 3-4 лет могут ходить в детский сад, а те, кому исполнилось 16 лет, и окончили школу, продолжают обучение в колледжах и университетах. 
     Британские школы и университеты предлагают российским студентам разнообразные программы обучения, начиная от получения образования в подготовительных школах и заканчивая полным университетским курсом. 
     Система образования Великобритании сложна и изощренна. Поэтому тот, кто решился учиться в Великобритании сам или собирается направить на учебу своего ребенка, нуждается в полной и точной информации и об учебных заведениях, и о требованиях к поступающим, и даже о правилах оформления анкеты-заявления. Надо знать о культурных и климатических особенностях страны.

 

2.2. Ирландия

Ирландия имеет давние и славные традиции в области образования, восходящие к средним векам, когда еще монахи были в числе главных просветителей всего западного мира. Эти традиции сохранились до настоящего времени, что позволяет поддерживать высокий уровень образования в соответствии с международными требованиями и постоянно увеличивать число иностранных студентов, заинтересованных в ирландском образовании. 
К учебе в школе и к образованию вообще в Ирландии относятся очень серьезно: здесь самая высокая в Европе посещаемость занятий. Ирландские школьники изучают больше предметов и сдают больше экзаменов, чем их британские сверстники. 
     Ирландское высшее образование широко признано во всем мире благодаря отличному качеству. Поступление в университеты производится в соответствии с принятой системой конкурсного отбора, и требования к поступающим высоки. 
     В последние годы популярность Ирландии как страны, предлагающей качественные языковые программы, стремительно возрастает. Сегодня в Ирландии насчитывается около 150 языковых школ и центров, предлагающих большой выбор программ различной продолжительности и интенсивности. Для профессионалов и бизнесменов предлагаются индивидуально спланированные программы.

 

2.3. Австралия

Последнее время Австралия является одним из лидеров международного образовательного рынка. Система образования Австралии имеет хорошую репутацию во всем мире, что является результатом тщательного контроля над всеми учебными заведениями страны, осуществляемого Федеральным правительством. Австралийская система образования основывается на британской модели. 
Первой ступенькой в образовательном процессе для иностранных студентов обычно выступают языковые курсы. Существует ряд языковых курсов для различных целей: начиная от каникулярных программ для школьников, подготовки и сдачи языкового теста IELTS, специализированного английского и языковой подготовки для прохождения университетского образования, включая последипломные курсы и второе высшее образование. 
Возможно также обучение по программам среднего и высшего образования, равно как и поступление в магистратуру.

2.4. Новая Зеландия

Новая Зеландия славится своей богатой и разнообразной природой - гейзерами, горами и озерами, лесами и гротами, ледниками и пляжами. Широко развитое экологическое движение позволяет сохранить всё это великолепие в почти первозданном состоянии, даже в районе крупных городов. 
    Тысячи иностранных студентов ежегодно устремляются к этим зеленым островам на краю света, чтобы получить образование, которое почти не уступает британскому, но обходится значительно дешевле. Дипломы новозеландских вузов и их программы признаются во всем мире. Качество образования бесспорно, цена - более чем доступна, уровень жизни - высок, а преступность мала. Это идеальный выбор для родителей, пожелавших обучить своих детей в англоязычной стране. Обучение в новозеландских школах и университетах ведется на государственном языке - английском. 
Иностранные студенты могут учиться во многих частных и некоторых государственных школах страны. Иностранцы обучаются по той же школьной программе, что и новозеландские учащиеся, занимаются спортом и участвуют в культурных мероприятиях, организованных в школе.

 

2.5. Германия

Современная Германия представляет собой индустриально развитую страну, сохранившую традиционный многовековой уклад крупных городов и небольших селений с богатейшей историей. Выгодное географическое положение, мягкий климат и разнообразный рельеф во все времена благоприятствовали Германии. 
Образовательная система Германии была образцом для всего мира в течение многих лет. 
Учебные заведения Германии гармонично сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники. 
Приехать учиться в Германию может каждый, начиная с 7-летнего возраста. Школьники могут продолжать обучение, начатое в России, в одной из немецких гимназий, после окончания которой поступают в германский университет. 
Школьники и студенты могут выучить немецкий язык или улучшить уровень своих знаний в многочисленных языковых школах, которые предоставляют широкий спектр разнообразных курсов. В таких школах можно выучить немецкий язык до необходимого уровня: учебы в университете, для общения с деловыми партнерами или просто для общения. 
Иностранным студентам разрешается работать полный рабочий день во время каникул, то есть три месяца в году. Для аспирантов этот срок составляет уже полгода.

Информация о работе Оцените соотношение эффективности отечественной и зарубежных образовательных систем