Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 19:13, контрольная работа
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Система образования своей страны должна конкурировать с системами образования других стран. При этом необходимы широкая образовательная политика со стороны государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Отечественная образовательная система…………………………………..4
2. Зарубежные образовательные системы…………………………………….13
2.1. Великобритания…………………………………………………..……15
2.2. Ирландия…………………………………………………………….…16
2.3. Австралия……………………………………………………………….16
2.4. Новая Зеландия…………………………………………….....………..17
2.5. Германия…………………………………………………………….…17
2.6. Франция………………………………………………………….…….18
2.7. Испания………………………………………………………………..19
2.8. Америка……………………………………………………..…………20
3. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования……..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список используемой литературы……………………………………….…..24
2.6. Франция
Французская система образования - одна
из лучших в мире. Начальное образование
французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке.
Общее число школьников и студентов превысило
15 млн. и составляет четверть населения
страны. Из них немногим более 2 млн. являются
студентами высших учебных заведений.
Высшее образование во Франции представлено
большим разнообразием школ и университетов
и предоставляет возможность выбора специализации.
Сейчас Франция занимает третье место
в мире по приему учащихся-иностранцев.
Обучение каждого такого студента обходится
казне в довольно крупную сумму. Иностранных
студентов зачисляют в государственные
учебные заведения на тех же условиях,
что и собственных.
Все вышесказанное, конечно, не относится
к частным учебным заведениям. Но диплом
государственного учебного заведения
во Франции котируется выше, чем диплом
любого частного вуза, каким бы хорошим
он ни был.
Французские школы разрабатывают специальные
программы для иностранных студентов.
Прежде всего, это интенсивные курсы французского
академического языка. На этих курсах
учат студентов пониманию школьных предметов,
дают специальную лексику и терминологию,
знакомят с особенностями обучения во
французской школе. Для иностранного ученика
составляется индивидуальная программа
по каждому предмету и подбирается соответствующий
класс.
2.7. Испания
Совсем недавно в Испании прошла реформа образования (1996-2000 гг.) и наряду
со старой системой, унаследованной с
1970 г., действует новая, и к тому же, в некоторых
центрах разработана своя - экспериментальная
- система. В основном реформа затронула
начальную и средние школы, что же касается
университетов, то здесь следует иметь
ввиду, что каждый университет в Испании
является автономным и может вносить свои
изменения (порой существенные) в программу.
На сегодняшний день для зачисления в
испанский университет необходимо сдать
специальные экзамены, подготовка к которым
осуществляется в последних двух классах
испанских общеобразовательных школ,
иностранным же студентам помощь в подготовке
к экзаменам проводит ряд испанских институтов.
В целом уровень и требования испанских
университетов соответствует общим европейским
стандартам. При этом цены на обучение
в испанских государственных вузах крайне
не высоки - в среднем они составляют от
700 до 1000 евро в год. Интересным и крайне
перспективным является возможность получения
двуязычного образования в испанских
университетах, по окончании которых выдаются
сразу два диплома - испанский и британский
(американский).
Сегодня в Испании есть большое количество
предложений от языковых школ. Большинство
школ сертифицированы и обязаны каждые
два года подтверждать свою квалификацию.
Как правило, все языковые центры в дополнение
к курсам предлагают и целый пакет услуг:
размещение, трансфер, экскурсионную программу.
Уроки испанского - не единственные возможные:
предложения включают занятия спортом,
уроки фламенко и кулинарного мастерства,
истории Испании, национального театра
и кино, а часто и второго иностранного
языка.
2.8. Америка
США - одна из наиболее бурно развивающихся
стран. Экономика показывает постоянный
и стабильный рост, низкий уровень безработицы
и инфляции, стремительное развитие технологий.
Американцы подходят к образованию со
свойственным им прагматизмом. Для них
учебные программы и курсы - это товар,
который различается по качеству и цене.
Для желающих учиться в США есть предложения
на любой вкус. Есть элитные вузы типа
Йеля и Гарварда, а есть и небольшие колледжи.
Причем иностранцы, как показывает статистика,
предпочитают не то чтобы именно их, но
далеко не самые именитые вузы.
Американцы поступают в школу с шести
лет, хотя многие учатся в яслях и детских
садах уже начиная с трех лет. Начальные
школы американцы заканчивают в 12-13 лет,
а затем переходят в средние школы различных
типов. В них учатся, в среднем, до 18 лет.
Именно поэтому гражданам России поступить
в американский вуз сразу после нашей
средней школы, как правило, невозможно
- нужно минимум год отучиться в российском
вузе или на специальной подготовительной
программе Foundation в американском колледже. [11]
3. Соотношение Отечественной и Зарубежной систем образования
Рассмотренные системы образования России и Зарубежных стран различаются типами управления, системой образования, построением образовательных программ, а также рядом других особенностей, но при этом имеют сходную структуру, состоящую из трех ступеней: бакалавра, магистра, доктора философии. Каждая из полученных степеней открывает возможности для карьерного роста. Продолжительность обучения на первой ступени занимает три, и только в США четыре года, на второй – год или два, на третьей – три года. В определенной степени это обусловлено Болонским соглашением.
Ни в одной из рассмотренных зарубежных образовательных систем не используется практика применения государственных образовательных стандартов, но, несмотря на это, образовательные программы университетов внутри страны имеют много общих черт, что обусловлено следующими причинами: традициями образования; межвузовским обменом идеями и кадрами; практикой аккредитации вузов, которая осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами.
Отсутствие жестких государственных стандартов позволяет вузам действовать в условиях мобильности, достаточной для нужд современного рынка образования и труда. Широкое использование кредитной системы обеспечивает исключительную гибкость, как самого учебного процесса, так и мобильности студентов при переходе с одной образовательной программы на другую или из одного вуза в другой.[8]
Быстро реагировать на изменяющиеся требования рынка труда позволяет учащимся зарубежных университетов предоставляемый им широкий, по сравнению с требованиями государственных стандартов РФ, выбор дисциплин, который может быть представлен двумя вариантами.
Первый – свободный выбор, дающий студенту возможность выбирать любую дисциплину из естественнонаучного, гуманитарного и социально-экономического циклов или специальную (профессиональную) дисциплину для углубления профессиональных знаний.
Второй – ограниченный выбор, дающий возможность выбирать из определенного перечня дисциплин или областей знания. В этом случае определенные рамки присутствуют, но возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории достаточно широки.
Анализ учебных планов российских вузов показал, что, сохраняя в целом перечень дисциплин, рекомендованных стандартами, многие вузы не считают для себя возможным строго его придерживаться. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью реагировать на изменения рынка труда, а также стремительным развитием научной мысли. В некоторых случаях вузы отказываются от преподавания отдельных обязательных дисциплин или предельно снижают объем учебной нагрузки на их освоение, вводя при этом не предусмотренные стандартом дисциплины. Введение таких дисциплин направлено на углубление знаний студента с учетом специфики учебного заведения.
Существенным недостатком российских образовательных стандартов, по сравнению с зарубежными образовательными программами, является «многопредметность», снижающая качество фундаментальной подготовки. Например, в российских вузах учебные планы подготовки бакалавра содержат около 60 дисциплин. Это в среднем 10 дисциплин в семестр, в то время как в зарубежных вузах в одном семестре изучается не более 5 дисциплин.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о необходимости изменений в структуре государственных образовательных стандартов, так как жесткая регламентация содержания образовательных программ и соотношения дисциплин для обязательного обучения и свободного выбора студентами исключает возможность быстрого реагирования на требования рынка труда и, являются причинами недостаточной конкурентоспособности российских вузов на мировом рынке образования. [9]
Эффективная система образования играет ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Необходимо повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. [8]
Образовательная политика России определяет рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
В контрольной работе мною были исследованы образовательные системы России и некоторых Зарубежных стран, значения, структуры, соотношения, были выявлены их проблемы, а также определены пути их решения.
Список используемых источников
Нормативные источники
1. Проект модельного закона субъекта Российской Федерации «Об образовании в субъекте Российской Федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Используемая литература
4. Большая советская энциклопедия. — М., 1969—1978.
5. Вестник ВГУ Зарубежный опыт в образовании
6. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск «Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».
7. Леонтьев А. А. История образования в России от древней Руси до конца ХХ века // Газета «Русский язык». — 2001. — № 33.
8. Железов Б. В Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг. / Железов Б. В., Кудюкин П. М., Шувалова О. Р. // Вопросы образования. 2009.
Электронные ресурсы
9. http://www.madrace.ru/ Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное пространство
10. https://ru.wikipedia.org/
11. http://www.pl41.com/Зарубежные системы образования