Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:21, реферат
В работе рассмотрено влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников
1. Психологическая сущность оценочной деятельности учителя
1.1 Особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе
Список литературы
В зарубежных странах в практике контроля нередко используют «тесты успешности», которые включают в себя несколько десятков заданий, охватывающих основные разделы курса. Однако эти тесты подвергаются серьёзной критике, т.к. преподаватель имеет дело только с конечным продуктом деятельности ученика, не имеет возможности оценить путь, которым шёл ученик к данному ответу. Таким образом, учитель не получает сведений о познавательной деятельности школьника. Кроме того, задания с выборочным типом ответа подавляют самостоятельность, творчество учащихся, часто оказываются необъективными по отношению к способным, думающим ученикам; учащиеся не получают сразу результата, им не указывают, где они совершили ошибку, а, следовательно, возможно запоминание неверных ответов.
Всеобщее среднее образование
в России привело к возрастанию
количества учащихся в школе, что
увеличило количество учеников, нежелающих
учиться, а это привело к
Свою лепту внесла процентомания, которая возникла с появлением отметок (баллов) и заключалась в действиях, направленных на получение высокого процента успеваемости учащихся нечестным путём, т.е. завышение отметок ученикам. Процентомания возникла очень легко: высокий процент «четвёрок» и «пятёрок» – хороший учитель, низкие показатели – плохой учитель (в число таких учителей нередко попадали учителя, работающие добросовестно и объективно оценивающие знания учащихся, а «хороших» учителей награждали и поощряли). Детям, конечно, это нравилось, т.к. можно не учить урок, а «хорошую» отметку учитель всё равно поставит. Но, если неовладевшего знаниями по предмету ученика перевести в следующий класс, то он не сможет усвоить новый материал по этому предмету и будет неуспевающим.
Многие считают, что причиной процентомании является отсутствие точных критериев оценки знаний. Если причиной процентомании является проверка и отметка, то следует не проводить её и не выставлять баллов. Но предыдущий опыт отмены отметок показал, что в условиях существующей системы обучения без баллов не обойтись, т.к. учащиеся просто перестанут учиться. Если деятельность осуществляется под руководством учителя, то он своими оценками и подсказками управляет процессом созидания.
Однако не оценивать работу
школы по качественному и
К.Д. Ушинский писал: «Почти
во всех русских учебных заведениях
принято обозначать цифрами прилежание
и успехи школьников. Мы употребляем
цифры от «0» до «5». «0» показывает,
что ученик совсем не исполнил своих
обязанностей… «Единицу» и «
Таким образом, старая традиционная система обучения устарела и изжила себя. Отметка и проверка знаний учащихся является неотъемлемой частью существующего ныне процесса обучения. Пока этот процесс не будет изменён, без проверки и отметок обойтись невозможно, и тем более их нельзя отменить. Отметки нет ни в одном виде деятельности, кроме школы. Поскольку баллы отрицательно влияют на учение и воспитание подрастающего поколения, приучают школьников обманывать и совершать антиобщественные поступки, то назрела необходимость найти другую систему учебной деятельности, которая не требовала бы отведения особого времени урока на контроль.
Информация о работе Оценочная культура учителя начальных классов