Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 11:41, реферат
Человек целостен, един в совокупности всех своих возрастов, однако философская антропология обычно исследует взрослого человека, что искусственно сужает рамки самой реалии - человек. Детство представляет собой начало человека, его понимание лежит в основе решения всех антропологических проблем. Современная гносеологическая концепция предполагает взрослого, познающего субъекта, в то время как познание мира ребёнком является целостным процессом, определяющим познание мира взрослым. Без понимания детства как начала познающего человека не может быть понимания человека как целостности. Понимание сущности детства даёт возможность выхода антропологии, гносеологии и культуре из тупика непознаваемости и невыразимости.
Введение
1. Детство как самостоятельный аспект культуры
2. Общекультурологическое значение детства
3. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
Заключение
Оправдание детства как феномена культуры
Реферат
на тему: Оправдание детства как феномена культуры
2009 г.
Содержание
Введение
1. Детство как
самостоятельный аспект
2. Общекультурологическое значение детства
3. Межкультурное
исследование детства (
Заключение
Введение
Человек целостен, един в совокупности всех своих возрастов, однако философская антропология обычно исследует взрослого человека, что искусственно сужает рамки самой реалии - человек. Детство представляет собой начало человека, его понимание лежит в основе решения всех антропологических проблем. Современная гносеологическая концепция предполагает взрослого, познающего субъекта, в то время как познание мира ребёнком является целостным процессом, определяющим познание мира взрослым. Без понимания детства как начала познающего человека не может быть понимания человека как целостности. Понимание сущности детства даёт возможность выхода антропологии, гносеологии и культуре из тупика непознаваемости и невыразимости.
Философское осмысление феномена детства приобретает чрезвычайную актуальность в контексте кризисного состояния современной действительности.
Антропный кризис, процессы глобализации, модернизационные процессы в мире в социальной и культурной сферах, в политике, экономике, а также системные трансформации мирового сообщества, - всё это требует философского осмысления сущности детства с позиций понимания настоящего и прогнозирования будущего. Детство определяет потенциал будущности, возможность её воплощения, поэтому осмысление сущности детства способствует разрешению противоречий настоящего с позиций наиболее конструктивного проектирования будущего.
Философское осмысление
феномена детства актуально в
аспекте переосмысления культурных
процессов: детство и ребёнок
не просто детерминированы типом
культуры, но являются её реальным фундаментом.
Осознание философских
Проблема философского
исследования феномена детства актуальна
и в свете кризисных явлений
в процессах экономического и
политического реформирования России
и их неоднозначного влияния на духовно-нравственное
и правовое воспитание молодого поколения.
Очевидность социального
Модернизационные процессы в Российском образовании, протекающие в условиях кризиса школьного, общественного, семейного воспитания, разрушения образовательно-воспитательной парадигмы прошлого столетия и ещё не сложившейся новой педагогической парадигмы также делают необходимым философское осмысление детства и ребёнка. Основания современной педагогической парадигмы целесообразно искать, прежде всего, в философском понимании феномена детства. Обоснование и апробация профильной школы, теоретические разработки проблемы самоопределения и практика формирования самоопределяющейся, отвечающей за свой выбор личности, к сожалению, не разрешают остроты проблемы социализации: занятости, получения образования, гарантирующего востребованного специалиста, имеющего возможность реализовать себя как личность в своей родной стране. Необходимость формирования личности, умеющей найти опору в себе самой, актуализирует детство как метафизическое начало человека.
В настоящее время
тема детства находится на стыке
различных исследований, имеющих
антропологическую и
Детство представлено
в античных философских текстах
(Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Платон,
Аристотель, Эпикур, Сенека, Плутарх); в
текстах средних веков и
Образам детства посвящаются выставки произведений изобразительного искусства, полноценно развивается литература (в том числе, и детская), дающая наиболее целостное представление о мире детства. Формируется субкультура детства, развивается детское творчество. Дети являются субъектами мира моды. Всё это вносит вклад в осмысление сущности детства.
Основная проблема исследования заключается в философском осмыслении феномена. Основная цель - осмыслить содержание основных генетических форм репрезентации феномена детства в философских и художественных текстах. Выявить состав феномена, философские основания его репрезентации, раскрыть содержание детства как сущего.
1. Детство
как самостоятельный аспект
ДЕТСТВО как самостоятельный
аспект культуры было выделено в качестве
"некоего мира, обладающего некоторой
автономией и психологической ценностью",
в романтическо-
В культурологических
исследованиях детство стало
самостоятельным объектом анализа
под влиянием распространения
Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.
В то же время детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует в своем воображении предметы действительности, например, палка становится у него самолетом или лошадкой, а взаимодействия со сверстниками драматизируются. Таким образом, преобразуя окружающую действительность, ребенок тем самым формирует и воспроизводит важнейшее культурное качество человека в создании идеальных сущностей.
Изучая процессы, происходящие в детстве в самых различных формах, мы каждый раз присутствуем при индивидуальном акте рождения культуры. Ученые имеют возможность непосредственно наблюдать этот процесс, но тем не менее до сих пор не ясно, как же ребенок овладевает речью, почему дети обладают громадным творческим потенциалом и чем вызвано угасание способностей человека впоследствии. Детство представляет собой, если использовать теорию А.Крёбера, своеобразный культурный взрыв, период бурного роста и овладения культурными навыками, приносящий непосредственную радость маленькому человеку, входящему в безбрежный мир культуры.
Нередко факт из жизни
ребенка объяснить труднее, чем
совершить очередной этап технологической
революции. Вот один пример, касающийся
"детских обычаев", особенностей
их игр. Абсолютное большинство детей,
принадлежащих к самым
Детство, в первую
очередь раннее, в условиях различных
культур исследовали такие
Особую область
образует этологическое изучение детства,
акцент в котором делается на анализе
эмоционально-психологических
Существенное, даже
определяющее, значение для культурологической
концепции в целом является то,
как понимается воспроизводство
культуры. Этот аспект изучения детства
анализируется с двух позиций. Одна
заключается в том, что становление
культурного человека состоит лишь
в развертывании генетической программы,
созревании (подобно плодам) навыков,
умений и проявлении их в определенные
периоды или в связи с
Другой подход, более
распространенный и более обоснованный,
рассматривает детство как
В структурном плане изучение детства как феномена культуры состоит из общекультурологических концепций и разнообразных направлений исследований, выделяемых на основании как метода, так и объекта изучения.
2. Общекультурологическое значение детства
СУЩЕСТВУЕТ несколько общекультурологических концепций детства. Объектами нашего анализа будут психокультурная теория детства Л. Демоза и типология культур в связи с особенностями детства М.Мид.
Создателем "психогенной" теории истории, согласно которой причины культурного развития коренятся во взаимоотношениях детей и родителей, является Л. Демоз. "Центральная сила исторического изменения, - пишет он, - не техника и экономика, а психогенные изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей". Эволюция типов взаимодействий между родителями и детьми - независимый источник развития. История детства, согласно Демозу, представляет собой последовательный ряд все более тесных отношений между ребенком и родителями. Типы воспитания, распространенные в обществе, являются не просто одной из его особенностей, а главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры. Л. Демоз высказал интересное предположение о связи содержания детских переживаний с соответствующими элементами культуры.
Информация о работе Оправдание детства как феномена культуры