Оправдание детства как феномена культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 11:41, реферат

Описание работы

Человек целостен, един в совокупности всех своих возрастов, однако философская антропология обычно исследует взрослого человека, что искусственно сужает рамки самой реалии - человек. Детство представляет собой начало человека, его понимание лежит в основе решения всех антропологических проблем. Современная гносеологическая концепция предполагает взрослого, познающего субъекта, в то время как познание мира ребёнком является целостным процессом, определяющим познание мира взрослым. Без понимания детства как начала познающего человека не может быть понимания человека как целостности. Понимание сущности детства даёт возможность выхода антропологии, гносеологии и культуре из тупика непознаваемости и невыразимости.

Содержание работы

Введение
1. Детство как самостоятельный аспект культуры
2. Общекультурологическое значение детства
3. Межкультурное исследование детства (направления и предметные области)
Заключение

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МАМА.docx

— 54.31 Кб (Скачать файл)

При изучении труда  в детстве анализируются: мотив  трудовой деятельности у детей различных  культур, начало трудовой деятельности, соотношение игры и труда, структура  и виды детского труда. На основе разнообразного конкретного материала исследователи  делают попытки объяснить специфику  участия в нем детей в той  или иной культуре. Труду в детстве  в различных его аспектах посвящена  и обобщающая статья Р. Г. и Р. Л. Монро, а также Г. С. Шиммин "Труд в четырех культурах: детерминанты и следствия" (1984). Путем систематических наблюдений в различных культурных традициях детей от трех до девяти лет выясняются детерминирующие факторы и содержание социопсихо-логического воздействия труда в детстве. В статье развиваются два тезиса. 1. Дети работают там, где имеют экономическую ценность, т.е. где семья и сообщество нуждаются для своего существования в продукте, производимом детьми как в натуральной, так и в товарной формах. 2. Труд влияет на развивающийся характер личности. Во всех четырех рассматриваемых в статье общностях из Кении, Белиза, американского Самоа и Непала дети рано вовлекаются в трудовой процесс. Уже в три года различные обязанности занимают до десяти процентов времени ребенка, а к девяти годам он работает до трети своего внешкольного времени. Выделяются три категории работ: уход за детьми; все категории работ, кроме ухода за детьми и оплаченного труда (домашняя работа и труд по поддержанию существования); общий показатель детского труда. В третью категорию входят две первые и, кроме того, оплачиваемая работа, товарный труд. В соотношении натурального и товарного труда последнему отводится подчиненная роль, и на его долю остается мало времени.

Анализ детского труда в четырех культурах  обнаружил существенные и интерпретируемые корреляции между вовлеченностью в  тот или иной тип труда и  видами поведения детей. Из них наиболее часто употребляемы три; "социабельность", т.е. способность вступать в социальное взаимодействие, "потребность в помощи" и "способность взять ответственность на себя". Анализ труда и видов поведения детей показал, что работающие дети предпочитают образцы взаимодействий, аналогичные типам труда, в которые они преимущественно вовлечены. Например, девочки, ухаживающие за детьми, переносят часть выработанных в этом процессе поведенческих стереотипов на всех детей младше себя. Было замечено также, что мальчики, занятые тяжелым трудом, чаще проявляют готовность брать ответственность на себя. Эта же связь проявляется и при выборе игр. Окончательный вывод авторов статьи: ".. уровень детского труда детерминирован экологическим окружением и, в свою очередь, является одним из источников формирования характера ребенка", "труд детей может влиять на их социальное поведение".

Авторы рассматриваемого исследования доказывают тезис о  наличии связи между типами труда  и предпочитаемыми детьми моделями взаимодействия друг с другом. Это  положение можно сформулировать по-другому: в процессе труда ребенок  в традиционных обществах овладевает формами социального взаимодействия, которые затем использует вне  трудового процесса в различных  формах поведения. В современных  обществах социальный опыт взрослых в большинстве случаев осваивается  в играх, когда моделируются различные  ситуации социального взаимодействия, а труду здесь, особенно в возрасте от трех до девяти лет, отводится, как  правило, минимальная роль.

Заключение

 

Детство в течение XX столетия перемещалось с тематической периферии в центральную сферу  философского внимания. Это перемещение  коснулось и многих других некогда  периферийных для философии тем. Одной из причин такой экспансии  философии является лавинообразный рост междисциплинарных проблем, осмысление которых требует мобилизации  не только научных, но и всех прочих культурных ресурсов. Философия же, будучи отрефлексированным выражением культуры, становится формой и способом мобилизации этих ресурсов. В современной науке детство рассматривается не только как педагогическая, психологическая или физиологическая тема.

Сегодня происходит переоценка значения, природы, места  детства в социуме. Меняется общественное и научное отношение к детству. Акцент на долженствовании взрослых по отношению к ребенку и ребенка  по отношению к взрослым сменяется  правовой доминантой.

Возросший интерес  гуманитарного знания к теме детства  на рубеже XX-XXI веков придал ей статус междисциплинарной проблемы, что  обусловило возможность и необходимость  учитывать данные физиологии, психиатрии, психоанализа, этнографии, этнопсихологии, педагогической психологии и права  в специальных исследованиях  детства. Однако признание междисциплинарного характера проблемы ещё не привело  к осознанию наличия дискурсивного  единства детства и, тем более, к  обозначению внешних и внутренних границ этого единства. Не попадали в центр философского внимания и  корреляты философского и научного, философского и художественного  осмысления детства.

детство феномен культура репрезентация

 

Список  литературы

 

1. ВыготскийЛ. С. Развитие высших психических функций. М.,1960.

2. Гегель Г. В.  Ф. Энциклопедия философских наук. М.,1977. Т. 3.

3. Кон И.С. Ребенок  и общество. М.,1988.

4. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

5. Эйбл-Эйбесфельдт И. Указ. соч.

6. Caudill W. Tiny Dramas // Transcultural Research in Mental Health. Honolulu, 1972.

7. Dunn J. Understanding Human Development // Human Ethnology. Cambridge, 1979.

8. Klaus M. H., Kennel J. H. Mothers Separated from their Newborn Infants // Pediatric Clinics of North America. N.Y.,1970.

9. Munroe R.H., Munroe R.L., Shimin H. S. Children's Work in Four Cultures: Determinants and Consequens // American Anthropology. 1984, №2.

10. Pohner R. P. Worldwide Tests of Parental Acceptance-Rejection Theories: An Overview // Behavioral Science Research. 1980. №1.

11. Roberts M. J., Sutton-Smith B. Child training and Game Involvement // Ethnology 1962. №l.


Информация о работе Оправдание детства как феномена культуры