Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Цель — изучение возможностей театрализованной игры как средства развития связной речи дошкольников.
Предмет исследования: речевая деятельность дошкольников.
Объект исследования: дошкольники.
Задачи исследования:
1) теоретический обзор проблемы театрализованной игры в психолого-педагогической литературе;
2) изучение особенностей связной речи детей дошкольного возраста

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития связной речи дошкольников
1.1. Особенности связной речи детей дошкольного возраста
1.2. Театрализованная игра как средство формирования связной речи
1.3. Значение театрализованной игры
1.4. Возможности театрализованной игры для развития связной речи
1.5. Особенности использования театрализованных игр для развития связной речи детей дошкольного возраста
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру
2.1. Организация исследования
2.2. Оценка эффективности работы по развитию связной речи средствами театрализованной игры
2.3. Рекомендации педагогам и родителям
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает, прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам. » Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества личности, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. В театрализованной игре ребёнок может занимать и осваивать различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей: «ребёнок-режиссёр», «ребёнок-актёр», «ребёнок-зритель», «ребёнок-декоратор».

Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение уровня общего психического развития, что в дальнейшем служит основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, её методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребёнка, понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Цель: развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

Последовательное знакомство детей с видами театра;

Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

Совершенствование артистических навыков детей;

Раскрепощение ребёнка;

Работа над речью, интонациями;

Коллективные действия, взаимодействия;

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.

Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;

В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;

В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;

В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Содержание занятий включает в себя:

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.

В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Творческие упражнения

Развитие интонационной выразительности

1. Исполнить песенку Козы  из сказки «Волк и семеро  козлят»: сначала голосом Козы, потом - Волка.

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

2. Предложить ребёнку задавать  вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки  из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели  смогли догадаться, кто из медведей  спрашивает и как они относятся  к тому, о чём спрашивают.

Развитие пластической выразительности при создании образа

1. Пройти по камешкам  через ручей от лица любого  персонажа, по выбору детей.

2. От лица любого персонажа  подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)

3. Ловить бабочку или  муху от лица различных персонажей.

Развитие выразительности и воображения

1. «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с  Петушком, и подслушивает, о чём  они говорят.

2. «После дождя». Жаркое  лето. Только прошёл дождь. Дети  осторожно ступают, ходят вокруг  воображаемой лужи, стараясь не  замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все  стороны. Им очень весело.

1.3. Значение театрализованной  игры 

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения – невозможно. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, робости, застенчивости и неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе, привлечь к взаимодействию музыкальных руководителей, логопеда.

Мною разработана программа, которая предусматривает развитие у детей артистических способностей, формирование интонационной выразительности речи с учетом их возрастных, индивидуальных и психофизиологических способностей. Все задачи решаются в процессе разнообразной театрализованной деятельности детей через:

• просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

• коррекционно-развивающие игры;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;

• ритмические минутки (логоритмика) ;

• творческие упражнения;

• задания для развития речевой интонационной выразительности;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

• развитие детской пластики;

• игры – драматизации и музыкальные игры;

• игры-превращения;

• упражнения на развитие выразительной мимики и пантомимы;

• танцевальные миниатюры;

• театрализованные игры и разыгрывание сказок.

Для более высокого уровня театрального воплощения я использую:

• костюмы и декорации;

• магнитофон, кассеты;

• детские музыкальные инструменты;

• куклы для театра и ширму.

1.4. Возможности театрализованной  игры для развития связной  речи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдержка

2.1. Организация исследования

Нами проводилось изучение состояния связной речи дошкольников. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний от единичной формы до составления ассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Комплексное исследование включало 3 последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.

В исследовании принимали участие 20 дошкольников из д/с № 93.

Опишем результаты по заданиям.

Методика 1. Составление рассказа по картинкам (Протоколы исследования см. в Приложении 1.)

Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: "Скажите, что здесь нарисовано? ") по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.

Полученные результаты показали, что многие испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие ("Что делает мальчик, девочка? "). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 14 испытуемых из 20 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

Методика 2. Пересказ текста (Протоколы исследования см. в Приложении 1.)

Это задание имело целью выявить возможности детей в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка»). Один ребёнок из 20 не смог выполнить задание, остальные составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.

Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, редставляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д. ).

У 8 детей (40%) трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п. ). Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи речи отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказывания. Первую, более слабую группу (9 человек), составили дети, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов. При этом требовалась помощь экспериментатора. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Исследования показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.

Информация о работе Опытно экспериментальная работа по развитию связной речи детей дошкольного возраста через театрализованную игру